Приостановление проведения выездной налоговой проверки должно оформляться письменно, соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку (п. 9 ст. 89 НК РФ) по форме КНД 1160071. Решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки.
В решении о приостановлении выездной налоговой проверки налоговый орган должен указать фамилию, имя, отчество руководителя проверяемой организации (или уполномоченного представителя), который должен быть ознакомлен с этим решением.
Проверка приостанавливается с даты, указанной в таком решении. Согласно п. 9 ст. 89 НК РФ общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шести месяцев.
Соответственно, если налоговый орган нарушил процедуру приостановления выездной проверки и не направил налогоплательщику соответствующее решение, налогоплательщик вправе оспорить действия инспекции в установленном порядке. Однако следует учесть, что в этом случае пидется доказывать, что налоговый орган не исполнил своих обязанностей и оформил и не отправил решение организации.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 07.07.2008 № 03-02-07/1-249 «О порядке приостановления и возобновления выездных проверок»
«1. В соответствии с п.9 ст.89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки. Приостановление и возобновление проводимой выездной налоговой проверки оформляется соответствующим решением налогового органа. Выездная налоговая проверка приостанавливается с даты, указанной в решении налогового органа,форма которого утверждена приказом ФНС России от 06.03.2007 № ММ-3-06/106* (зарегистрирован в Минюсте России 05.04.2007 № 9259). Кроме того, в решении о приостановлении выездной налоговой проверки указывается также фамилия, имя, отчество руководителя организации (уполномоченного представителя организации), который ознакомлен с решением о приостановлении проводимой выездной налоговой проверки.Решение о возобновлении выездной налоговой проверки также должно доводиться до проверяемой организации. В таком решении указывается дата, с которой возобновляется проводимая выездная налоговая проверка.*
2. В соответствии с пп.6, 7 и 15 п.1 ст.21 и п.2 ст.101 Кодекса налогоплательщик вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных Кодексом, лично и (или) через своего представителя. Налогоплательщики вправе представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок.
Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов (п.2 ст.101 Кодекса).Дела о выявленных в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных ст.ст.120, 122 и 123 Кодекса) рассматриваются в порядке, установленном ст.101.4 Кодекса, предусматривающей участие лица, в отношении которого проводится налоговая проверка, в процессе рассмотрения материалов этой проверки.В соответствии с пп.10 и 12 п.1 ст.21 Кодекса налогоплательщики вправе требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков, а также обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц.Обжалование актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц осуществляется в порядке, установленном гл.19 Кодекса».
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
2. Статья:В случае приостановления выездной проверки компаниям зачастую удается оспорить действия налоговиков
При приостановлении проверки налоговики обязаны прекратить ряд действий и покинуть территорию компании. Но они зачастую продолжают проводить выемку документов, осуществлять допросы или запрашивают документы и информацию у контрагентов компании. Правы ли проверяющие, трактуя спорные моменты НК РФ в свою пользу?
Согласно пункту 9 статьи 89 НК РФ налоговики вправе приостановить проведение выездной проверки (см. также врезку «Документы»). Среди основных причин таких действий контролеров — истребование у контрагентов проверяемой компании документов или информации, а также проведение экспертиз. Приостановить проверку руководитель налогового органа вправе на срок до шести месяцев. Если же целью приостановления проверки является получение информации от иностранных государственных органов, срок приостановления проверки может быть увеличен еще на три месяца.*
При этом суды подтверждают право контролеров вносить изменения в решение о приостановлении проверки. В частности, исправлять дату возобновления проверки. Так, ФАС Западно-Сибирского округа указал, что сам по себе факт внесения изменений в ранее принятое решение о приостановлении проверки без установления иных обстоятельств, свидетельствующих о прямом нарушении закона и прав налогоплательщика, не указывает на незаконность оспариваемого акта (постановление от 06.10.08 № Ф04-5997/2008(12791-А45-15)).
Во время приостановления проверки контролерам необходимо также приостановить различные действия на территории налогоплательщика, связанные с такой проверкой. В частности, не допускается осмотр территории и помещений проверяемой компании (письмо Минфина России от 28.10.08 № 03-02-07/1-433). Но мнения контролеров и судей в отношении некоторых мероприятий налогового контроля не столь однозначны. Можно ли в период приостановления проверки допросить свидетелей и провести выемку документов? Вправе ли проверяющие проводить экспертизу, а также истребовать документы и информацию?
Суды не против истребования документов после вынесения решения о приостановлении проверки
Одним из оснований приостановления проведения проверки является необходимость истребования документов, относящихся к предмету проверки (п. 9 ст. 89 НК РФ). Однако на практике налоговики зачастую истребуют у контрагентов проверяемых компаний необходимые документы и информацию уже после принятия решения о приостановлении проверки. На практике есть мнение, что с момента приостановления мероприятий налогового контроля инспекторы не вправе истребовать у третьих лиц информацию о проверяемой компании, а также направлять запросы контрагенту после вынесения решения о приостановлении проверки.
Однако суды не согласны с таким мнением. В частности, ФАС Дальневосточного округа в постановлении от 01.07.11 № Ф03-1989/2011указал, что приостановление действий налогового органа по истребованию документов у компании на период действия срока приостановления проведения выездной проверки не означает, что контролеры не вправе направлять требования контрагенту проверяемой организации. В этом деле компания не представила запрошенные документы, в связи с чем у налоговиков возникла необходимость истребовать их у контрагента. Проверяющие вынесли решение о приостановлении выездной проверки и одновременно направили соответствующее требование. По мнению суда, такие действия контролеров являются правомерными. Аналогичные выводы содержатся в постановлениях ФАС Северо-Западного от 10.11.11 № А05-13345/2010 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 02.04.12 № ВАС-3072/12) и Западно-Сибирского от 08.08.11 № А70-8654/2010 округов.
По мнению судов, налоговикам не обязательно указывать в решении о приостановлении проверки наименования контрагентов компании, у которых они планируют истребовать документы
Как правило, причиной приостановления проверки является необходимость получения от контрагентов проверяемой компании тех или иных документов. При этом закон устанавливает лимит на приостановление проверки по этому основанию — не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы (абз. 6 п. 9 ст. 89 НК РФ).
Ссылаясь на эту норму, компании пытаются признать недействительным решение о приостановлении проверки, в котором налоговики не указали перечень лиц, у которых они планируют истребовать информацию. Но суды в данной ситуации поддерживают контролеров. Так, ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 19.11.10 № А05-4432/2010 не посчитал нарушением тот факт, что налоговики не указали в решении о приостановлении проверки конкретных лиц, у которых будут истребованы документы. По мнению арбитров, отсутствие такой информации не является доказательством злоупотребления со стороны проверяющих, поскольку не приводит к чрезмерному вмешательству в хозяйственную деятельность налогоплательщика.*
По мнению Минфина России, приостановление проверки не влияет на 10-дневный срок для представления документов по требованию налоговиков
По мнению арбитров, истребование и получение документов в период приостановления проверки правомерно
Зачастую на практике налоговики направляют требование о представлении документов за несколько дней до приостановления проверки. Возникает вопрос: нужно ли компании в этом случае представлять документы, на что отведено 10 дней (п. 3 ст. 93 НК РФ), или исполнить требование проверяющих только после возобновления проверки?
Минфин России в письме от 03.07.08 № 03-02-07/1-246 разъяснил, что Налоговый кодекс РФ не предусматривает приостановление срока исполнения требования о представлении документов. Следовательно, решение о приостановлении проверки не прерывает срока исполнения требования и налогоплательщик должен представить документы в 10-дневный срок, как того требует пункт 3 статьи 93 НК РФ.
Судебная практика по данному вопросу неоднозначна. Некоторые суды поддерживают мнение контролеров, указывая, что приостановление налоговой проверки не является основанием для продления срока представления документов (определения ФАС Западно-Сибирского округаот 06.10.11 № А81-5222/2010 и от 02.09.11 № А75-9865/2010).
Допрос свидетелей в период приостановления проверки возможен, но только вне территории налогоплательщика
Но есть и противоположная позиция. Так ФАС Московского округа со ссылкой на пункт 7 статьи 3 НК РФ указал, что непредставление запрошенных документов в период приостановления проверки не образует состава правонарушения. А возложение на организацию обязанности по передаче документов в названный период нарушает ее права, гарантированные абзацем 9 пункта 9 статьи 89 НК РФ (постановление от 14.02.13 № А40-85458/12-20-465). По мнению суда, непредставление документов в 10-дневный срок является иным обстоятельством, исключающим вину компании в совершении правонарушения (подп. 4 п. 1 ст. 111 НК РФ). Аналогичные выводы содержатся в постановлениях ФАС Московского от 20.08.12 № А41-27671/11 и от 20.01.11 № КА-А40/16654-10,Восточно-Сибирского от 27.07.11 № А78-343/2011 округов.
НК РФ не указывает, в течение какого срока после получения информации от контрагента проверяемой компании налоговики возобновляют проверку
По правилам пункта 9 статьи 89 НК РФ приостановить проверку для получения от контрагента проверяемого налогоплательщика необходимой информации налоговики вправе на шесть или девять месяцев (в зависимости от цели приостановления). Однако Налоговый кодекс РФ не обязывает контролеров возобновить проверку сразу же после получения необходимых сведений (см. врезку «Справочная информация»).
Минфин России в письме от 12.11.12 № 03-02-07/1-288 разъясняет, что сроки приостановления и возобновления выездной проверки не зависят от получения от контрагента или иных лиц истребованных документов или информации. Ведь положения пункта 9 статьи 89 НК РФ устанавливают общий срок приостановления проверки. Специального срока, в течение которого контролеры обязаны возобновить проведение выездной налоговой проверки в зависимости от получения от контрагента или иных лиц истребованных документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, НК РФ не предусмотрено.
Журнал «Российский налоговый курьер» № 8, апрель 2013
3. Статья:Что запрещено вашему инспектору на выездной проверке, а что позволено
Проверка приостановлена. В это время инспекторы вызывают сотрудников проверяемой компании на допросы. Законно ли это?
Нет, не законно. Собирать доказательства инспекторы должны исключительно во время проверки (п. 26, 27 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57). Из пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ не ясно, можно ли в период приостановления проверки истребовать документы, вызывать на допрос свидетелей, проводить осмотр помещения. Судьи Высшего арбитражного суда в пункте 26 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57 сказали: все, что связано с действиями в отношении самого налогоплательщика, проводить нельзя. Его работников допрашивать нельзя, документы у него истребовать нельзя и т. д. Однако контрагентов отрабатывать можно. То есть можно допрашивать его сотрудников, проводить встречную проверку. Работе проверяемой компании это не препятствует.
Важная деталь
Собирать доказательства инспектора вправе только во время проверки.
Часто на практике инспекторы запрашивают документы за пределами сроков. То есть уже после того, как завершена проверка. Принципиальный налогоплательщик не даст документы, сославшись на пункт 27постановления № 57. А хитрый — даст. Но когда проверяющие сошлются на эти документы в акте и решении по проверке, напишет в апелляционной жалобе, что инспекция приводит недопустимые доказательства. Как поступать — как принципиальный или как хитрый налогоплательщик, вы уже для себя решаете сами.
Журнал «Главбух» № 9, Май 2014
29.05.2015г.