Ситуации, когда у компании возникает право на возврат сумм налога из бюджета, не редкость. Как правило, это происходит, если налогоплательщик ошибочно перечислил в бюджет налог в большем объеме или инспекторы в принудительном порядке взыскали с налогоплательщика неверную сумму налога. Кроме того, компания вправе возместить из бюджета НДС, если по итогам налогового периода сумма вычетов превышает общую сумму исчисленного налога. В каждом из этих случаев действует определенный механизм возврата или зачета налога, предусмотренный статьями 78, 79 и 176 НК РФ.
Однако налоговики, стремясь минимизировать суммы возврата, проводят самостоятельные зачеты на суммы недоимки, пеней и штрафов, отраженные в карточках расчета с бюджетом по конкретному налогоплательщику. Формально такое право у них есть. Поскольку, если у налогоплательщика имеется недоимка по налогам соответствующего вида или задолженность по пеням и штрафам, возврат налога производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения этой недоимки (п. 6 ст. 78, п. 1 ст. 79 и п. 4 ст. 176 НК РФ). Рассмотрим самые спорные вопросы по налоговой переплате.
Зачет или возврат переплаты компанией с обособленными подразделениями
В соответствии с пунктом 2 статьи 78 НК РФ зачет или возврат излишне уплаченных налогов, пеней, штрафов налоговый орган производит по месту учета налогоплательщика. Нередко налогоплательщик состоит на учете в нескольких инспекциях (к примеру, при наличии обособленных подразделений или имущества). По мнению Минфина России, в этом случае зачет или возврат налога производит та инспекция, которая выявила переплату (письмо от 12.07.10 № 03-02-07/1-315). Однако налоговое ведомство придерживается иного мнения. Так, в письме от 19.11.10 № ЯК-37-8/15939 ФНС России отметила следующее:
«<…> Организация, имеющая обособленные подразделения в различных субъектах РФ, вправе представить заявление о зачете суммы налога, излишне уплаченной в бюджет субъекта РФ по месту нахождения обособленного подразделения, как в налоговый орган по месту постановки на учет головной организации, так и в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения организации».
На практике суды, как правило, соглашаются с мнением налоговиков. Так, ФАС Московского округа пришел к выводу, что компания вправе подать заявление о зачете или возврате переплаты как в инспекцию по месту нахождения подразделения, так и в налоговый орган, где компания состоит на учете в качестве крупнейшего налогоплательщика (постановление от 14.10.11 № А40-99747/10-4-476).
Смена места нахождения не лишает права возврат
Случается, что компания подала заявление на возврат или зачет налога в инспекцию по месту своего учета, но, не дождавшись завершения соответствующей процедуры, изменила свое местонахождение. Возникает вопрос: какой налоговый орган (инспекция, которая получила заявление, или инспекция, где налогоплательщик состоит на учете в настоящее время) должен произвести зачет или возврат переплаты?
В такой ситуации возникают спорные вопросы по налоговой переплате. И инспекторы по новому месту учета зачастую отказывают компании в проведении зачета или возврата. Аргументы — налогоплательщик подал декларацию в прежнюю инспекцию. Следовательно, документы, подтверждающие расчеты в указанной декларации, в налоговый орган не представлены.
Однако из буквального прочтения пункта 2 статьи 78 НК РФ зачет или возврат переплаты производит тот налоговый орган, в котором налогоплательщик состоит на учете в настоящее время. Вместе с тем налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 30 НК РФ). А переход налогоплательщика на учет в другой налоговый орган не прекращает и не изменяет обязанность по возврату излишне уплаченного налога. Следовательно, при изменении места нахождения зачет или возврат налога производит новая инспекция (постановления ФАС Московского округа от 26.08.11 № КА-А40/9312-11 и от 16.02.10 № КА-А40/67-10-2).
Зачет налогов одного уровня для погашения недоимки по налогам другого
В соответствии с пунктами 1 и 14 статьи 78 НК РФ организация вправе зачесть суммы налогов, авансовых платежей, пеней и штрафов за налоговые правонарушения, если заплатила их в большем размере, чем установлено законом. По заявлению налогоплательщика такие суммы могут быть зачтены в счет имеющейся недоимки по налогам, а также задолженности по пеням и штрафам или предстоящих платежей по этому или иным налогам. Решение о зачете налоговики выносят в течение 10 дней со дня получения заявления или со дня подписания акта совместной сверки, если таковая проводилась (п. 5 ст. 78 НК РФ). При этом важно учесть некоторые особенности.
При отсутствии у налогоплательщика налоговой недоимки контролеры не вправе самостоятельно зачесть суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам. Минфин России в письме от 25.07.11 № 03-02-07/1-260 отмечает, что в этом случае необходимо письменное заявление налогоплательщика.
Зачесть переплату можно только в рамках налоговых платежей одного уровня. В частности, переплату по НДС можно зачесть в счет недоимки по налогу на прибыль (в части, зачисляемой в федеральный бюджет) и нельзя зачесть в счет задолженности по налогу на имущество. Такие выводы Минфин России делает на основании абзаца 2 пункта 1 статьи 78 НК РФ (письма от 13.12.11 № 03-05-06-01/86 и от 30.12.11 № 03-07-11/362). ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 12.09.12 № А21-7173/2011 поддержал такое мнение финансового ведомства.
Минфин России выступает против зачета излишне взысканных сумм налогов, штрафов и пеней в счет налоговых платежей. Ведь зачет суммы излишне взысканного налога предусмотрен пунктом 1 статьи 79 НК РФ в качестве исключительной меры, направленной на исполнение обязанности налогоплательщика по уплате имеющихся у него недоимки или задолженности по соответствующим пеням и штрафам (письмо от 23.11.12 № 03-02-07/1-293). Однако ФНС России в письме от 25.12.08 № ММ-3-1/683@ отметила следующее:
«<…> Для начисления процентов не имеет значения, в какой форме произведен возврат излишне взысканного налога — путем возврата на банковский счет налогоплательщика либо путем зачета, поскольку начисление процентов приведет к восстановлению имущественного положения налогоплательщика, нарушенного неправомерными действиями налогового органа».
Таким образом, налоговики в рассматриваемой ситуации допускают зачет излишне взысканных сумм.
Самостоятельно зачесть налоговую переплату контролеры вправе в установленные законом сроки
НК РФ устанавливает сроки для бесспорного взыскания налоговой задолженности:
— два месяца после окончания срока исполнения требования об уплате налога, пеней, штрафа — для взыскания налога за счет денежных средств (абз. 1 п. 3, п. 9 и 10 ст. 46 НК РФ);
— год после окончания срока исполнения требования — при взыскании задолженности за счет имущества компании (абз. 3 п. 1 и п. 8 ст. 47 НК РФ).
Если переплата возникла по причине исполнения ошибочного требования налоговиков, сумма налога признается излишне взысканной
Для того чтобы отнести налог к излишне уплаченному или излишне взысканному, в целях применения положений статей 78 и 79 НК РФ определяют основание его перечисления в бюджет, то есть уплатил налог налогоплательщик самостоятельно или в результате указаний налоговиков (постановление Президиума ВАС РФ от 24.04.12 № 16551/11).
При этом Конституционный суд РФ в определении от 21.06.01 № 173-О указал, что налог признается излишне уплаченным, если налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно, без участия налогового органа, по какой-либо причине (в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения) допускает ошибку в расчетах.
Если же основанием для зачисления налога в бюджет является требование об уплате, выставленное налоговиками, и при этом контролеры исчислили налог неверно, то налог в данном случае признается излишне взысканным. Аналогичные выводы содержатся в постановлениях ФАС Северо-Кавказского от 28.02.13 № А32-12282/2012 и Западно-Сибирского от 07.11.11 № А75-11851/2010 округов
Если налоговики обнаружили переплату в рамках этих сроков, они вправе самостоятельно зачесть выявленную переплату в счет задолженности налогоплательщика. В случае пропуска указанных сроков контролеры не вправе принимать решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения спорной задолженности. Такие выводы со ссылкой на определение Конституционного суда РФ от 08.02.07 № 381-О-П и постановление Президиума ВАС РФ от 20.01.09 № 10707/08 сделал Минфин России в письмах от 14.07.09 № 03-02-07/1-357 и от 01.07.09 № 03-02-07/1-334.
