На каком основании инспекторы не выдают справку
Потерять право на принудительное взыскание налоговой задолженности инспекция может, если пропустит сроки, установленные в пункте 3 статьи 46 Налогового кодекса РФ. То есть если не успеет вовремя принять официальное решение о взыскании налога (штрафов, пеней). Срок, который на это отведен, ограничен двумя месяцами после даты, указанной в требовании об уплате налога (штрафов, пеней). Это дата, до которой ИФНС предлагает задолжавшей в бюджет компании перечислить долг добровольно.
Если два месяца с этой даты прошло, а решение так и не принято, принудительно получить задолженность инспекторы могут только через суд. Для этого они должны подать соответствующее исковое заявление. Но не позднее чем через шесть месяцев после того, как истек срок исполнения требования об уплате долга (п. 3 ст. 46 Налогового кодекса РФ). Если и этот срок пропущен, обязать компанию погасить задолженность никто уже не вправе. С этого момента налогоплательщик может перечислить недоимку лишь в добровольном порядке.
Однако возможность списания такой задолженности налоговым законодательством не предусмотрена. Поэтому, несмотря на то, что взыскать долг уже нельзя, налоговая инспекция будет отражать его на лицевом счете компании в ИФНС. Это следует из Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных «Расчеты с бюджетом» (утверждены приказом ФНС России от 16 марта 2007 г. № ММ-3-10/138 @ ). Минфин России подтвердил это в письме от 1 июля 2009 г. № 03-02-07/1-334.
Справка о состоянии расчетов с бюджетом формируется с помощью программных средств на основании информационных ресурсов ИФНС. То есть на основании данных лицевой карточки. Такое правило установлено в пунктах 2 и 6 Методических указаний по заполнению справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов (утверждены приказом ФНС России от 23 мая 2005 г. № ММ-3-19/206 @ ). Руководствуясь этим правилом, налоговые инспекторы отказываются выдавать справки об отсутствии задолженности, если на лицевом счете числится недоимка, пени или штрафы. Даже если сроки взыскания этих сумм, повторим, пропущены.
Два способа получить справку
Решить проблему компания может двумя способами. Первый — перечислить сумму долга в бюджет добровольно. И затем без препятствий получить справку с заветной фразой «не имеет неисполненной обязанности по уплате налогов…». Этот вариант приемлем, если просроченная задолженность невелика или сопоставима с расходами на судебное решение проблемы.
Заметим, что погасить просроченную к взысканию задолженность можно только денежным платежом. Зачесть в счет нее излишне уплаченные по другим основаниям суммы нельзя. Нормы пунктов 5 и 6 статьи 78 Налогового кодекса РФ на эту ситуацию не распространяются. Об этом сказано в пункте 3 определения Конституционного суда РФ от 8 февраля 2007 г. № 381-О-П и в постановлении Президиума ВАС РФ от 20 января 2009 г. № 10707/08. А Минфин России подчеркнул это в письме от 1 июля 2009 г. № 03-02-07/1-334.
Теперь предположим, что размер недоимки значителен и перечислять ее в бюджет руководство компании не намерено. Тогда компания может прибегнуть ко второму способу, а именно обратиться в арбитражный суд с требованием признать действия инспекции незаконными. Но сразу предупредим — судебная практика по подобным спорам в настоящее время противоречива. В одних ситуациях судьи поддерживают налогоплательщиков, а в других встают на сторону налоговых органов. Однако шансы на победу у компании однозначно есть. Каким будет решение судей, во многом зависит от того, как компания сформулирует аргументы для спора.
Какие аргументы помогают получить справку через суд
Просить судей нужно о том, чтобы они признали незаконным именно отказ ИФНС выдать справку об отсутствии налоговой задолженности. Это важно. Если в заявлении будет указано другое основание, вероятность того, что иск компании будет удовлетворен, снизится (подробнее о возможных ошибках читайте ниже). Но это не все. Чтобы судьи прислушались к представителям компании, в заявлении нужно привести как можно больше дополнительных аргументов в ее пользу. Приведем те, которые срабатывают на практике.
Справка об отсутствии задолженности нужна для предпринимательской деятельности. В судебном заявлении необходимо четко указать, к каким негативным последствиям привел отказ инспекции выдать справку. В частности, действенным бывает довод о том, что решение ИФНС препятствует нормальной предпринимательской и хозяйственной деятельности. Но ее обязательно нужно дополнить пояснениями. То есть подробно изложить, что именно компания не смогла сделать без справки — получить лицензию на торговлю алкоголем, взять кредит в банке, подать заявку на участие в тендере, добиться разрешения на государственную субсидию и т. п.
Данные обстоятельства должны быть подтверждены документально. Например, судьям можно предъявить:
- —письменный отказ госоргана в выдаче лицензии или разрешения (или нормативный акт, из которого следует, что получить лицензию без справки невозможно);
- —утвержденные банком правила, в которых предусмотрено, что наличие справки является обязательным условием для получения кредита или гарантии;
- —расчеты, которые демонстрируют негативное влияние решения ИФНС на предпринимательскую деятельность компании.
Если компания представит подобные документы, судьи примут во внимание нормы статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ. В ней приведены условия, при которых решения и действия (или бездействие) госорганов могут быть признаны незаконными. Одно из них — эти решения, действия (или бездействие) нарушают права и законные интересы обратившейся в суд организации или создают иные препятствия для ведения предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пример, когда аргументы налогоплательщика убедили суд, приведен в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 6 мая 2009 г. № А32-16597/2008-4/252 и определении ВАС РФ от 31 июля 2009 г. № ВАС-9700/09.
Инспекция не может подтвердить, что недоимка начислена законно. Бывает, что налоговая задолженность висит на лицевом счете компании настолько долго, что предъявить документы, подтверждающие законность ее начисления, представители ИФНС уже не могут. Просто потому, что эти документы (налоговые декларации, решения о привлечении к ответственности и т. п.) не сохранились.
Если со дня начисления недоимки истекло четыре года, инспекция не сможет истребовать эти документы и у компании. Ведь хранить их дольше этого срока она не обязана (подп. 8 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ). В этой ситуации суд может признать, что недоимка отражается на лицевом счете компании незаконно (см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 14 ноября 2008 г. № А56-17980/2008).
Показательными в этом смысле являются также постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 6 мая 2009 г. № А32-16597/2008-4/252 и определение ВАС РФ от 31 июля 2009 г. № ВАС-9700/09. Инспекция указала в справке, что у компании есть неуплаченные штрафы в федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования. Однако представить документы, на основании которых они начислены, не смогла, так как ненормативными актами этих ведомств не располагала. Судьи посчитали задолженность перед внебюджетными фондами недоказанной.
Чтобы добиться такого решения, имеет смысл заранее направить запрос в ИФНС с просьбой указать причину, по которой возникла соответствующая сумма долга перед бюджетом или фондами. И ответ на него (из которого следует, что указать эту причину инспекция не может) приложить к заявлению в суд.
ИФНС не предпринимала попытки по взысканию долга. Иногда суды учитывают тот факт, что никаких усилий по принудительному получению задолженности ИФНС не приложила. То есть вовремя не составила решение о взыскании, не попыталась получить долг через суд. В исковом заявлении нужно упомянуть об этом в качестве дополнительного аргумента.
Этот аргумент фактически указывает на вину налогового органа в том, что пресекательный срок на взыскание был пропущен. Последнее позволяет требовать, чтобы в справке о расчетах с бюджетом соответствующая задолженность не упоминалась, несмотря на то, что исключать ее из лицевого счета налогоплательщика Рекомендации формально не позволяют. Судьи учли этот аргумент, в частности, в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 8 ноября 2007 г. № Ф08-7403/07-2764А.
Какие ошибки снижают шансы компании победить в налоговом споре
Неудачно выбранные аргументы могут привести к тому, что судьи откажутся удовлетворять заявление компании.
Компания требует исключить недоимку из лицевого счета. Карточка лицевого счета, которую ведет налоговая инспекция, — это форма внутреннего контроля, которая ведется в соответствии с Рекомендациями по порядку ведения в налоговых органах базы данных «Расчеты с бюджетом» (утверждены приказом ФНС России от 16 марта 2007 г. № ММ-3-10/138 @ ). Исключать сумму просроченной к взысканию недоимки из данных о задолженности компании этот документ не разрешает. Нарушать установленные в нем правила сотрудники ИФНС не имеют права (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17 июня 2009 г. № Ф04-3562/2009(8910-А46-37)).
Компания требует списать задолженность как безнадежную. Обстоятельства, при которых недоимка может быть списана как безнадежная, названы в статье 59 Налогового кодекса РФ. В этой статье идет речь о долгах, взыскание которых оказалось невозможным «в силу причин экономического, социального или юридического характера». В настоящее время налоговые инспекторы обязаны аннулировать такие долги в трех случаях:
- —недоимка связана с причинами, указанными в постановлении Правительства РФ от 12 февраля 2001 г. № 100 (задолженность возникла до 1 января 2001 года и на эту дату компания была ликвидирована или признана банкротом);
- —списание налогового долга предусмотрено региональным или местным законодательством;
- —налоги (пени, штрафы) были списаны со счета компании до 1 января 2009 года, но не поступили в бюджет по вине банка, который ликвидирован.
Ситуация, когда инспекция утратила право на принудительное взыскание недоимки из-за пропуска сроков, к этим случаям не относится.
В иске не указано, как действия ИФНС нарушают права организации. Сам по себе тот факт, что в карточке лицевого счета числится задолженность в бюджет или фонды, права и законные интересы налогоплательщика не ущемляет. Также как и тот факт, что компании выдана справка о наличии задолженности перед бюджетом или фондами. Если компания не привела аргументированные доказательства того, что получение такой справки препятствует нормальной предпринимательской деятельности компании, судьи посчитают, что повода признавать действия ИФНС незаконными нет (постановление ФАС Уральского округа от 20 ноября 2008 г. № Ф09-8572/08-С3).