Прежде чем оштрафовать компанию, инспекторы должны изучить арбитражную практику
Раньше руководство ФНС России призывало инспекторов идти в суд всегда — даже при минимальных шансах на победу. Теперь тактика изменилась. Центральный аппарат предлагает налоговикам на местах прежде всего изучить судебную практику по тому или иному спорному вопросу. И только потом делать доначисления, а тем более идти в суд. Такая позиция была высказана в письме ФНС России от 14 сентября 2007 г. № ШС-6-18/716@.
Новая тактика уже применяется. Руководство налоговой службы и Минфин России отслеживает наиболее важные решения ВАС РФ и рассказывает о них инспекторам. Например, недавно ФНС России разъяснила — за опоздание с перечислением авансовых платежей в Пенсионный фонд РФ внутри отчетных периодов пени не начисляются. Речь идет о письме ФНС России от 31 октября 2007 г. № ШС-6-14/847@. Ранее ведомство как раз призывало начислять пени на авансы, что налоговики и делали. Переубедило чиновников постановление Пленума ВАС РФ от 26 июля 2007 г. № 47.
Причина перемены прозаична: раньше пункт 5 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ позволял государственным органам в случае проигрыша в суде уплачивать пошлину за счет бюджета. С 1 января 2007 года эта норма утратила силу. Судьи напомнили об этом в информационном письме Президиума ВАС РФ от 13 марта 2007 г. № 117. Соответственно, налоговики должны рассчитываться средствами инспекции и не могут позволить себе такую роскошь, как безнадежные споры.
Инспекторы проводят выездные проверки по новым правилам
Благодаря поправкам в Налоговый кодекс сократилось общее число выездных проверок, а также сроки проведения ревизии. Правда, надо отметить: потерю количества налоговики теперь стараются компенсировать повышенным качеством проводимых проверок.
Выездных проверок стало меньше. Согласно пункту 5 статьи 89 Налогового кодекса РФ, налоговики могут проводить только одну проверку по одним и тем же налогам за один и тот же период. Плюс к этому в течение одного года компанию можно проверить максимум два раза. Правда, это не относится к повторным проверкам, которые могут быть назначены по трем причинам.
1. Повторная проверка, связанная с реорганизацией или ликвидацией компании.
2. Повторная проверка, назначенная вышестоящим налоговым органом, дабы проконтролировать деятельность инспекции, которая провела первую ревизию.
3. Повторная проверка как следствие того, что компания подала уточненную декларацию с уменьшением налоговых платежей.
Если при повторной проверке найдены нарушения, не замеченные ранее, налогоплательщику доначислят налог, но не оштрафуют — об этом сказано в подпункте 2 пункта 10 статьи 89 Налогового кодекса РФ.
Выездные проверки стали короче. Инспекторы не могут проводить ревизию более двух месяцев. Однако в некоторых случаях налоговики вправе продлить проверку до четырех и даже до шести месяцев. Правда, решение об этом принимает руководитель или заместитель регионального налогового управления, поэтому инспекторы не слишком злоупотребляют этим правом.
Кроме того, согласно пункту 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ, выездная проверка может быть приостановлена на срок до шести месяцев, например, если нужно провести экспертизу или перевести документы. А если инспекторам нужно получить информацию о заграничном партнере от зарубежных налоговых органов, то в общей сложности до девяти месяцев.
Сами сроки проверки теперь определяются иначе. Раньше в расчет бралось время, которое инспекторы фактически находятся на территории проверяемого налогоплательщика. Теперь проверка автоматически стартует в тот момент, когда выносится решение о ее проведении.
ПЕРСОНА
Татьяна Шевцова, заместитель руководителя ФНС России
Главный идеолог «Общедоступных критериев…» отбора компании, которым будет назначена выездная проверка. Считает, что именно выездная, а не камеральная проверка – главный инструмент налоговиков.
«Плательщики, которые хотят сократить визиты инспекторов, смогут принять новые правила».
Налоговая служба рассказала, кому назначат выездную проверку
11 основных критериев. ФНС России рассекретила свои методы отбора кандидатов на выездную проверку. В конце июня были выпущены «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков…». Документ появился на основе Концепции, утвержденной приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@.
Перечень состоит из 11 критериев (см. таблицу). Признаки имеют разную степень тяжести. Как рассказывают инспекторы, в первую очередь под проверку попадут компании, которые отвечают следующим критериям: низкий уровень налоговой нагрузки, убыток на протяжении нескольких лет подряд и высокая доля вычета по НДС. А такие признаки, как отклонение по рентабельности или «миграция» — обстоятельства скорее второстепенные. Инспекторы считают, что, как правило, эти «неважные» признаки присущи тем компаниям, которые отвечают и более серьезным критериям.
