Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

График отпусков '2017 — как составить с учетом новых сроков отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Камеральные и выездные проверки: 10 «заповедей» от ФНС

24 октября 2008 40 просмотров

, эксперт журнала «Главбух»

«При проверках инспекторы упоминают, что помимо кодекса они руководствуются какими-то своими служебными инструкциями. Скажите, что э то за секретные документы?» Ответим на этот вопрос на примере очередной ДСП-инструкции. Как раз недавно ФНС России утвердила новые регламенты камеральных и выездных проверок.

Инструкции для налоговиков существуют давно. Прежде ФНС России (ранее — МНС России) издавала методические рекомендации по применению отдельных положений Налогового кодекса (например, Рекомендации по применению главы 25… утвержденные приказом МНС России от 28 марта 2003 г. № БГ-3-23/150). С ними мог ознакомиться любой налогоплательщик. Но позднее в налоговом ведомстве стали издавать инструкции исключительно для служебного пользования инспекторов. Например, регламенты, как проводить проверки.

Как правило, в таких ДСП-методичках Федеральная налоговая служба дает чиновникам на местах свои советы, как поступать в спорных ситуациях и как обратить неясности в налоговом законодательстве в пользу бюджета. Но не все так плохо для налогоплательщика. Как раз последние методички демонстрируют тот случай, когда в своих инструкциях ФНС России призывает инспекторов строго следовать закону.

Мы выделили и прокомментировали 10 наиболее важных указаний, которые появились в новых регламентах. Эти своеобразные 10 заповедей должен помнить каждый инспектор, который проводит камеральную или выездную проверку компании.

1. Днем отправки декларации следует считать дату, указанную почтой или оператором связи

В Федеральной налоговой службе посчитали нелишним напомнить, что налоговые органы обязаны принимать все декларации, составленные по установленной форме. То есть на действующих бланках. При этом датой представления декларации считается день непосредственной передачи отчетности в ИФНС (если декларацию сдают в инспекцию), день отправки почтового отправления или дата отправки, зафиксированная специализированным оператором (если декларацию передают через Интернет).

Комментарий редакции. Идея чиновников не принимать декларации на старых бланках — это не новость. Рассуждают чиновники так: раз, согласно статье 119 Налогового кодекса РФ, наказать за старый бланк декларации нельзя, значит, «несоответствующие» декларации лучше не принимать вовсе. И суды с этим иногда соглашаются (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 6 мая 2008 г. № А12-15036/07).

А вот то, что в ФНС России наконец-то согласились с тем, что дату отправки электронной отчетности фиксирует оператор связи, это большой прогресс. Ранее бухгалтерам приходилось доказывать своевременность отправки отчетности, если у оператора связи возникали технические проблемы. Здесь наглядно просматривается аналогия с почтой, которая при отправлении проставляет на конверте штамп с датой, но по факту письмо может уйти и на следующий день.

Отметим, что во избежание споров с налоговиками некоторые налогоплательщики стали подстраховываться — дублировать электронную отчетность бумажной. И столкнулись с тем, что принимать «бумажные» декларации в ИФНС отказываются. А между тем для налогоплательщиков это актуально. Судьи считают, что если компания по техническим причинам не смогла своевременно передать отчетность в электронном виде по каналу связи, но отправила ее по почте, привлечение к ответственности ей не грозит (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20 августа 2008 г. № А19-3663/08-11-Ф02-4072/08).

Другая альтернатива отчетности, передаваемой через Интернет, — декларации в электронном виде на CD-диске. Иногда бухгалтеры подстраховываются с их помощью. Налоговики их, естественно, не принимают. Однако судьи считают такие действия инспекторов незаконными (см., например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 9 апреля 2008 г. № Ф08-1750/08-632А).

К сожалению, о правомерности замены электронной отчетности бумажными декларациями и дисками в Регламенте ничего не сказано.

