Договорные отношения
Авиабилеты могут быть как включены в состав турпакета, так и реализованы самостоятельно. Однако и в том и в другом случае турфирма выступает посредником между перевозчиком и туристом: обязанности по обеспечению перевозки пассажиров возлагаются на авиакомпанию, а турфирма принимает на себя обязательства по привлечению клиентов и реализации авиабилетов. При этом туристические компании могут заключать два вида договоров с авиакомпаниями – фрахтования или агентирования.
Фрахтование
Договоры фрахтования более известны как чартеры. На основании статьи 787 Гражданского кодекса РФ по договору фрахтования перевозчик предоставляет транспортное средство либо часть мест в транспортном средстве для перевозки пассажиров. Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами в зависимости от вида транспортного средства.
В случае заключения договора фрахтования турфирма самостоятельно формирует стоимость билета. Помимо оплаты услуг перевозчика в нее могут быть включены расходы на обеспечение питания пассажиров, перевозки багажа и другие расходы, связанные с перевозкой.
Организацией чартерных рейсов, как правило, занимаются туроператоры, которые для расширения возможностей по реализации билетов могут привлекать турагентов. При этом заключаются агентские договоры. Такие договоры регулируются положениями главы 52 «Агентирование» Гражданского кодекса РФ. Обязательными элементами исполнения таких договоров являются отчет агента о проданных билетах с указанием расчета вознаграждения и акт оказанных услуг на эту сумму.
Агентирование
Турфирмы также реализуют билеты, выступая агентами авиакомпаний. Такие агентские договоры не исключают возможности привлечения третьих лиц для исполнения договора. Статьей 1009 Гражданского кодекса РФ установлено, что агент вправе заключить субагентский договор с другим лицом. Это означает, что для заключения субагентского договора не требуется разрешения от авиакомпании, если запрет на такие договоры отсутствует в самом агентском договоре. Однако при этом следует учесть, что ответственность за действия субагента перед принципалом несет непосредственно агент. Также как и агент, субагент обязан представлять отчет о реализованных билетах ( ст. 1008 Гражданского кодекса РФ ). На основании отчета составляется акт оказанных услуг.
Выручка от продаж
Если турфирма реализует билеты по агентскому договору, ее выручка будет формироваться из полученного вознаграждения. При этом авиакомпании оставляют за собой право включать сумму вознаграждения в стоимость билета, а также предоставлять право туристическим компаниям устанавливать дополнительные наценки к билетам. В этом случае в документах необходимо разделить стоимость билета и размер дополнительно получаемого вознаграждения. Также общее количество реализованных билетов и расчет вознаграждения должны быть отражены в отчете агента и акте оказанных услуг по реализации билетов.
Учет штрафа за возврат билетов
По условиям статьи 108 Воздушного кодекса РФ пассажир имеет право отказаться от полета и при условии уведомления перевозчика не позднее чем за 24 часа до отправления воздушного судна получить обратно уплаченную за перевозку сумму.
Положениями Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. № 82, также предусмотрен возврат денежных средств пассажиру при его отказе от перевозки. Кроме того, указанными правилами предусмотрен возврат денежных средств агентами (если такое право предоставлено агенту непосредственно перевозчиком) и возврат денежных средств в случае оплаты перевозки, выполняемой по договору фрахтования. При этом денежные средства должны быть возвращены лицом, которому была оплачена перевозка по договору чартера.
Но такая обязанность по возврату денежных средств при отказе от перелета существует только по договору перевозки, заключенному между перевозчиком и пассажиром. Однако авиакомпании заключают договоры на реализацию билетов с организациями – турфирмами. В связи с чем они имеют право оговорить дополнительные штрафные санкции при возврате билетов, применяемые уже к самим агентам.
В свою очередь турфирмы при заключении договоров с туристами также предусматривают различные удержания из суммы возвратов для покрытия своих издержек. Такие договоры с туристами по своему содержанию более соответствуют договорам поручения ( гл. 49 «Поручение» Гражданского кодекса РФ ), в рамках которых турфирма принимает на себя обязательства перед туристом на поиск подходящих авиабилетов. Кроме того, перевозку осуществляют также и иностранные авиакомпании, на деятельность которых не распространяются Федеральные авиационные правила, действующие на территории РФ, и они имеют право устанавливать различные штрафные санкции при возврате билетов. Учет штрафа за возврат билетов является прочими расходами организации ( п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации» ). Также они могут быть учтены в составе внереализационных расходов при формировании налогооблагаемой базы по налогу на прибыль ( подп. 13 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ ).
А вот при «упрощенке» учет штрафа за возврат билетов и уплаченные неустойки не включаютcя в расходы, учитываемые при налогообложении, так как перечень расходов, указанных в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ, является закрытым и таких расходов не содержит. Чего нельзя сказать о штрафных санкциях, полученных от туриста, которые должны быть включены в налогооблагаемый доход независимо от применяемой системы налогообложения. Объект налогообложения при «упрощенке» («доходы» или «доходы минус расходы») выбирает сама турфирма.