ФНС России недовольна тем, как в инспекциях на местах организована работа по ликвидации юридических лиц, с которыми отсутствует связь по указанному в ЕГРЮЛ адресу. Поэтому ведомство разработало подробные рекомендации для налоговых органов, которые, по его мнению, должны повысить эффективность этой работы. Указанные рекомендации оформлены двумя документами — письмами ФНС России от 18.03.14 № СА-4-14/4855 и от 27.01.14 № СА-4-14/1138@.
Руководителям и бухгалтерам организаций также целесообразно ознакомиться с предложенными мерами. Ведь практически любую компанию налоговики могут посчитать отсутствующей по юридическому адресу и инициировать процедуру ее принудительной ликвидации. Это может случиться, например, если корреспонденция, отправленная по указанному в ЕГРЮЛ адресу, вернулась в инспекцию с пометкой «За истечением срока хранения».
Однако самостоятельно ликвидировать такую компанию налоговики не вправе. Решение о ее ликвидации может принять только арбитражный суд (п. 2 и 3 ст. 61 ГК РФ). Судя по письмам ФНС России, арбитры нередко отказывают налоговым органам в принудительной ликвидации организаций, с которыми нет связи по юридическому адресу (письма от 27.01.14 № СА-4-14/1138@ и от 12.12.13 № СА-4-7/22406).
Досудебная процедура
Инспекция вправе обратиться в суд с иском о принудительной ликвидации юридического лица, если у нее имеется информация о том, что связь с ним по указанному в ЕГРЮЛ адресу невозможна. Это подтвердил Пленум ВАС РФ (п. 6 постановления от 30.07.13 № 61).
Однако еще до подачи в суд такого иска инспекторы обязаны направить организации, ее учредителям или участникам, а также генеральному директору уведомления о необходимости представить достоверные сведения об адресе. Только если никто из указанных лиц данные о реальном адресе так и не представит, налоговый орган вправе обратиться в арбитражный суд с иском о принудительной ликвидации компании, отсутствующей по юридическому адресу. Причем отсутствие в исковом заявлении реквизитов (даты и исходящего номера) уведомлений, отправленных указанным лицам, может привести к тому, что суд откажет в ликвидации компании. То есть посчитает недоказанным факт рассылки уведомлений о необходимости представить достоверные сведения об адресе (письмо ФНС России от 27.01.14 № СА-4-14/1138@).
Таким образом, если о намерении налоговиков ликвидировать организацию ее собственники узнали лишь из искового заявления, необходимо заявлять ходатайство о том, что налоговики не пытались уточнить сведения об адресе. И на этом основании просить суд отказать инспекции в удовлетворении ее иска.
Кроме того, прежде чем принять исковое заявление о ликвидации компании, отсутствующей по юридическому адресу, арбитражный суд проверяет, не является ли она прекратившей свою деятельность и не проводилась ли процедура исключения ее из ЕГРЮЛ по решению налогового органа (п. 7 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 61). Ведь налоговики могут самостоятельно исключить недействующую организацию из ЕГРЮЛ, не обращаясь в суд (ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ).
Иски о принудительной ликвидации недействующих компаний неподведомственны арбитражным судам. Суд возвращает такой иск заявителю (инспекции) без рассмотрения.
Иски к учредителям
При вынесении решения о принудительной ликвидации юридического лица арбитражный суд может возложить обязанность по его ликвидации на учредителей или участников (абз. 2 п. 3 ст. 61 ГК РФ и п. 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.04 № 84).
ФНС России считает, что в случае ликвидации компаний, с которыми отсутствует связь по юридическому адресу, именно на их учредителей и следует возлагать эту обязанность (письма от 18.03.14 № СА-4-14/4855 и от 27.01.14 № СА-4-14/1138@). Поэтому ведомство требует, чтобы в исковых заявлениях налоговые органы указывали учредителей в качестве ответчиков. Тем более что о необходимости привлечения указанных лиц к участию в подобных делах в качестве ответчиков говорит и Президиум ВАС РФ (абз. 3 п. 8 информационного письма от 13.08.04 № 84).
Срок ликвидации
Если арбитражный суд все-таки принял решение о ликвидации организации, отсутствующей по юридическому адресу, и возложил обязанности по ликвидации на ее учредителей, суд указывает в решении срок, в течение которого учредители должны представить утвержденный ликвидационный баланс и завершить все ликвидационные процедуры.
ФНС России проанализировала сведения, поступившие от региональных УФНС, и пришла к выводу, что в большинстве рассмотренных судами дел этот срок не был установлен (п. 1 письма от 18.03.14 № СА-4-14/4855). По мнению ведомства, отсутствие четкого срока может стать причиной недобросовестного затягивания ликвидационных процедур.
Поэтому ФНС России требует, чтобы налоговики в каждом деле ходатайствовали перед судом об установлении такого срока. Причем предписывает, что этот срок не должен превышать шести месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения о ликвидации юридического лица (п. 1 письма от 18.03.14 № СА-4-14/4855).
Взаимодействие инспекторов с судебными приставами
Даже если суд принял решение о ликвидации компании, отсутствующей по юридическому адресу, и установил учредителям четкий срок для утверждения ликвидационного баланса и завершения ликвидационных процедур, они это требование вполне могут не выполнить.
Чтобы этого не случилось, ФНС России предписывает инспекторам действовать через службу судебных приставов (п. 2 письма от 18.03.14 № СА-4-14/4855). Ведь именно на нее возложены полномочия по принудительному исполнению судебных решений (п. 1 и 2 ст. 5 Федерального закона от 02.10.07 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», далее — Закон № 229-ФЗ).
Прежде всего ФНС России требует от нижестоящих инспекций своевременно получать в судах исполнительные листы и незамедлительно передавать их в территориальные органы Федеральной службы судебных приставов. На это налоговое ведомство отводит инспекторам максимум три рабочих дня со дня выдачи судом исполнительного листа (п. 2 письма от 18.03.14 № СА-4-14/4855).
По общему правилу требования, содержащиеся в исполнительном документе, должны быть выполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства (п. 1 ст. 36 Закона № 229-ФЗ). Но в реальности исполнительное производство чаще всего длится гораздо дольше, нередко даже годами.
Штрафы за неисполнение судебного решения
За неисполнение судебного акта о принудительной ликвидации компании арбитражный суд вправе оштрафовать ее учредителей или других лиц, на которых была возложена обязанность по ее ликвидации (ч. 1 ст. 332 Арбитражного процессуального кодекса РФ). Для граждан судебный штраф не может превышать 2500 руб., должностных лиц (например, генерального директора ликвидируемой компании) — 5000 руб., организаций, являющихся ее учредителями, — 100 000 руб. (ч. 1 ст. 119 АПК РФ).
ФНС России отметила, что суды обычно удовлетворяют ходатайства налоговых органов о применении такого штрафа за неисполнение судебного решения о ликвидации юридического лица (постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.10.12 № А56-27250/2005 и определение Арбитражного суда Мурманской области от 14.01.14 № А42-240/2012).
Поэтому ведомство требует, чтобы в каждом случае неисполнения судебного акта инспекторы направляли в суд заявление о наложении штрафа на лиц, ответственных за ликвидацию компании (п. 3 письма от 18.03.14 № СА-4-14/4855). Это рекомендовано делать в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня истечения предельного срока, установленного судебным решением для представления утвержденного ликвидационного баланса и завершения ликвидационной процедуры.
Более того, ФНС России указала, что такой судебный штраф можно применять неоднократно (ч. 3 ст. 332 АПК РФ). Причем количество случаев его взыскания по конкретному делу законодательством не ограничено. Значит, если после принятия судом решения о взыскании штрафа за неисполнение судебного акта учредители его все равно не исполнят, налоговики будут ходатайствовать о повторном применении штрафных санкций. И так до тех пор, пока учредители не выполнят требование суда о ликвидации юридического лица.
Исполнительский сбор и штрафы по КоАП РФ
Помимо судебного штрафа, за неисполнение в установленный срок требования о ликвидации компании, содержащегося в исполнительном листе, судебный пристав вправе взыскать с учредителя или иного ответственного лица исполнительский сбор (п. 1 ст. 105 Закона № 229-ФЗ ). Поскольку принудительная ликвидация юридического лица относится к требованиям неимущественного характера, исполнительский сбор за невыполнение этого требования составляет (п. 3 ст. 112 Закона № 229-ФЗ):
— для граждан — 5000 руб.;
— для организаций — 50 000 руб.
ФНС России требует, чтобы инспекторы одновременно с подачей заявления в суд о наложении на учредителей судебного штрафа заявляли судебному приставу ходатайство о взыскании исполнительского сбора и установлении нового срока для исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе (п. 4 письма от 18.03.14 № СА-4-14/4855).
Если и после взыскания исполнительского сбора учредители не выполнят требование о завершении ликвидационных процедур, судебный пристав вправе привлечь их к административной ответственности. Штраф в этом случае составляет (ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ):
— для граждан — от 1000 до 2500 руб.;
— должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб.;
— юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб.
А если это требование не будет выполнено в течение вновь установленного срока, судебный пристав может снова взыскать административный штраф, причем уже в повышенном размере (ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ):
— с гражданина — в размере от 2000 до 2500 руб.;
—?должностных лиц — от 15?000 до 20?000 руб.;
—?юридических лиц — от 50 000 до 70 000 руб.
В указанных случаях ФНС России призывает налоговиков обращаться к судебному приставу с ходатайством о возбуждении дела об административном правонарушении и взыскании штрафов. При этом ведомство отмечает, что законом не ограничено количество случаев привлечения к административной ответственности за повторное неисполнение требования о завершении ликвидационных процедур (п. 4 письма от 18.03.14 № СА-4-14/4855). Значит, налоговики будут ходатайствовать о применении штрафа до тех пор, пока учредители не представят в суд утвержденный ликвидационный баланс.
А. Кириченко,
советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса
Темы: