По каким автомобилям транспортный налог можно не платить
Транспортным налогом не облагаются тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины. При условии, что они зарегистрированы на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используются ими для сельхозпроизводства.
В подпункте 5 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ уточнено, что можно считать специальными автомашинами. Это молоковозы, скотовозы, машины для перевозки птицы, перевозки и внесения минеральных удобрений, машины ветеринарной помощи, технического обслуживания. Однако это далеко не весь перечень. Полный список спецтехники приведен в Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-94 (утвержден постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359) под кодами 14 3410040 и 15 3410040.
Правда, некоторые арбитры считают, что указанный в Налоговом кодексе РФ перечень является закрытым (постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 октября 2008 г. № 18АП-6963/2008, ФАС Восточно-Сибирского округа от 19 июля 2006 г. № А74-111/06-Ф02-3541/06-С1). Но есть и примеры, где судьи придерживаются обратной позиции – в постановлении ФАС Поволжского округа от 12 января 2010 г. № А06-2630/2009, определении ВАС РФ от 16 марта 2010 г. № ВАС-2570/10.
Чиновники в своих устных разъяснениях предлагают для возможности получения налоговой льготы внимательно изучать паспорт транспортного средства (ПТС). Они указывают, что ПТС является первичным документом в отношении конкретного транспортного средства. Поэтому, если в паспорте транспортного средства отсутствует указание на то, что оно является специальной машиной, используемой для сельского хозяйства, применять льготу нельзя.
Впрочем, в постановлениях ФАС Уральского округа от 5 ноября 2009 г. № Ф09-2237/09-С2 и от 10 июня 2008 г. № Ф09-4144/08-С2, ФАС Западно-Сибирского округа от 2 апреля 2007 г. № Ф04-1701/2007 (32783-А46-40) судьи посчитали, что отсутствие в техническом паспорте транспортного средства такого указания не является основанием для отказа собственнику в льготе.
Обратите внимание: не любая техника, используемая в сельскохозяйственном производстве, признается сельскохозяйственной техникой. Например, обычные грузовые автомобили, пусть даже они перевозят исключительно сельскохозяйственную продукцию, к сельскохозяйственной технике не относятся. На это же указано в постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 28 сентября 2012 г. № А31-8691/2010, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 июля 2007 г. № А26-9100/2006-211. Поэтому достаточно большое число техники, принадлежащей сельхозпредприятиям, все равно должно облагаться транспортным налогом.
Кроме того, если у техники нет двигателя внутреннего сгорания, это еще не освобождает ее от обложения транспортным налогом. Достаточно посмотреть определение из статьи 358 Налогового кодекса РФ. Там сказано, что объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу… зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством.
Те транспортные средства, которые не облагаются транспортным налогом, перечислены в пункте 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ. Отсутствие или наличие двигателя внутреннего сгорания в данном вопросе значения не имеет. Об этом же было сказано, например, в письме Минфина России от 22 июня 2010 г. № 03-05-05-04/13.
Что нужно, чтобы не платить транспортный налог сельхозпроизводителей
Необходимым условием для освобождения от уплаты налога транспортных средств является наличие у компании статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя.
Если судить по письму Минфина России от 19 мая 2009 г. № 03-05-05-04/05, то в целях применения подпункта 5 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ нужно использовать определения из пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». Там сказано, что к сельхозтоваропроизводителям относятся компании, осуществляющие производство сельхозпродукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) по перечню Правительства РФ и реализацию этой продукции. Однако при условии, что доля выручки от реализации данной продукции составляет не менее 70 процентов общих доходов хозяйства за календарный год.
Упомянутый перечень – это Перечень сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители. Он утвержден постановлением Правительства РФ от 11 июня 2008 г. № 446.
Таким образом, для того чтобы организация могла не платить транспортный налог сельхозпроизводителей в отношении сельскохозяйственной техники, необходимо выполнение следующих условий:
1) транспортные средства эксплуатируются при производстве сельхозпродукции;
2) транспортные средства зарегистрированы на налогоплательщика;
3) компания является сельхозтоваропроизводителем;
4) выручка от реализации сельхозпродукции превышает за налоговый период (календарный год) 70 процентов в общем объеме выручки.
Если хотя бы одно из этих условий не выполняется, с применением льготы могут возникнуть большие проблемы. О чем свидетельствует арбитражная практика (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 28 сентября 2012 г. № А31-8691/2010, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 января 2011 г. № А35-5723/2009 и ФАС Центрального округа от 6 июня 2011 г. № А35-5723/2009).
В пункте 17.3 Методических рекомендаций (утвержденых приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. № БГ-3-21/177) особо отмечено: «Тракторы, самоходные комбайны всех марок и специальные автомашины не признаются объектом налогообложения по подпункту 5 пункта 2 статьи 358 Кодекса при условии, что они зарегистрированы на сельскохозяйственных товаропроизводителей. При этом долю произведенной сельхозпродукции в общем объеме производимой продукции можно определить по результатам деятельности за налоговый период». Хотя данные Методические рекомендации не являются нормативным актом, они являются внутриведомственными документами, обязательными для исполнения налоговиками (письмо Минфина России от 16 июня 2006 г. № 03-06-04-04/24).
А. Анищенко,
аудитор
- Статьи по теме:
- Соотношение зарплат руководства и остальных сотрудников
- Субсидии из бюджета: новые проводки и расчет налогов
- Таблица изменений НК РФ с 2024 года: разъяснения налогового законодательства
- Верный КБК по транспортному налогу в 2024 году для юридических лиц
- Утилизационный сбор на автомобили в 2024 году: ставки, сроки, штрафы