Естественно, налоговая служба рассчитывает, что рассекреченные критерии принесут пользу не только компаниям, но и инспекторам. Налоговики надеются, что организация, обнаружив себя в «зоне риска», исправится самостоятельно. Минимум — подстроится под новые критерии, максимум — подаст уточненные декларации. Скажем, откажется от ранее заявленного убытка или уменьшит НДС к вычету. В приказе, которым утверждена Концепция, даже есть пункт, обязывающий налоговиков отследить, сколько компаний подали «уточненки» после появления критериев.
Дополнительные подозрительные признаки. Впрочем, практика показывает, что в «Общедоступных критериях…» налоговая служба открыла не все свои тайны. Недавно руководство ФНС России выпустило очередной документ на эту тему, правда, теперь уже с грифом «Для служебного пользования» — то есть только для инспекторов. А там сказано, что в следующем году под проверку неминуемо должны попасть те, кто плотно сотрудничает с крупнейшими налогоплательщиками.
Кроме того, в последнее время налоговые органы также используют информацию из внешних источников. Например, анализируют, соответствует ли количество электроэнергии или коммунальных услуг тому масштабу деятельности, который заявляет компания.
«Предприятие заявляет, что работает в убыток — не хватает заказов, простаивает оборудование. Мы обращаемся к энергетикам и обнаруживаем — судя по количеству потребляемой электроэнергии, предприятие вообще должно работать в две смены», — прокомментировали «Главбуху» в одном из УФНС.
Такие явные несоответствия вкупе с несколькими из 11 признаков с большой долей вероятности могут обернуться выездной проверкой.
В любом случае публикация критериев — это, без сомнения, плюс для налогоплательщиков. Теперь бухгалтеру легче будет объяснить директору, почему компании стоит отказаться от определенных видов деятельности, причем объяснить раньше, чем это сделают налоговые инспекторы.
А вот подавать «уточненки» — конечно, крайняя мера. Если организацию так легко взять «на испуг», значит, ей есть что скрывать, вполне могут подумать инспекторы. Поэтому лучше постепенно, поэтапно перевести деятельность компании в те рамки, которые обозначены в критериях ФНС России.
Инспекторы научились обходить ограничения по камеральным проверкам
Новая редакция первой части Налогового кодекса РФ ограничила объем документов, который могут запросить инспекторы при «камералках». Теперь налоговики имеют право потребовать «первичку» при камеральной проверке, только если у компании есть НДС к возмещению, налоговые льготы или организация уплачивает налоги, связанные с использованием природных ресурсов.
Безусловно, это новое правило обрадовало налогоплательщиков и огорчило инспекторов. Однако, увы, налоговики горевали недолго. Теперь они активно используют свое право вызывать налогоплательщика в инспекцию для дачи письменных показаний (подп. 4 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ). Как правило, к ним налоговики заставляют прикладывать весомый объем документов. «Голые» письменные показания не рассматриваются.
Также чиновники нередко опираются на пункт 3 статьи 88 Налогового кодекса РФ. Инспекторы могут «полагать», что в отчетности компании есть противоречия и несоответствия. Они заявляют налогоплательщику: «По данным внешних источников ваши сведения кажутся нам неточными!» И заставляют в течение пяти рабочих дней предоставить разъяснения и необходимые документы.
Справедливости ради отметим, что подобные дополнительные разъяснения инспекторы требуют не со всех подряд. Чаще всего попадают под углубленную камеральную проверку следующие компании:
— у которых доля «входного» НДС составляет более 88—95 процентов в сумме начисленного налога в течение двух и более налоговых периодов;
— которые два налоговых периода и больше терпят убытки;
— зарплаты в которых ниже средних по отрасли.
Как видим, это все те же «подозрительные», с точки зрения налоговиков, компании, которые являются главными кандидатами на выездную проверку.
Отметим, что штрафа за то, что организация не представит разъяснения по подпункту 4 пункта 1 статьи 31 или по пункту 3 статьи 88 Налогового кодекса РФ, не предусмотрено. Однако понятно, что если компания наотрез откажется от требований налоговиков, то скорее всего вместо углубленной камеральной проверки будет назначена пристрастная выездная. А ведь возможно, что те же вычеты или убытки вполне можно объяснить бизнес-планом, маркетинговой или инвестиционной политикой. И в итоге подозрения с компании будут сняты.
Подытожим все вышесказанное. Однозначно положительным является то, что теперь при проведении проверок инспекторы учитывают сложившуюся арбитражную практику. Кроме того, выездные проверки стали короче, а компании могут спрогнозировать, ждать ли им выездную ревизию. А вот положительные изменения с камеральными проверками работают только для избранных — тех, кого налоговики не считают «подозрительными» налогоплательщиками.
- Статьи по теме:
- 100 образцов пояснений в ответ на требования ИФНС
- Расхождения между прибылью и НДС, бухотчетностью и отчетом по прибыли
- Когда компания сможет избежать наказания
- Почему налоговики следят за дебиторской задолженностью
- Справка об отсутствии задолженности по налогам и сборам: образец 2024 года
Темы: