Да, операторы универсального обслуживания обязаны платить отчисления в резерв (фонд) универсального обслуживания (п. 1 ст. 60 Закон «О связи»).
Базой расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, за исключением сумм налогов.
Отчисления установлены в размере 1,2 процента полученных доходов (п. 3 и 4 ст. 60 Закон «О связи»).
Платежи осуществляются ежеквартально (каждые 3 месяца с начала календарного года), не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы (п. 5 ст. 60 Закон «О связи»).
Если обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания не осуществлены в установленные сроки или осуществлены в неполном объеме, федеральный орган исполнительной власти в области связи вправе обратиться в суд с иском об их взыскании (п. 6 ст. 60 Закон «О связи»).
Кроме того, действительно, операторы связи обязаны подавать отчетность в Федеральное агентство связи (далее - Россвязь). В отчетность должна включаться информация о технологических возможностях сетей связи, перспективах их развития, средствах и линиях связи, условиях оказания услуг связи, а также о применяемых тарифах и расчетных таксах. Эта информация подается один раз в год, не позднее 1 марта, представляет по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года. Информацию о сети и услугах связи операторы связи представляют в Россвязь на бумажных носителях и в электронной форме на съемном носителе информации почтовым отправлением.
Также важно отметить, что отсутствие отчислений в резерв (фонд) универсального обслуживания, и отчетности в Федеральное агентство связи приравниваются к нарушению лицензионных требований, за которое предусматривается привлечение к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух».
1. Закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи»
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
«Статья 58. Оператор универсального обслуживания
1. Оказание универсальных услуг связи осуществляется операторами универсального обслуживания, отбор которых осуществляется по результатам конкурса или в порядке назначения в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи для каждого субъекта Российской Федерации.
2. Количество операторов универсального обслуживания, действующих на территории субъекта Российской Федерации с учетом его особенностей, определяется исходя из необходимости обеспечения универсальными услугами связи всех потенциальных пользователей указанными услугами.
Право на оказание универсальных услуг связи предоставляется операторам сети связи общего пользования по результатам конкурса, проводимого в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В случае отсутствия заявок на участие в конкурсе или невозможности выявления победителя оказание универсальных услуг связи на определенной территории возлагается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области связи на оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования.
Оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования, не вправе отказаться от возложенной на него обязанности по оказанию универсальных услуг связи.
Статья 59. Резерв универсального обслуживания
1. В целях обеспечения возмещения операторам универсального обслуживания убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг связи, формируется резерв универсального обслуживания.
2. Средства резерва универсального обслуживания расходуются исключительно на цели, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Правильность и своевременность осуществления операторами сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания контролируются федеральным органом исполнительной власти в области связи.
Статья 60. Источники формирования резерва универсального обслуживания
1. Источниками формирования резерва универсального обслуживания являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования и иные не запрещенные законом источники.
2. Базой расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, за исключением сумм налогов, предъявленных оператором сети связи общего пользования абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Доходы определяются в установленном в Российской Федерации порядке ведения бухгалтерского учета.
3. Ставка обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования устанавливается в размере 1,2 процента.
4. Размер обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования рассчитывается им самостоятельно как соответствующая указанной в пункте 3 настоящей статьи ставке процентная доля доходов, определяемых в соответствии с настоящей статьей.
5. Операторы сети связи общего пользования не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, обязаны осуществлять обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания. Отсчет кварталов ведется с начала календарного года.
6. В случае, если обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания не осуществлены в установленные сроки или осуществлены в неполном объеме, федеральный орган исполнительной власти в области связи вправе обратиться в суд с иском о взыскании обязательных отчислений (неналоговых платежей).
Статья 61. Возмещение убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг связи
1. Убытки операторов универсального обслуживания, причиняемые оказанием универсальных услуг связи, подлежат возмещению в размере, не превышающем установленного по результатам конкурса размера возмещения убытков, или в случае, если конкурс не проводился, максимального размера возмещения убытков, и в сроки, не превышающие шести месяцев после завершения финансового года, если иное не было предусмотрено условиями конкурса.
Максимальный размер возмещения убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг связи, определяется как разница между доходами и экономически обоснованными затратами оператора универсального обслуживания и доходами и затратами оператора связи в случае, если бы обязательство по оказанию универсальных услуг связи на него не возлагалось, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
2. Оператор универсального обслуживания ведет раздельный учет доходов и расходов по осуществляемым видам деятельности, оказываемым услугам связи и используемым для оказания этих услуг частям сети электросвязи.
3. Порядок возмещения убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг связи, определяется Правительством Российской Федерации.»
2. Приказ Минкомсвязи РФ от 06.11.2009 N 146 «Об утверждении Порядка представления операторами связи информации о технологических возможностях своих сетей связи, перспективах их развития, средствах и линиях связи, условиях оказания услуг связи, а также о применяемых тарифах и расчетных таксах»
«1. Настоящий Порядок представления операторами связи информации о технологических возможностях своих сетей связи, перспективах их развития, средствах и линиях связи, условиях оказания услуг связи, а также о применяемых тарифах и расчетных таксах (далее - Порядок) разработан в соответствии с требованиями пункта 10 Правил подготовки и использования ресурсов единой сети электросвязи Российской Федерации в целях обеспечения функционирования сетей связи специального назначения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2006 г. N 103 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 9, ст. 1021; 2009, N 12, ст. 1429), и определяет порядок, состав и сроки представления операторами связи информации о технологических возможностях своих сетей связи, перспективах их развития, средствах и линиях связи, условиях оказания услуг связи, а также о применяемых тарифах и расчетных таксах в Федеральное агентство связи.
2. Информацию о технологических возможностях своих сетей связи, перспективах их развития, средствах и линиях связи, условиях оказания услуг связи, а также о применяемых тарифах и расчетных таксах (далее - информацию о сети связи и услугах связи) оператор связи один раз в год, не позднее 1 марта, представляет в Федеральное агентство связи (далее - Россвязь) по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года.
Информацию о сети и услугах связи операторы связи представляют в Россвязь на бумажных носителях и в электронной форме на съемном носителе информации почтовым отправлением.
В случае если за прошедший год информация о сети и услугах связи не изменялась и развитие сети связи на текущий год не планируется, оператор связи представляет информацию об отсутствии изменений.
3. В состав информации о сети и услугах связи включаются следующие сведения:
наименование (фирменное наименование), организационно-правовая форма, место нахождения юридического лица, почтовый адрес юридического лица, ИНН юридического лица, контактный номер телефона ответственного за подготовку информации, его фамилия, имя, отчество (при наличии) - для юридического лица;
фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, данные документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя, контактный номер телефона - для индивидуального предпринимателя;
о технологических возможностях сети связи;
о перспективах развития сети связи на текущий год;
о средствах связи и линиях связи, используемых в сети связи;
об условиях оказания услуг связи, а также услуг присоединения и услуг по пропуску трафика.*
4. Сведения о технологических возможностях сети связи содержат:
а) схему построения сети связи, на которой должно быть отражено размещение средств связи и линий связи, а также присоединение ее к другим сетям связи.
На схеме построения сети связи обозначается территориальное размещение:
узлов связи;
центральных земных станций, управляющих сетью спутниковой связи, и станций, обеспечивающих взаимодействие сети спутниковой связи с сетью связи общего пользования;
станций и подстанций сети телеграфной связи;
радиоэлектронных средств;
линий связи;
точек присоединения к другим сетям связи;
точек выделения каналов связи для оказания услуг связи по предоставлению каналов связи;
б) схему системы синхронизации сети электросвязи;
в) схему системы сигнализации сети электросвязи;
г) схему системы управления сетью электросвязи;
д) перечень оказываемых услуг связи в соответствии с действующими лицензиями, номера лицензий, сроки и территории их действия;
е) перечень и состав средств связи, образующих точки присоединения сети связи, с указанием их монтированной емкости и применяемых технологий;
ж) перечень дополнительных услуг, которые могут быть оказаны оператором связи спецпользователю. В состав информации о перечне дополнительных услуг, которые могут быть оказаны оператором связи спецпользователю, включаются сведения об имеющихся возможностях:
предоставления в аренду средств связи, оптических волокон, физических линий, кабелей связи и линейно-кабельных сооружений;
размещения средств связи спецпользователей в сооружениях связи оператора связи и на антенно-мачтовых сооружениях;
подключения оборудования спецпользователей к электропитающим установкам (далее - ЭПУ) сети электроснабжения оператора связи с указанием времени работы от ЭПУ, категории надежности электроснабжения, номиналов напряжений и допустимой мощности подключаемого оборудования;
размещения подвижных средств связи спецпользователей с целью их подключения к средствам связи оператора связи.