Однако если сроки для взыскания недоимки в бесспорном порядке истекли, то налоговики вправе взыскать с налогоплательщика спорную задолженность при наличии судебного акта (постановления Президиума ВАС РФ от 09.12.08 № 8689/08 и от 24.10.06 № 5274/06). При этом сроки для обращения в суд также ограниченны и составляют:
— шесть месяцев после окончания исполнения срока требования об уплате налога, пеней, штрафов — при взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика (абз. 1 п. 3 ст. 46 НК РФ);
— два года после окончания срока исполнения требования об уплате налога, пеней, штрафов — при взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика (абз. 3 п. 1 ст. 47 НК РФ).
Дата возникновения переплаты для целей ее зачета или возврата
По общему правилу налогоплательщик подает заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ). При этом Конституционный суд РФ в определении от 21.06.01 № 173-О и Президиум ВАС РФ в постановлении от 08.11.06 № 6219/06 указали, что в этом случае необходимо применять общие правила исчисления срока исковой давности (п. 1 ст. 200 ГК РФ). То есть трехлетний срок компания исчисляет со дня, когда она узнала или должна была узнать о возникновении переплаты. На практике зачастую возникают споры: как определить день, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о наличии переплаты?
Большинство судов придерживаются мнения, что датой возникновения переплаты признается момент представления декларации. Так, ФАС Поволжского округа в постановлении от 28.03.13 № А65-17396/2012 указал, что организация уплачивает налоги самостоятельно. Следовательно, она должна была знать о переплате налогов в момент их уплаты — то есть в период, когда руководитель подписывал декларации с указанием подлежащих уплате сумм налогов и соответствующие платежные поручения. При этом отсутствие должного контроля за исчислением и уплатой налогов в бюджет, некомпетентность соответствующих работников организации, загруженность работой ее руководителя не являются законными основаниями для исчисления срока давности не с момента уплаты налогов, а с момента, когда был составлен акт сверки или получен баланс расчетов с бюджетом. Аналогичные выводы содержат постановления ФАС Западно-Сибирского от 05.08.13 № А75-7444/2012, Волго-Вятского от 05.07.13 № А39-3087/2012, Московского от 12.04.13 № А40-68277/12-90-445 и Восточно-Сибирского от 20.02.13 № А19-10096/2012 округов.
Вместе с тем столичные арбитры в постановлении от 12.03.13 № А40-61226/12-20-351 пришли к выводу, что исчислять трехлетний срок необходимо с момента, когда налоговики сообщили компании об имеющейся у нее переплате. При этом днем, когда организация узнала об имеющейся у нее переплате, является дата получения акта совместной сверки (постановление Президиума ВАС РФ от 13.04.10 № 17372/09). Согласны с таким мнением ФАС Дальневосточного и Уральского округов (постановления от 06.02.13 № Ф03-6330/2012 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 14.05.13 № ВАС-5592/13) и от 02.04.13 № Ф09-2057/13 соответственно). Более того, необходимо, чтобы акт совместной сверки был составлен без разногласий (постановление ФАС Московского округа от 16.03.10 № КА-А40/1118-10).
Для зачета или возврата излишне взысканных сумм предусмотрены те же правила, что и для излишне уплаченных налогов
Статья 79 НК РФ не указывает, в какую инспекцию должен обратиться налогоплательщик для зачета или возврата излишне взысканных налогов. ФАС Поволжского округа в постановлении от 27.10.09 № А55-1782/2009 указал, что в этом случае компания вправе руководствоваться пунктом 2 статьи 78 НК РФ, согласно которому заявление о зачете или возврате переплаты налогоплательщик подает в инспекцию по месту своего учета. Аналогичное мнение высказала и ФНС России в письме от 30.05.13 № ММВ-20-8/52@ «О взаимодействии территориальных органов Федеральной налоговой службы и территориальных органов Федерального казначейства при исполнении исполнительных документов», выпущенном совместно с Казначейством России (письмо от 30.05.13 № 42-7.4-05/9.3-318)
Также существует мнение, что трехлетний срок необходимо отсчитывать с момента первого обращения в инспекцию с заявлением о возврате или зачете излишне уплаченных сумм (постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.10.12 № А56-60227/2011, оставлено в силе определением ВАС РФ от 29.01.13 № ВАС-18504/12).
Порядок зачета или возврата излишне уплаченных налоговых сумм агенту
По общему правилу положения о зачете и возврате налоговой переплаты распространяются на налоговых агентов (п. 2 ст. 24, п. 14 ст. 78 и п. 9 ст. 79 НК РФ). Однако порядок проведения зачета или возврата в этом случае напрямую зависит от причины возникновения налоговой переплаты.
Если налоговый агент ошибочно удержал у налогоплательщика большую сумму налога, возврат переплаты налоговики производят по месту учета самого налогоплательщика. Ведь в результате ошибки налогового агента именно у налогоплательщика были удержаны суммы в большем размере. На это указывают Минфин России (письмо от 16.12.09 № 03-02-07/1-540) и столичные налоговики (письмо 20.05.11 № 16-15/049791@).
В том случае, если переплата возникла из-за ошибочного перечисления налоговым агентом суммы налога, заявление о возврате или зачете в инспекцию вправе подать налоговый агент. Поскольку у налогоплательщика он удержал правильную сумму налога. Такое право налогового агента финансовое и налоговое ведомства подтвердили в разъяснениях от 16.07.10 № 03-03-06/1/464 и от 10.01.12 № АС-4-3/2@.
Большинство судов отказывают в зачете собственной переплаты по НДС в счет уплаты «агентского» налога. По мнению суда, статьи 23 и 24 НК РФ разграничивают обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов. Кроме того, Налоговый кодекс не позволяет исполнять обязанности налогового агента путем зачета, а статья 176 НК РФ не предусматривает возможность возмещения НДС путем зачета налоговых платежей за другое юридическое лицо, по отношению к которому налогоплательщик является налоговым агентом. Следовательно, компания не вправе подать заявление о зачете НДС, подлежащего возмещению, в счет исполнения ею обязанности налогового агента по удержанию и уплате НДС за другое юридическое лицо (постановления ФАС Московского от 20.01.06, 16.01.06 № КА-А41/13615-05 и Северо-Западного от 13.01.06 № А56-17761/2005 округов).
Однако удалось найти решения суда в пользу компаний. Так, ФАС Уральского округа пришел к выводу, что НК РФ не содержит прямого запрета произвести спорный зачет. Более того, суд отметил, что налоговое законодательство рассматривает НДС как налог, пополняемый различными способами: путем уплаты самим плательщиком и удержания налоговым агентом. В связи с этим суд признал неправомерным отказ инспекции в проведении спорного зачета (постановление от 14.05.09 № Ф09-2979/09-С3). Аналогичное мнение высказал ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 26.04.07 № Ф08-2139/2007-897А.
Переплата по НДФЛ возвращается налоговому агенту в общем порядке в соответствии со статьей 78 НК РФ. На это есть прямое указание в пункте 7 статьи 231 НК РФ. При этом физлицу излишне удержанный налог компания, являющаяся налоговым агентом, возвращает за счет сумм НДФЛ, подлежащих перечислению в бюджет в счет предстоящих платежей как по этому налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых она производит удержание НДФЛ (п. 1 ст. 231 НК РФ). Кроме того, пункт 9 указанной статьи позволяет вернуть физлицу переплату по НДФЛ за счет собственных средств налогоплательщика.
Еще по этой теме: Переплата по налогам: возврат и зачет
- Статьи по теме:
- Образец платежного поручения для уплаты ЕНП в 2024 году
- Сколько дней отдыха положено донору за сдачу крови и как оплатить
- Перечень товаров облагаемых НДС по ставке 10 процентов в 2024 году
- Как уменьшить НДС: законные способы оптимизации
- Авансовые платежи по налогу на прибыль в 2024 году: сроки уплаты за 1, 2, 3, 4 кварталы