Если юридический адрес не совпадает с фактическим, то имеется риск привлечения к налоговой и административной ответственности по ст.ст. 117, 126 НК РФ, п. 3статьи 14.25 и п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ. Основанием для этого может послужить вывод налоговой инспекции о том, что по фактическому местонахождению организации должно быть создано обособленное подразделение.
Кроме того, могут возникнуть проблемы с открытием счетов в банке: банк вправе отказать в открытии счета компании, у которой юридический и фактический адреса не совпадают.
В данной ситуации есть 2 варианта действий: сменить юридический адрес путем внесения изменений в устав либо создать обособленное подразделение по месту фактического ведения деятельности.
Еще об адресах можно прочитать в статье Компания не находится по юридическому адресу. Стоит ли срочно менять сведения в реестре.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» vi p - версия .
Статья: Если юридический адрес не совпадает с фактическим
Нежелательные последствия
Если организация ведет деятельность по другому адресу, чем указано в учредительных документах, налоговая инспекция может это воспринять как создание обособленного подразделения.* Кроме того, при наличии двух адресов существует вероятность, что отправленная важная корреспонденция (требование об уплате налога или о представлении документов в налоговую инспекцию, акт налоговой проверки и т. д.) не дойдет до организации вовремя или она не получит ее вовсе (как в рассматриваемом случае). В дополнение к этому руководителя могут оштрафовать за представление недостоверных сведений о юридическом лице.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Прежде чем рассматривать нежелательные последствия, выясним, что означает «юридический» или «фактический адрес». В гражданском законодательстве нет таких понятий. Однако есть термин «место нахождения юридического лица», под которым понимается место нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации на момент ее регистрации, а если он отсутствует – иного органа или лица, имеющего право действовать от имени общества без доверенности (п. 2 ст. 54 ГК?РФ). Этот адрес указывается в Едином государственном реестре юридических лиц и в учредительных документах организации. Именно его и подразумевают под юридическим адресом. Соответственно, говоря о фактическом адресе, имеют в виду адрес, по которому организация действительно находится и осуществляет предпринимательскую деятельность. Чем же грозит наличие двух адресов?*
1.?Ведение деятельности по адресу, отличному от места нахождения, указанного в учредительных документах, может быть приравнено к созданию обособленного подразделения. Многие не придают этому значения, справедливо считая, что при упрощенной системе можно иметь обособленные подразделения, а значит, принудительного перехода на общий режим из-за наличия двух адресов не будет. Так и есть. Однако если организация не известит налоговую инспекцию о создании обособленного подразделения, то инспекция, узнав об этом спустя месяц, вероятно, начислит штрафы.
Напомним, что согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 23 НК?РФ налогоплательщики обязаны письменно сообщить в налоговую инспекцию об обособленном подразделении в течение одного месяца со дня его создания. Если этого не сделать, организации могут начислить штраф в размере 50 руб. (п. 1 ст. 126 НК?РФ), а должностных лиц привлечь к административной ответственности, при которой штраф составляет от 300 до 500 руб. (п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).
В течение одного месяца со дня создания подразделения организация должна встать на учет в налоговой инспекции по месту его нахождения (п. 4 ст. 83 НК?РФ). За несвоевременную подачу заявления могут оштрафовать:
–?организацию – на 5000 руб. (если просрочка составила 90 календарных дней и меньше) или на 10 000 руб. (если просрочка – более 90 календарных дней);
–?руководителя – в размере от 500 до 1000 руб.
Если же налоговые органы докажут, что организация не просто опоздала подать заявление, а уклонялась от постановки на учет, с руководителя могут взыскать от 2000 до 3000 руб. (п. 2 ст. 15.3 КоАП РФ). Размеры штрафов для организации в этом случае будут такими:
–?10% доходов от деятельности, продлившейся не более 90 календарных дней без постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения, но не менее 20 000 руб. (п. 1 ст. 117 НК?РФ);
–?20% доходов от деятельности, продлившейся более 90 календарных дней без постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения, но не менее 40 000 руб. (п. 2 ст. 117 НК?РФ).*
Заметим, вставать на учет по месту нахождения обособленного подразделения не нужно, если организация по другим основаниям состоит на учете в налоговых органах на территории муниципального образования, где создано подразделение (п. 4 ст. 83 НК?РФ). Значит, если фактический адрес организации подведомственен налоговой инспекции, в которой организация уже состоит на учете, привлечь ее к ответственности по статьям 116 и 117 НК?РФ (руководителя – по статье 15.3 КоАП РФ) нельзя.
Что можно изменить
Чтобы избежать нежелательных последствий, связанных с наличием у организации юридического и фактического адресов, нужно внести изменения в устав и указать в нем реальное место, где ведется предпринимательская деятельность. Как вариант можно по фактическому адресу зарегистрировать обособленное подразделение.
Чтобы внести изменения в учредительные документы, нужно подать в регистрирующий орган заявление по форме № Р13001, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439. К нему следует приложить решение о внесении изменений в устав, учредительные документы в новой редакции (или отдельный документ «Изменения к уставу»), платежное поручение об уплате госпошлины (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).
Обратите внимание: если новый адрес подведомственен другой налоговой инспекции, придется снимать организацию с учета в старой инспекции и ставить на учет в новой. Это может занять несколько месяцев. Тем не менее внести изменения в устав – самый надежный и с точки зрения гражданского законодательства правильный способ, позволяющий избежать споров по поводу наличия юридического и фактического адресов у организации.
Если же по каким-то причинам организация не желает менять адрес, указанный в уставе, она может встать на учет в налоговой инспекции по месту своего фактического нахождения, указав по нему обособленное подразделение. Однако это имеет смысл только в случае, когда корреспонденция, приходящая на юридический адрес, доставляется организации вовремя. Иначе писем от налоговой инспекции организация все равно не получит, так как большинство из них будет отправляться на адрес головного офиса, и могут возникнуть нежелательные последствия, о которых говорилось выше.
Итак, чтобы официально оформить обособленное подразделение, нужно:
1) письменно сообщить о его создании в налоговую инспекцию, в которой организация состоит на учете (форма заявления № С-09-3 утверждена приказом ФНС России от 21.04.2009 № ММ-7-6/252@);
2) если юридический адрес относится к территории, подведомственной одной налоговой инспекции, а фактический – другой, по месту нахождения подразделения подать заявление о постановке на учет (форма № 1-2-Учет утверждена приказом ФНС России от 01.12.2006 № САЭ-3-09/826@).
Что говорят суды
Арбитражная практика складывается по-разному. Так, ФАС Дальневосточного округа вынес постановление от 18.08.2008 № Ф03-А16/08-1/3231, в котором отклонил заявление истца о признании недействительным решения налоговой инспекции об отказе в государственной регистрации организации. В заявлении о государственной регистрации был указан адрес, по которому созданная организация не может располагаться на законных основаниях. Дело в том, что по данному адресу находилась другая организация, арендующая помещение и не имеющая права передавать его в субаренду. В связи с этим регистрирующий орган посчитал пункт 2 заявления (где указывается место нахождения организации) незаполненным, заявление непредставленным и в регистрации отказал. Судьи согласились с этим. Заметим, что ВАС также поддержал изложенную позицию (Определение от 19.11.2008 № 14799/08).
Однако есть арбитры, которые принимают сторону налогоплательщиков. Например, ФАС Восточно-Сибирского округа признал неубедительными доводы регистрирующего органа о том, что в заявлении о государственной регистрации указан адрес помещения, являющегося местом массовой регистрации (постановление от 18.06.2009 № А19-13375/08). В данном случае организация представила в регистрирующий орган полный перечень документов, поэтому, по мнению суда, у регистрирующего органа не было оснований отказать в государственной регистрации.
По другому делу, заслушанному ФАС Восточно-Сибирского округа (постановление от 08.08.2008 № А19-15892/07-Ф02-3742/08), был сделан вывод, что действующее законодательство не запрещает регистрировать нескольких юридических лиц по одному и тому же адресу. Следовательно, заявление о государственной регистрации, в котором указан адрес, совпадающий с адресом места нахождения других юридических лиц, не является не соответствующим требованиям законодательства.
В то же время часто все риски неблагоприятных последствий того, что из-за наличия фактического и юридического адресов информация не доходит (несвоевременно доходит) до организаций, суды возлагают именно на них. Например, ФАС Северо-Западного округа заключил, что общество должно было позаботиться о получении корреспонденции по адресу, указанному в учредительных документах, по которому налоговая инспекция правомерно ее направляла (постановление от 02.08.2006 № А42-10185/2005). Поскольку налогоплательщик этого не сделал, он не вправе ссылаться на отсутствие у него писем от инспекции как на обстоятельство, освобождающее его от ответственности в связи с возникшими для него неблагоприятными последствиями.
Есть еще одно интересное дело, выигранное налогоплательщиком (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.08.2007 № Ф04-5832/2007(37548-А67-37)). Общество внесло изменения в учредительные документы, касающиеся смены места нахождения, а территориальная налоговая инспекция их зарегистрировала. Межрайонная инспекция, проведя налоговую проверку, установила, что по новому адресу оно не располагается, и обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения территориальной инспекции о регистрации изменений. Однако суд отклонил ее доводы, указав, что отсутствие общества по юридическому адресу на дату проверки не является доказательством того, что при регистрации изменений представлены недостоверные сведения о месте нахождения.
Н.А. Теплова, эксперт журнала «Упрощенка»
Журнал «Упрощенка», №1, январь 2010