Такое разъяснение Вам лучше не принимать к сведению по причине отсутствия в пункте 4 статьи 5 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 39-ФЗ указаний на налоговые правоотношения, в связи с чем налоговые органы могут посчитать неправомерным применение пункта 5_1 статья 4 Федерального закона № 227-ФЗ к Вашим сделкам, гражданские правоотношения по которым возникли до 1 января 2012 года.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух .
1.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 18.07.2011 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения»
«Статья 4
5_1. Положения частей первой и второй Налогового кодекса Российской Федерации(в редакции настоящего Федерального закона) не применяются к заключенным до дня вступления в силу настоящего Федерального закона сделкам по предоставлению займа, кредита (включая товарный и коммерческий кредиты), поручительства, банковской гарантии, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением сделок, условия которых после дня вступления в силу настоящего Федерального закона были изменены.
(Часть дополнительно включена с 8 апреля 2013 года Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 39-ФЗ)
Действие положений части 5_1 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 39-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 года - см. пункт 4 статьи 5 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 39-ФЗ*».
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
2.ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 01.10.2013 № 03-01-18/40527 «Об особенностях налогообложения взаимозависимых лиц»
«Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение ЗАО по вопросу применения отдельных положений раздела V.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает.
В соответствии с положениями части 5.1 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ (в редакции от 05.04.2013) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" положения частей первой и второй Кодекса (в редакции указанного Федерального закона) не применяются к заключенным до 1 января 2012 года сделкам по предоставлению займа, кредита (включая товарный и коммерческий кредиты), поручительства, банковской гарантии, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 Кодекса после 1 января 2012 года, за исключением сделок, условия которых после дня вступления в силу указанного Федерального закона были изменены*.
*Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "части 5.1 статьи 4". - Примечание изготовителя базы данных.
Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм и общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме*».
3.ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 08.08.2013 № 03-01-18/32056 «Об особенностях налогообложения контролируемых сделок»
«В соответствии с частью 5.1 статьи 4 Федерального закона N 227-ФЗ положения частей первой и второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) (в редакции указанного Федерального закона) не применяются к заключенным до 1 января 2012 года сделкам по предоставлению займа, кредита (включая товарный и коммерческий кредиты), поручительства, банковской гарантии, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 Кодекса после 1 января 2012 года, за исключением сделок, условия которых после 1 января 2012 года были изменены*.
Таким образом, при отнесении указанных сделок к контролируемым в целях раздела V.1 Кодекса необходимо, чтобы доходы и (или) расходы по таким сделкам были признаны после 1 января 2012 года*.
Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм и общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме*».
4.Ситуация: Обязана ли налоговая инспекция следовать письменным разъяснениям Минфина России, которые адресованы налогоплательщикам
Нет, не обязана*.
По общему правилу налоговые инспекции должны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России. Об этом сказано в подпункте 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ. Исходя из буквального толкования этой нормы, налоговые инспекции обязаны следовать любым письмам финансового ведомства по вопросам применения налогового законодательства. Однако, по мнению Минфина России и ФНС России, налоговые инспекции должны руководствоваться только теми письменными разъяснениями, которые непосредственно адресованы налоговому ведомству (письма Минфина России от 16 мая 2013 г. № 03-02-08/17019, от 13 апреля 2010 г. № 03-02-08/22 и ФНС России от 14 сентября 2007 г. № ШС-6-18/716)*.
При этом в письме от 14 сентября 2007 г. № ШС-6-18/716 ФНС России подтверждает право налоговых инспекций на обжалование судебных решений, в основу которых легли разъяснения Минфина России, – если они направлены налогоплательщикам и отражают позицию, с которой инспекция не согласна. Но предварительно налоговая служба рекомендует инспекциям ознакомиться с арбитражной практикой конкретного региона по аналогичным делам. Если шансы выиграть спор в суде невелики, обжаловать такие решения нецелесообразно.
Разъяснения контролирующих ведомств, обязательные для применения налоговыми инспекциями, представлены на официальном сайте ФНС России и доступны для общего пользования. Руководствоваться этими разъяснениями обязаны налоговые службы всех уровней (письмо ФНС России от 23 сентября 2011 г. № ЕД-4-3/15678)*.
Следует отметить, что иногда разъяснения, приведенные в письмах контролирующих ведомств, не соответствуют позиции, отраженной в решениях, постановлениях и письмах ВАС РФ или Верховного суда РФ. В подобных ситуациях Минфин России и налоговая служба признают приоритет высших судебных инстанций. С того момента, как документы ВАС РФ или Верховного суда РФ были официально опубликованы, налоговые инспекции должны руководствоваться именно этими документами. Такие указания были подготовлены финансовым ведомством (письмо Минфина России от 7 ноября 2013 г. № 03-01-13/01/47571) и направлены налоговым инспекциям для использования в работе (письмо ФНС России от 26 ноября 2013 г. № ГД-4-3/21097)*.
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса