Налоговая инспекция может потребовать от организации предоставить документы только в рамках проведения проверки (камеральной или выездной), либо в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля. Для запроса документов проверяющие должны направить в организацию требование, форма которого утверждена приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338. Вне рамок проверки предоставлять документы организация не обязана. Кроме этого, в ходе проверки могут быть выявлены ошибки или несоответствия предоставленных данных. В такой ситуации налоговая инспекция направляет в организации сообщение с требованием представления пояснений. В сообщение должно быть указано в рамках какой проверки требуются пояснения. Предоставлять пояснения вне рамок проверки организация не обязана. Ответственности за непредставление пояснения действующим законодательством не предусмотрено. Если организация получила сообщение (требование), из которого не ясно в рамках каких мероприятий запрашиваются документы или пояснения, то более безопасно уточнить у налоговой инспекции цель запроса. Это позволить организации избежать негативных последствий.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1.Рекомендация: Каковы полномочия проверяющих при камеральной налоговой проверке
Камеральная налоговая проверка начинается после того, как организация подаст в инспекцию декларацию (расчет).* Ее проводят сотрудники налоговой инспекции, уполномоченные на это своими должностными обязанностями. Специального разрешения от руководителя налоговой инспекции на проведение камеральной проверки им не требуется. Об этом говорится в пункте 2 статьи 88 Налогового кодекса РФ.
Требования инспекции
В ходе камеральной проверки налоговая инспекция может потребовать:
1) у проверяемой организации:
- представить документы;
- представить письменные пояснения о выявленных ошибках (противоречиях) или устранить их;
- представить устные пояснения;
Вызов в инспекцию
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
В ходе камеральной налоговой проверки инспекция также вправе потребовать устные пояснения от организации (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ). Для этого она может направить в организацию уведомление о вызове для дачи необходимых пояснений. Форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338. В уведомлении инспекция обязана подробно указать цель вызова организации (приложение 1 к приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338). Налоговое законодательство не устанавливает никаких ограничений для инспекции в отношении их права вызова организации, в том числе для дачи устных пояснений (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ). При этом вызов может быть направлен по телекоммуникационным каналам связи в Порядке, утвержденном приказом ФНС России от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/169.
Обнаружение ошибок в декларации
Если в ходе камеральной проверки инспекция обнаружит ошибки в декларации (расчете) и (или) противоречия между имеющимися данными (сведениями), она должна будет сообщить об этом проверяемой организации (п. 3 ст. 88 НК РФ). Форма сообщения законодательством не утверждена. На практике инспекциям рекомендовано применять форму, образец которой приведен в приложении 2 к письму ФНС России от 16 июля 2013 г. № АС-4-2/12705. В сообщении инспекция описывает выявленные ошибки и (или) противоречия и предлагает организации дать им письменные пояснения, а в случае необходимости внести исправления в проверяемую декларацию (расчет).
Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга
2.Рекомендация: Как подать документы по требованию проверяющих при выездной налоговой проверке
В ходе выездной налоговой проверки сотрудники инспекции вправе запросить у организации документы, которые связаны с начислением и уплатой налогов. В свою очередь организация обязана обеспечить проверяющим возможность ознакомления с этими документами. Об этом говорится в абзаце 1 пункта 12 статьи 89 Налогового кодекса РФ.
Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга
3. Налоговый кодекс РФ. Часть первая
Статья 21. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов)
1. Налогоплательщики имеют право:
7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
Статья 31. Права налоговых органов
1. Налоговые органы вправе:
4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах
4.Статья: Безопаснее пояснить низкую налоговую нагрузку
Нина, компания не обязана пояснять низкую налоговую нагрузку. Но есть риск штрафа за отказ от визита в инспекцию.
При камеральной проверке налоговая вправе требовать от компании пояснения, только если выявит в декларации ошибки или противоречия* (п. 3 ст. 88 НК РФ). А саму проверку инспекция проводит в течение трех месяцев со дня представления декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ). Поэтому формально она не вправе требовать пояснений по низкой налоговой нагрузке за 2012 год.
Но на практике инспекторы вызывают руководителя для дачи пояснений на основании статьи 31 НК РФ. А эта норма позволяет запрашивать пояснения в любое время без проверки. И если компания проигнорирует сообщение, налоговики вправе оштрафовать руководителя на 4 тыс. рублей по части 1статьи 19.4 КоАП. А кроме того, могут включить компанию в план выездных проверок* (п. 1, 9 приложения 2 к приказу ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333@). Поэтому, чтобы избежать штрафа и ревизии, пояснения стоит представить. В них можно в общих чертах рассказать о планах компании по увеличению доходов и расширению рынка сбыта. То есть не посвящать инспекторов в особенности учета доходов и расходов.
ГАЗЕТА «УЧЕТ. НАЛОГИ. ПРАВО», № 10, МАРТ 2014
5. ПИСЬМО ФНС РОССИИ ОТ 17.07.2013 № АС-4-2/12837@
2.3. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей влечет ответственность граждан и должностных лиц, предусмотренную частью 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Налоговым органам необходимо учитывать, что указанная административная ответственность применяется за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений. Ссылку на применение указанной административной ответственности рекомендуется приводить в тексте уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).
29.09.2014 г.
С уважением,
Евгения Комова, старший эксперт БСС «Система Главбух».
Ответ утвержден Александром Родионовым,
заместителем начальника Горячей линии БСС «Система Главбух».