2. Блокировать счет можно только по истечении 10 дней с крайнего срока представления декларации

Списки не представивших декларации налогоплательщиков инспекторы составляют через 10 рабочих дней после установленного законом срока подачи. Затем они передают их в камеральный отдел — не позднее следующего дня. Решение приостановить операции по банковским счетам принимается в течение пяти рабочих дней. Принимать решение до того, как истечет10-дневный срок со дня, установленного Налоговым кодексом для представления конкретных налоговых деклараций, нельзя.

Комментарий редакции. Для инспекторов прописали процедуру и сроки принятия решений о блокировке банковских счетов налогоплательщиков. Напомним, что в кодексе сказано только о том, что решение принимается в течение 10 рабочих дней после окончания срока представления декларации (п. 3 ст. 76 Налогового кодекса РФ). В регламенте же сказано, что до передачи решения в банк может пройти еще до шести рабочих дней. Путем простого подсчета определяем, что у бухгалтера, забывшего отправить декларацию, в лучшем случае есть от 10 до 16 рабочих дней на то, чтобы привезти в ИФНС декларацию и успеть до отправки решения в банк. Либо тут же получить новое решение — о разблокировке без приостановки операций по счету.

3. На разблокировку счета — один операционный день

Чиновники ФНС потребовали от нижестоящих налоговиков, чтобы решения об отмене блокировки счета принимались не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления отчетности. Но если решение принято в связи с непредставлением нескольких налоговых деклараций, то счет будет разблокирован только тогда, когда будут представлены все документы.

Комментарий редакции. Представить, пусть и с опозданием, декларации в ИФНС — это только половина дела. Получив документы, налоговики не торопятся либо просто забывают разблокировать счет. И добиваться возобновления операций по нему налогоплательщикам приходится в суде (см., например, постановление ФАС Московского округа от 3 июля 2008 г. № КА-А40/5771-08). Остается надеяться, что инспекторы будут следовать регламенту и соблюдать прописанные в нем сроки.

4. Документы, не предусмотренные кодексом, требовать нельзя

В Регламенте напомнили: инспекторы имеют право требовать при камеральной проверке только документы, перечисленные в пунктах 6—9 статьи 88 Налогового кодекса РФ.

Комментарий редакции. Как видим, никаких конкретных разъяснений в Федеральной налоговой службе для инспекторов на местах не приготовили. А значит, споры по поводу документов, которые ИФНС считает возможным запрашивать, не утихнут. О том, какие документы любят дополнительно запрашивать налоговики и как компании отстаивают свои права, читайте в статье "Проверяя НДС, инспекторы могут запросить ограниченный перечень документов".

5. Во время налоговых проверок можно искать только налоговые правонарушения

Если в ходе проверки инспекторы выявят неналоговые правонарушения, то в акте они отражены не будут. Такова позиция ФНС России.

Комментарий редакции. Работникам инспекций напомнили: их обязанность — выявлять нарушения налогового законодательства. Заниматься раскрытием других нарушений они не должны. Из этого следует, что если в ходе налоговой проверки инспектор явно превышает свои полномочия (например, пытается проверить условия работы с денежной наличностью или найти нарушения валютного законодательства), писать о своих «находках» в акте он все равно не имеет права. А если и напишет — законной силы такие «заметки» иметь не будут.

6. У каждой выездной проверки должен быть руководитель

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать указание на то, что один из сотрудников налоговых органов, которым поручается проведение проверки, является руководителем проверяющей группы. Если проверку проводит один человек, то руководителем запишут его.

Комментарий редакции. В Федеральной налоговой службе решили акцентировать внимание инспекторов на том, что в решении о проведении проверки обязательно должен быть указан руководитель проверяющей группы. Для этого в форме решения, утвержденного приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892@, имеется специальная строка. Наверное, таким образом чиновники пытаются соблюдать все формальности и подстраховаться на случай спора с налогоплательщиками, чтобы у суда не было оснований признать решение незаконным. Хотя по подобным делам арбитражной практики пока нет.

