Строительная организация сама доставляет материалы и сотрудников на объекты строительства. Нужна ли при этом лицензия на перевозку грузов и пассажиров? Как отражать в учете расходы по автоперевозкам? Нужно ли удерживать с работников налог на доходы физических лиц и начислять единый социальный налог? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашей статье.
Нужна ли лицензия на перевозку материалов и сотрудников
Напомним, что лицензированию подлежат только те виды деятельности, которые перечислены в статье 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Так, в соответствии с подпунктом 62 пункта 1 статьи 17 данного Закона лицензию нужно получать на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (кроме случая, если эта деятельность осуществляется для собственных нужд организации или предпринимателя).
Поэтому если организация использует транспортные средства только для доставки собственных работников к месту строительства, получать лицензию не нужно.
Никаких требований о лицензировании автомобильных перевозок грузов статья 17 Закона № 128-ФЗ не содержит.
Таким образом, фирме не нужно получать лицензии на перевозку материалов и сотрудников до объектов строительства.
Налогообложение
Рассмотрим, какими налогами облагаются расходы на доставку стройматериалов и работников на объекты.
Налог на доходы физических лиц с расходов по доставке работников
Ответ на вопрос о том, следует ли включать стоимость доставки работников в их совокупный налогооблагаемый доход, зависит от того, могут ли работники добраться до места строительства сами (например, городским транспортом).
Если общественный транспорт до места строительства не ходит, предоставление транспорта работодателем рассматривается как производственная необходимость. В такой ситуации суммы, израсходованные организацией на доставку работников к стройплощадке, налогом на доходы физических лиц не облагаются. Об этом не раз говорили и специалисты Минфина России, например, в письмах от 11 мая 2006 г. № 03-03-04/1/435 и от 1 июня 2006 г. № 03-05-01-04/142.
Если же работник мог бы приезжать на место строительства общественным транспортом, но его привозят на служебном автобусе бесплатно, у данного работника возникает экономическая выгода. Иными словами, стоимость бесплатного проезда – это доход работника в натуральной форме. А потому с него необходимо удерживать налог на доходы физических лиц (п. 1 ст. 210 и ст. 211 Налогового кодекса РФ). Тем более что в статье 217 Налогового кодекса РФ, содержащей перечень доходов, не подлежащих налогообложению, для таких доходов, как оплата организацией стоимости проезда работников к месту работы и обратно по решению администрации, освобождение от уплаты налога не предусмотрено.
Правда, для этого бухгалтеру необходимо организовать персонифицированный учет сотрудников, которые пользуются транспортной услугой, и обеспечить расчет суммы оплаты, включаемой в налоговую базу по каждому сотруднику строительной фирмы. Это также разъяснил Минфин России, например, в письме от 18 мая 2006 г. № 03-05-01-04/128.
Налоговый учет расходов по автоперевозкам
В соответствии с пунктом 26 статьи 270 Налогового кодекса РФ в целях налогообложения прибыли не учитываются расходы на оплату проезда к месту работы и обратно ведомственным транспортом, за исключением:
1) сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства;
2) расходов на оплату проезда к месту работы и обратно, предусмотренных трудовыми или коллективными договорами.
Причем специалисты финансового ведомства (в частности, в письме Минфина России № 03-03-04/1/435) считают, что эти условия должны выполняться одновременно. На практике это означает, что признавать расходы на доставку работников в целях налогообложения прибыли можно будет только в том случае, если общественный транспорт до места строительства не ходит. Причем в этом случае обязанность работодателя по доставке сотрудников на стройку нужно прописать в трудовом или коллективном договоре.
ЕСН с расходов по доставке работников на объекты строительства
Признание или непризнание расходов для целей налогообложения прибыли оказывает прямое влияние на порядок исчисления единого социального налога. Ведь согласно пункту 3 статьи 236 Налогового кодекса РФ, единый социальный налог не нужно начислять на суммы выплат и вознаграждений, не уменьшающих налогооблагаемую прибыль.
В связи с этим специалисты Минфина России, например, в уже упоминавшемся письме № 03-03-04/1/435 делают вывод о том, что если затраты на перевозку работников не учитываются при налогообложении прибыли, то такие суммы оплаты проезда не облагаются ЕСН и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование.
Обратите внимание: взносы на обязательное пенсионное страхование начисляются с той же базы, что и единый социальный налог. Об этом сказано в пункте 2 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.
Однако, на наш взгляд, ЕСН и взносы на обязательное пенсионное страхование не нужно начислять и в том случае, когда затраты на перевозку работников являются экономически обоснованными (связанными с технологическими особенностями деятельности) и производятся на основании трудового или коллективного договора, то есть учитываются для целей налогообложения прибыли.
Ведь согласно пункту 1 статьи 236 Налогового кодекса РФ, объектом обложения ЕСН являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Иными словами, ЕСН облагаются суммы оплаты труда.
А расходы строительной организации на доставку работников до места работы не являются частью их зарплаты, то есть с оплатой труда не связаны.
Налог на добавленную стоимость с расходов по автоперевозкам
Признание или непризнание расходов для целей налогообложения прибыли также оказывает прямое влияние на порядок исчисления НДС. Ведь согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ, объектом обложения налогом на добавленную стоимость являются операции по выполнению работ для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль.
А потому начислять налог на добавленную стоимость на сумму расходов по доставке работников до места работы нужно только в том случае, если эти расходы нельзя признать для целей налогообложения прибыли.
Обратите внимание: если доставка материалов и работников на объект связана с выполнением строительно-монтажных работ для собственного потребления, расходы на такую доставку включаются в объем СМР, выступающий в качестве налоговой базы по налогу на добавленную стоимость (подп. 3 п. 1 ст. 146 и п. 2 ст. 159 Налогового кодекса РФ).
Бухгалтерский учет расходов по автоперевозкам
Если организация строит здание для собственных нужд, все затраты на строительство, включая суммы, фактически израсходованные на доставку работников и материалов, относятся в дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» и включаются в первоначальную стоимость возводимого объекта. Также учитывает затраты застройщик.
Если же организация выступает в роли подрядчика (субподрядчика), то затраты собираются по дебету счета 20 «Основное производство» или на счете 25 «Общепроизводственные расходы».
- Статьи по теме:
- Во сколько недель уходить в декретный отпуск в 2024 году
- Как рассчитать компенсацию при увольнении в 2024 году: примеры, калькулятор
- Досрочный выход из отпуска по уходу за ребенком до 3 лет: образец заявления, приказа
- Умный график отпусков на 2024 год: как составить, заполнить и утвердить
- Форма 12-строительство в статистику: образец, инструкция по заполнению