Схемы, указанные в подпунктах "а" - "г", выполняются в соответствии с требованиями к разработке проектной документации.
Для привязки узлов связи, средств связи и линий связи к местности при их размещении в населенных пунктах указываются адреса, вне населенных пунктов - географические координаты.
Допускается представление нескольких (отдельных) схем сети связи, которая используется для оказания различных услуг связи.
Описание технологических возможностей сети связи включает в себя информацию об оказываемых услугах связи, услугах присоединения и услугах по пропуску трафика, о монтированной емкости сети связи, о наличии свободных ресурсов, о типах узлов связи, значениях их монтированной емкости и применяемых технологиях.
5. Информация о перспективах развития сети связи на текущий год содержит сведения о планируемых оператором связи работах по реконструкции и развитию сети связи с указанием сроков ввода в эксплуатацию узлов связи, средств связи и линий связи. Указанная информация отображается на схеме построения сети связи.
6. Информация о средствах связи и линиях связи, используемых в сети связи, содержит:
перечень средств связи и их основные технические характеристики;
сведения о кабельных линиях связи с указанием их трассы, пропускной способности, протяженности, применяемом оборудовании и применяемых кабелях связи;
сведения о радиорелейных, тропосферных и спутниковых линиях связи, применяемых в них средствах связи, их пропускной способности. Для радиорелейных и тропосферных линий связи указываются трасса (азимут) протяженности;
сведения о средствах связи, образующих точки присоединения и точки выделения каналов связи, с указанием основных технических характеристик;
сведения об антенно-мачтовых сооружениях с указанием типа, высоты и несущей способности.
7. Информация об условиях оказания услуг связи, а также услуг присоединения и услуг по пропуску трафика содержит сведения, необходимые для заключения договоров на оказание вышеперечисленных услуг, в том числе сведения о порядке, сроках и форме расчетов за оказанные услуги, а также о применяемых тарифах за оказываемые услуги связи.»
3. Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2011 N 05АП-3007/2011.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Приморскому краю (далее по тексту - Управление Роскомнадзора, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о привлечении Учреждения Российской академии наук Института проблем морских технологий Дальневосточного отделения Российской академии наук (далее по тексту - учреждение, ИПМТ ДВО РАН) к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)*.
Решением суда от 13.04.2011 заявление административного органа удовлетворено, учреждение привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в виде предупреждения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Роскомнадзора и ИПМТ ДВО РАН обратились в суд с апелляционными жалобами.
Управление Роскомнадзора в апелляционной жалобе указывает на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела, в связи с чем просит судебный акт в мотивировочной части изменить, признав ИПМТ ДВО РАН виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением лицензионный условий по второму эпизоду указанному в заявлении о привлечении к административной ответственности. По мнению заявителя жалобы, в действиях учреждения имеется событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
В пункте 10 параграфа XVI "Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи" в качестве лицензионного условия значится условие "представление сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания в порядке и по форме, которые установлены федеральным органом исполнительной власти в области связи".
В соответствии требованиями пункта 5 статьи 60 Закона о связи, пункта 1 Приказа Минкомсвязи Российской Федерации от 16.09.2008 N 41 "Об утверждении Порядка предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания" оператор связи, оказывающий услуги связи в сети связи общего пользования, ежеквартально, не позднее 30 дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, представляет в Федеральное агентство связи сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального по установленной форме.
Доказательств предоставления в срок до 30.01.2011 указанного документа в Федеральное агентство связи в материалы дела не представлено, следовательно, ответчиком нарушены требования лицензии в части непредставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания в порядке и по форме, которые установлены федеральным органом исполнительной власти в области связи.
Таким образом, ИПМТ ДВО РАН правомерно привлечено Управлением Роскомнадзора к административной ответственности за нарушения лицензии, выраженное в незаключении договора присоединения сетей, на определенных условиях законом и в установленном порядке».
Колосова Наталья, руководитель направления VIP-поддержки «Горячей линии»