Предположим, ваша компания закупила и продала товары, на которые нанесен какой-либо логотип (товарный знак). Есть он также и на упаковке. Однако вы не проверили, что это за товарный знак и законно ли он используется для данной продукции. Не исключено, что правообладатель вообще не в курсе, что эти товары продаются с его логотипом. А что если так оно и есть?
Казалось бы, повода наказывать продавца-посредника нет. Ведь вы просто закупаете товар и продаете его дальше, и сами этот чужой товарный знак не наносили. Тем не менее риск попасть на штрафы есть.
В рассматриваемой ситуации товары и их упаковка — контрафактные. А распространяя такую продукцию, вы нарушаете исключительное право собственника товарного знака (п. 1 ст. 1229, п. 1 и 3 ст. 1484 Гражданского кодекса РФ).
Если контрафактные товары обнаружат у вас на складе госпроверяющие, то они конфискуют их согласно статье 14.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях. И оштрафуют компанию на сумму от 30 000 до 40 000 руб. А руководителя — от 10 000 до 20 000 руб. И, к сожалению, здесь не имеет значения, что ваша компания — не производитель. Вы сами виноваты в том, что не проверили, законен ли логотип. Такой вывод можно сделать из пункта 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 17 февраля 2011 г. № 11.
Также не избежать неприятных последствий, если сам правообладатель товарного знака прознает, что вы продаете продукцию с его логотипом. Тогда вашей компании придется отвечать перед ним в суде. Во-первых, правообладатель вправе потребовать от вас уничтожить товары за ваш же счет. Это следует из пункта 2 статьи 1515 Гражданского кодекса РФ.
Во-вторых, собственник товарного знака может претендовать на то, чтобы вы возместили ему убытки. Либо же выплатили компенсацию от 10 000 до 5 000 000 руб. Альтернатива — компенсация в двукратном размере стоимости контрафактных товаров или неисключительной лицензии. Все это написано в пункте 4 статьи 1515 того же кодекса. Правда, судьи зачастую существенно снижают размер заявленной компенсации. Даже практически до минимума. И все потому, что вы лишь перепродаете контрафактный товар. Пример тому — постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 января 2012 г. № 17АП-13166/2011-ГК по делу № А60-18816/2011.
Так что использвать чужой товарный знак рисковано. Проверяйте закупаемый вами товар на признаки контрафактности. Должны быть товарно-сопроводительные документы, сертификат соответствия и договор с правообладателем об использовании товарного знака. На самой продукции — специальные защитные марки и голограммы. А если останутся сомнения, пробейте товарный знак по базе Роспатента. И свяжитесь с правообладателем, чтобы тот подтвердил, что товар оригинальный.
- Статьи по теме:
- Что дополнить в учетной политике, если у вас есть объекты НМА
- Первоначальная стоимость нематериальных активов - это...примеры, проводки
- Нематериальные активы: определение, учет, примеры
- Как по новым правилам учитывать нематериальные активы
- Минфин: как теперь учитывать малоценные активы
Темы: