Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Законные способы выгодно учесть кредиторку и дебиторку по итогам года

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Экологические платежи магазина

29 января 2007 1756 просмотров

, старший научный сотрудник НИФИ АБиК Минфина РФ, кандидат педагогических наук, диплом АССА по МСФО.

А Кретов

У любого магазина есть отходы: мусор, испорченные товары, сломанная тара, упаковка и т. д. В процессе работы их не избежать. Однако должен ли магазин самостоятельно платить за негативное воздействие этих отходов на окружающую среду? Большинство бухгалтеров затрудняются ответить на этот вопрос.

Виды вредного воздействия

Плата за загрязнение окружающей среды установлена законодательно (п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). То есть обязательна для всех, независимо от применяемой системы налогообложения. Зависит она от видов негативного воздействия на окружающую среду. К ним относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также на водосборные площади; размещение отходов производства и потребления; загрязнение недр, почв; загрязнение окружающей среды шумом, теплом и другими видами воздействий; иные виды. Если у организации есть загрязняющие природу виды деятельности, она обязана платить за них. Однако далеко не каждый магазин выбрасывает вредные вещества в атмосферу или сбрасывает отходы в водные объекты. Нужно ли такой организации представлять расчет, утвержденный приказом Ростехнадзора от 23 мая 2006 г. № 459 (далее – Расчет), предусматривающий заполнение раздела 4 «Размещение отходов производства и потребления»? Обратимся к законодательству.

Что такое размещение отходов?

Размещение отходов – это их хранение и захоронение. Такое определение дано в статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ (далее – Закон № 89-ФЗ). Расчет заполняют лица, размещающие отходы производства и потребления.

Хранение производится в объектах размещения отходов, которые вносятся в государственный реестр (п. 6 ст. 12 Закона № 89-ФЗ). Значит, при накоплении отходов в обычных условиях, например в магазине, их хранения не возникает. А захоронение отходов подразумевает их изоляцию в специальных хранилищах, предотвращающую попадание в окружающую среду. Поэтому и захоронение отходов осуществляют лишь специально уполномоченные организации.

На основании этого можно сделать вывод о том, что в большинстве случаев рядовой «производитель» мусора размещением отходов не занимается. Следовательно, вышеназванный Расчет он не заполняет и экологические платежи в бюджет не перечисляет. Однако с полной уверенностью это можно утверждать, только изучив договор магазина на вывоз твердых бытовых отходов (ТБО).

Как правильно избавиться от мусора?

Изначально отходы принадлежат тому, кто их «производит». В статье 4 Закона № 89-ФЗ установлено, что собственник опасных отходов вправе передавать их только лицу, имеющему специальную лицензию. Даже к транспортировке мусора нужно привлекать лицензированного исполнителя (см. постановление Правительства РФ от 26 августа 2006 г. № 524). Специализированные коммунальные службы оказывают услуги по вывозу и утилизации отходов на основании договоров гражданско-правового характера. И если коммунальщики размещают отходы, принятые от магазина, от своего имени, то они и признаются плательщиками экологических сборов. Ведь если с такой службой заключен договор комиссии на размещение отходов, то на основании пункта 1 статьи 990 Гражданского кодекса РФ обязанным по сделке становится комиссионер. А если агентский договор от имени их собственника, то обязанности по экологическим платежам возникают у собственника (см. письмо Ростехнадзора от 23 декабря 2005 г. № СС-47/145). Поэтому кто является плательщиком – зависит от условий договора.

Нормативы образования отходов

Для прохождения экологической проверки одного договора на вывоз мусора недостаточно (договор свидетельствует лишь о намерениях сторон). А подтверждение их исполнения содержится в первичных учетных документах, где указаны конкретные показатели вывезенных отходов. При планировании объемов отходов следует руководствоваться региональными нормативами.

Размер экологических платежей

Организации полезно знать суммы платежей, которые вносит за его отходы коммунальная служба. Ведь эти расходы коммунальщики учитывают в составе договорной цены за свои услуги. Порядок расчета платы за размещение отходов утвержден постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 (далее – постановление № 632).

Пример

Нормативный годовой объем накопления отходов магазина «Автозапчасти» торговой площадью 50 кв. м в г. Москве равен 6950 кг (139 кг x 50 кв. м) в год. По каталогу эти ТБО именуются «Отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами» (код 912 012 00 01 00 5) и относятся к V классу опасности. Норматив платы за их размещение – 8 руб. за тонну (установлен постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344). При расчете суммы платежа за 2006 год необходимо учесть два коэффициента:
– 1,6 (территориальный коэффициент для почвы в Центральном экономическом районе);

– 1,08 (коэффициент, учитывающий инфляцию на 2006 год согласно ст. 19 Федерального закона от 26 декабря 2005 г. № 189-ФЗ).

В итоге получим сумму годового экологического платежа, которую заплатит коммунальная служба за вывоз, то есть размещение отходов магазина, равную 96,08 руб. (6,950 т x 8 руб. x 1,6 x 1,08).

Утверждение нормативов

Предельно допустимый норматив образования отхода – индивидуальный показатель для каждого хозяйствующего субъекта. Он должен быть утвержден территориальным органом Ростехнадзора на основе специального проекта в соответствии с Правилами, установленными постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 г. № 461. Если же природопользователь не имеет разрешения на размещение отходов, то они в полном объеме признаются сверхлимитными и подлежат оплате в пятикратном размере (п. 6 Порядка, утвержденного постановлением № 632).

Обязанность предпринимателей и юридических лиц разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) установлена статьей 11 Закона № 89-ФЗ. Данное требование распространяется на все виды деятельности, поскольку безотходных процессов не существует. Для непроизводственной сферы предусмотрена упрощенная форма проекта, которую можно подготовить собственными силами.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться





  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка