Где и как нужно регистрировать сельхозтехнику
Если у предприятия есть автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, а также водные и воздушные транспортные средства, то оно должно платить транспортный налог (п. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ). При этом техника должна быть зарегистрирована.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938 такую процедуру проводят:
- подразделения ГИБДД – для автомототранспортных средств, имеющих максимальную скорость более 50 километров в час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автодорогам общего пользования;
- органы Гостехнадзора – для тракторов, самоходных дорожно-строительных и других машин и прицепов к ним, включая автомототранспорт, имеющий максимальную скорость 50 километров в час и менее, а также не предназначенный для движения по автодорогам общего пользования.
Напомним: правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним утверждены приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001, а тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин – Минсельхозпродом России 16 января 1995 года. Обязательным условием для регистрации тракторов, прицепов и полуприцепов являются их паспорта (п. 1 постановления Правительства РФ от 15 мая 1995 г. № 460). На практике бывает, что технику, которая применяется внутри хозяйства и не передвигается по дорогам общего пользования, предприятие не регистрирует. Однако нужно помнить: это не освобождает от уплаты транспортного налога (постановление Президиума ВАС РФ от 7 июня 2012 г. № 14341/11).
Когда применяется льгота по транспортному налогу
Транспортный налог в сельском хозяйстве платится не всегда. Для сельхозпроизводителей предусмотрена льгота по транспортному налогу. Так, он не рассчитывается с тракторов, самоходных комбайнов всех марок, а также спецмашин. Последние представляют собой молоковозы, скотовозы и технику для перевозки птицы. К специальным относятся и машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания (подп. 5 п. 2 ст. 358 Налогового кодекса РФ).
Но чтобы у инспекторов не было возражений, хозяйству нужно соблюсти ряд условий. Проанализируем их.
Статус сельхозпроизводителя
Для применения льготы хозяйство должно иметь статус сельхозпроизводителя. То есть оно должно производить сельхозпродукцию, проводить первичную и последующую переработку и продавать ее. При этом доля выручки от реализации сельхозпродукции в общем доходе от продаж должна составлять не менее 70 процентов.
В письме Минфина России от 19 мая 2009 г. № 03-05-05-04/05 чиновники пояснили: соблюдение данного условия является обязательным, чтобы освободить сельхозтехнику от налога. В противном случае для применения льготы будет недостаточно ни регистрации техники за предприятием, ни ее использования в сельскохозяйственных работах (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28 сентября 2012 г. № А31-8691/2010).
Применение техники
От налога освобождаются не только тракторы и комбайны, но и специальные автомашины, используемые в производстве сельскохозяйственной продукции.
Например, у хозяйства может быть грузовой фургон, оборудованный кузовом, предназначенным исключительно для перевозки сельскохозяйственных животных, или седельный тягач со специальным прицепом, используемый для этих же целей. В этом случае у хозяйства есть шанс убедить судей, что техника нужна исключительно для перевозки скота (постановление ФАС Центрального округа от 11 марта 2014 г. № А48-1307/2013). Даже несмотря на то, что такие машины могут предназначаться и для других целей.
При проверке налоговики смотрят, под каким кодом содержится наименование техники в Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-94, утвержденном постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359. Например, седельные тягачи имеют код 153410210, в то время как, например, спецавтомобили-фургоны или автоцистерны входят в группировку с кодом 153410040. То есть тягачи не могут быть отнесены к таким категориям машин.
Кроме того, по мнению чиновников, для признания транспортного средства специальным необходима соответствующая отметка в его паспорте.
Тем не менее хозяйство может попробовать отстоять свою точку зрения в суде. Так, ФАС Уральского округа посчитал, что отсутствие такой отметки еще не основание для исключения транспорта из состава специального (постановление от 5 ноября 2009 г. № Ф09-2237/09-С2).
Получается, что если, например, сельхозпроизводитель для перевозки птицы оборудовал машину, то отсутствие в ее паспорте соответствующей отметки не означает, что льготу применять нельзя.
Более того, такой транспорт можно использовать и не по прямому назначению: для вывоза помета. Ведь это обусловлено особенностями выращивания и содержания птицы (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 2 апреля 2007 г. № Ф04-1701/2007 (32783-А46-40)).
Правда, в некоторых случаях судьи все же могут посчитать, что техника в соответствии с классификатором ОК 013-94 не относится к специальной, а лишь используется для производства сельхозпродукции, поэтому по ней не применяется льгота (постановление ФАС Поволжского округа от 12 января 2010 г. № А06-2630/2009).
Как платят транспортный налог в сельском хозяйстве
В тех случаях, когда хозяйство не вправе применить льготу, придется рассчитать и уплатить транспортный налог. Напомним: региональные власти определяют его ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ. Рассмотрим особенности расчета налога, авансов по нему и применения повышающих коэффициентов.
Авансовые платежи
Транспортный налог хозяйство перечисляет по итогам года. При этом обратите внимание: для юрлиц уплачиваемая сумма рассчитывается следующим образом. Налоговая база умножается на ставку и из полученного произведения вычитается общая величина авансовых платежей за год (п. 2 ст. 362 Налогового кодекса РФ).
Напомним: организации в течение года уплачивается аванс. При условии, что региональными властями не предусмотрено иное. Размер авансового платежа составляет 1/4 произведения налоговой базы и ставки (п. 2.1 ст. 362 Налогового кодекса РФ). Его сумма учитывается в расходах по налогу на прибыль в том периоде, за который он начислен (письмо ФНС России от 9 июня 2011 г. № ЕД-4-3/9163@).
При этом расчеты авансовых платежей в инспекцию представлять не нужно.
Повышающие коэффициенты
Для автотранспортной техники ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу. Если региональные власти их не определили, то нужно применять те, которые указаны в пункте 1 статьи 361 Налогового кодекса РФ. Между тем субъектам РФ дано право увеличивать или уменьшать ставки. Правда, не более чем в десять раз. Исключение составляют легковые автомобили с мощностью двигателя до 150 л. с. Для них нет ограничения на уменьшение ставок (письмо Минфина России от 4 октября 2013 г. № 03-05-06-04/41282).
При этом для легковых автомобилей со средней стоимостью от 3 млн руб. установлены повышающие коэффициенты к сумме налога. Перечень таких машин опубликован на сайте Минпромторга России (www.minpromtorg.gov.ru). В дальнейшем такая информация должна размещаться ежегодно не позднее 1 марта.
Применять повышающие коэффициенты нужно только при расчете суммы налога за год. При этом авансовые платежи исчисляются в прежнем порядке. К ним повышающие коэффициенты не применяются. Соответствующее разъяснение специалисты Минфина России привели в письме от 11 апреля 2014 г. № 03-05-04-01/16508 (направлено для работы нижестоящим налоговым органам письмом ФНС России от 22 апреля 2014 г. № БС-4-11/7781@).
- Статьи по теме:
- Соотношение зарплат руководства и остальных сотрудников
- Субсидии из бюджета: новые проводки и расчет налогов
- Таблица изменений НК РФ с 2024 года: разъяснения налогового законодательства
- Верный КБК по транспортному налогу в 2024 году для юридических лиц
- Утилизационный сбор на автомобили в 2024 году: ставки, сроки, штрафы