7. Случаи, когда инспекторы могут приехать с проверкой во второй раз, строго регламентированы

Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период (п. 5 ст. 89 Налогового кодекса РФ). Но есть три исключения, установленных статьей 89 Налогового кодекса РФ. Во-первых, если проводится повторная налоговая проверка — в случае подачи уточненной декларации либо вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью ИФНС (п. 10). Во-вторых, если такое решение принято руководителем ФНС России (п. 5). В-третьих, если проводится реорганизация или ликвидация компании-должника (п. 11).

Комментарий редакции. Это напоминание для инспекторов будет небесполезным. До сих пор случается, что за одной проверкой из ИФНС следует другая. Налогоплательщикам в таких ситуациях остается посоветовать только одно: обращаться в суд и признавать действия чиновников неправомерными. Благо, что суды чаще выносят решения в пользу компаний (постановления ФАС Центрального округа от 15 апреля 2008 г. № А36-2862/2007, ФАС Уральского округа от 8 сентября 2008 г. № Ф09-6338/08-С2).

8. Представителям проверяемой компании необходимо рассказать об их правах и обязанностях

В Федеральной налоговой службе считают, что инспекторы на местах должны налаживать контакт с представителями проверяемых компаний. Чиновники ФНС России напоминают: инспектор, пришедший в компанию с выездной проверкой, должен рассказать представителю организации о его правах и обязанностях. Предполагается, что это поможет решить возникающие в ходе проверки вопросы.

Комментарий редакции. Регламент не обязывает, а только рекомендует налоговикам, приехавшим с проверкой, согласовать с руководством компании все организационные вопросы. В то же время само стремление к этому похвально. Чиновникам советуют не только рассказать налогоплательщику о его правах и обязанностях, но и решить вопрос о предоставлении помещения для проверки и даже согласовать график работы. Будем надеяться, что рекомендации будут приняты к действию и отныне вынужденное «знакомство» проверяющих и коммерсантов станет более приятным.

9. Если у компании нет свободных помещений, выездную проверку можно провести в инспекции

Если инспекторов, проводящих налоговую проверку, не пускают на территорию или в помещение налогоплательщика (за исключением жилых помещений), руководитель проверяющей группы (бригады) составляет акт. Его подписывают как руководитель, так и проверяемое лицо. Если представитель компании отказывается поставить подпись, в акте делают соответствующую запись. Если же у налогоплательщика нет возможности предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, она может проводиться в инспекции.

Комментарий редакции. Воспрепятствование доступу инспекторов при проверке выйдет для компании боком. Во-первых, налоговый орган получит право по имеющимся у него данным о проверяемом лице или по аналогии самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате (п. 3 ст. 91 Налогового кодекса РФ). Во-вторых, это даст возможность провести выемку (ст. 94 Налогового кодекса РФ). А в-третьих, должностное лицо компании будет обязано выплатить штраф до 2000 руб. (п. 1 ст. 19.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

А что делать тем, кому из-за проверки придется существенно «уплотнять» сотрудников? Директор компании может направить на имя руководителя ИФНС запрос о переносе места проведения проверки на территорию налогового органа. Но надо иметь в виду: чиновники наверняка захотят лично убедиться в отсутствии помещений. И они имеют на это полное право (п. 2 ст. 91 и ст. 92 Налогового кодекса РФ).

10. Всем проверяемым документам нужно дать правовую оценку

В процессе проверки инспекторы определяют, правильно ли оформляются первичные учетные документы. При этом каждый отдельный документ должен пройти формальную, арифметическую и даже правовую проверку.

Комментарий редакции. Проверка оформления первичных документов и арифметических подсчетов — это, бесспорно, право налоговиков. Но что понимать под правовой оценкой, скажем, счета-фактуры — непонятно. Можно предположить, что речь идет, например, о случаях, когда документы подписываются ненадлежащим лицом. А вот признавать, допустим, недействительными договоры имеет право только суд.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка