Из буквального толкования норм действующего законодательства следует, что требование о предоставление пояснений должно быть направлено налогоплательщику в рамках налоговой проверки. То есть дата отправки данного требования должна быть в пределах трехмесячного срока. После окончания налоговой проверки инспекция не вправе требовать у организации документы. Привлечь организацию к ответственности за неисполнение требования, полученного организацией после окончания налоговой проверки, инспекция не может. Но при условии, что инспекция не потребовала документы в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля. При этом следует иметь в виду, что непредставление соответствующих пояснений может привести к назначению выездной налоговой проверки. Поэтому во избежание конфликтов с проверяющими и рисков назначения выездной налоговой проверки требуемые пояснения лучше представить.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Рекомендация: Каковы полномочия проверяющих при камеральной налоговой проверке
Обнаружение ошибок в декларации
Если в ходе камеральной проверки инспекция обнаружит ошибки в декларации (расчете) и (или) противоречия между имеющимися данными (сведениями), она должна будет сообщить об этом проверяемой организации* (п. 3 ст. 88 НК РФ). Форма сообщения законодательством не утверждена. На практике инспекциям рекомендовано применять форму, образец которой приведен в приложении 2 к письму ФНС России от 16 июля 2013 г. № АС-4-2/12705. В сообщении инспекция описывает выявленные ошибки и (или) противоречия и предлагает организации дать им письменные пояснения,* а в случае необходимости внести исправления в проверяемую декларацию (расчет).
Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга
2.Статья: 2.2. Компания сдала уточненку с налогом к уменьшению
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Передать пояснения в инспекцию нужно в течение пяти рабочих дней после того, как компания получила требование налоговиков*. Дополнительно к пояснениям можно приложить выписки из регистров налогового и бухгалтерского учета, первичные и другие документы (п. 4 ст. 88 НК РФ). Но это право компании, а не обязанность.
БИБЛИОТЕКА ЖУРНАЛА «ГЛАВБУХ». ВСЕ ЗНАЧИМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ 2014 ГОДА – АКТУАЛЬНЫЙ СПРАВОЧНИК ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
3. Налоговый кодекс РФ. Часть первая
В случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.*
4.Ситуация: Может ли налоговая инспекция привлечь организацию к ответственности за неисполнение требования о пред ставлении документов. Инспекция направила требование после окончания выездной проверки (после составления справки)
Да, может, но при условии, что инспекция потребовала документы в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля.
Такие мероприятия имеют непосредственное отношение к налоговой проверке, но проводятся за ее пределами.* При этом требование о представлении документов оформляется в общем порядке. Об этом говорится в пункте 6 статьи 101 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, если требование о представлении документов выставлено после окончания проверки, но в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля, оно признается правомерным. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 18 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-75. Если организация не исполнит такое требование, то инспекция может привлечь ее к ответственности за непредставление документов по статье 126Налогового кодекса РФ.*
Несмотря на то что в приведенных письмах Минфина России и в постановлении Президиума ВАС РФ речь идет о камеральных налоговых проверках*, в рассматриваемой ситуации выводы о привлечении организации к ответственности за непредставление документов могут быть применены и к выездным проверкам (ст. 93, 126НК РФ).
Вместе с тем, по общему правилу все мероприятия налогового контроля, в том числе истребование документов, должны быть осуществлены в рамках налоговой проверки*. Срок проведения выездной проверки – это период со дня вынесения решения о назначении проверки до дня составления справки о ее проведении (п. 8 ст. 89 НК РФ). Следовательно, после окончания налоговой проверки (даты составления справки о проведении проверки) инспекция не вправе требовать у организации документы.* Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 18 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-75, от 24 ноября 2008 г. № 03-02-07/1-471. Привлечь организацию к ответственности за неисполнение требования, выставленного после окончания налоговой проверки, инспекция не может. Арбитражная практика подтверждает правомерность такого подхода* (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 17 ноября 2009 г. № 10349/09, ФАС Дальневосточного округа от 23 сентября 2009 г. № Ф03-4818/2009, Западно-Сибирского округа от 13 июля 2009 г. № Ф04-4038/2009(10171-А03-42)).
Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга
5.Статая:Когда ошибки в запросе налоговиков – повод не представлять им документы
Налоговики требуют документы, когда проверка уже закончилась
Сперва о камералке. Ее налоговики могут провести только в течение трех месяцев с того дня, когда сдан отчет* (п. 2 ст. 88 НК РФ).
А если инспекторам для проверки декларации понадобились документы уже после того, как трехмесячный срок камералки истек, требовать бумаги у компании налоговики не вправе. А значит, оштрафовать организацию за непредставление документов по статье 126 НК РФ нельзя. Об этом естьписьмо Минфина России от 18 февраля 2009 г. № 03-02-07/1–75.*
Согласны с таким подходом и судьи. Примеры тому – постановления Президиума ВАС РФ от 17 ноября 2009 г. № 10349/09 и ФАС Московского округа от 5 апреля 2010 г. № КА-А40/2912–09.
Но учтите, что инспекторы могут запросить документы в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля, которые имеют прямое отношение к камералке, но проводятся за пределом ее срока (п. 6 ст. 101 НК РФ). Тогда представить бумаги нужно*. Подчеркивают это и представители Минфина России в письме от 18 февраля 2009 г. № 03-02-07/1–75.
ЖУРНАЛ «СЕМИНАР ДЛЯ БУХГАЛТЕРА», № 3, МАРТ 2014
05.08.2014 г.
С уважением, Ольга Пушечкина,
Ваш персональный эксперт.