Минфин России разъяснил, что расходы на подписку печатных изданий при «упрощенке» учесть нельзя. А можно ли такие расходы учесть при общем режиме налогообложения? На каких счетах бухгалтерского учета образовательные организации должны учитывать книги, журналы и методическую литературу? Подробно о бухгалтерском и налоговом учете библиотечного фонда внебюджетных образовательных организаций рассказано в статье.
Бухгалтерский учет учебной литературы...
Порядок бухгалтерского учета учебных книг, брошюр и других изданий зависит от учетной политики образовательной организации. Дело в том, что, согласно пункту 5 ПБУ 6/01, активы стоимостью в пределах установленного лимита (но не более 20 000 руб. за единицу), могут отражаться в бухгалтерском учете и отчетности в составе материально-производственных запасов. Но только в том случае, если это оговорено в учетной политике организации. В противном случае вся учебная литература будет признана основными средствами образовательной организации. Рассмотрим оба варианта учета.
...в составе основных средств
Согласно пункту 4 ПБУ 6/01, к основным средствам относятся объекты, которые предназначены для использования в производстве или для управленческих нужд в течение длительного времени. Но только в том случае, если они способны приносить организации экономические выгоды (доход) и организация не предполагает последующую перепродажу объекта.
Если в учетной политике образовательной организации предусмотрено, что библиотечный фонд учитывается в составе основных средств, бухгалтер должен использовать счета 08 «Капитальные вложения» и 01 «Основные средства». При этом должны быть составлены следующие документы:
– акт о приеме-передаче объекта основных средств (форма № ОС-1);
– инвентарная карточка (форма № ОС-6).
При выбытии объекта оформляется акт о списании по форме № ОС-4.
Схема бухгалтерских проводок при учете книг и брошюр в составе основных средств такая:
Дебет 60 Кредит 51
– оплачен счет поставщика;
Дебет 08 Кредит 60
– получена от поставщика литература;
Дебет 19 Кредит 60
– выделен НДС, уплаченный поставщику;
Дебет 01 Кредит 08
– отражена в составе основных средств приобретенная литература.
В рассматриваемом случае расходы на приобретение учебной литературы списываются по мере начисления амортизации (одним из способов, предусмотренных п. 18 ПБУ 6/01). Выбранный метод должен быть отражен в учетной политике образовательной организации.
Обратите внимание: способ амортизации по группе однородных активов применяется в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу.
...в составе материально-производственных запасов
Как мы уже упоминали ранее, издания стоимостью менее 20 000 руб. можно не включать в состав основных средств, если это предусмотрено учетной политикой образовательной организации. В этом случае активы будут учитываться в составе материалов на счете 10.
Операции по поступлению литературы от поставщиков оформляются приходным ордером по форме № М-4 (формы № М-4 и № М-11 и порядок их заполнения утверждены постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а). Форму № М-4 выписывает в одном экземпляре материально ответственное лицо в день поступления ценностей на склад на фактически принятое количество ценностей.
При отпуске изданий в эксплуатацию должно составляться требование-накладная (форма № М-11). Применяется эта форма для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами.
Накладную в двух экземплярах составляет материально ответственное лицо структурного подразделения, сдающего ценности. Ее подписывают материально ответственные лица соответственно сдатчика и получателя и сдают в бухгалтерию для учета движения литературы.
Схема бухгалтерских проводок будет такой:
Дебет 60 Кредит 51
– оплачен счет поставщика;
Дебет 10 Кредит 60
– оприходована литература, полученная от поставщика;
Дебет 19 Кредит 60
– выделен НДС, уплаченный поставщику;
Дебет 26 Кредит 10
– списана стоимость литературы на расходы организации.
Налоговый учет библиотечного фонда образовательной организации
В отличие от бухгалтерского учета в налоговом учете приобретенная литература в любом случае не включается в состав амортизируемого имущества, а относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, в полной сумме в момент приобретения указанных объектов. Основание – подпункт 6 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса РФ. Подтверждение такой позиции можно найти в письмах Минфина России от 26 декабря 2005 г. № 03-03-04/1/443, от 15 мая 2005 г. № 07-05-06/116. Главное – помнить, что затраты на приобретение книг, брошюр, методической и учебной литературы должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены. Следовательно, вся приобретенная литература должна быть связана с коммерческой деятельностью образовательной организации и первичные документы должны быть оформлены в соответствии с действующим законодательством.
- Статьи по теме:
- Во сколько недель уходить в декретный отпуск в 2024 году
- Как рассчитать компенсацию при увольнении в 2024 году: примеры, калькулятор
- Досрочный выход из отпуска по уходу за ребенком до 3 лет: образец заявления, приказа
- Умный график отпусков на 2024 год: как составить, заполнить и утвердить
- Форма 12-строительство в статистику: образец, инструкция по заполнению