Нормативные акты, которые регулируют бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях, не содержат требования к проведению инвентаризации.
Общие требования к порядку и срокам проведения инвентаризаций определены статьей 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Требования детализированы в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49 (далее – Методические указания).
По каким правилам проводится инвентаризация расчетов
Общей особенностью проведения инвентаризации расчетов является то, что она проводится посредством документальной проверки обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета, а также полноты и своевременности отражения в учете результатов отдельных хозяйственных операций.
Еще одной особенностью инвентаризации расчетов является определение даты, на которую она проводится. Перед составлением бухгалтерской отчетности инвентаризация объектов нефинансовых активов (объектов основных средств, материальных запасов и т. д.) может проводиться по состоянию на 1 октября, 1 ноября и т. д.
Однако такую инвентаризацию имеет смысл проводить только по состоянию на 31 декабря отчетного года. Ведь состояние расчетов, как правило, определяется движением высоколиквидных активов (денежных средств, дебиторской и кредиторской задолженности) и, следовательно, проведение инвентаризации даже за месяц до отчетной даты может существенно исказить данные о финансовом положении учреждения по состоянию на конец года.
В соответствии с Законом о бухгалтерском учете для того, чтобы результаты инвентаризации могли быть учтены при составлении бухгалтерской отчетности, инвентаризация должна проводиться по состоянию на дату, относящуюся к отчетному году.
Инвентаризация расчетов представляет собой проверку двух групп операций, формирующих дебиторскую и кредиторскую задолженность субъекта учета.
Кредиторская задолженность представляет собой совокупность остатков по счетам учета расчетов:
- с поставщиками и подрядчиками – по обязательствам, принятым в отчетном году и не исполненным учреждением до конца года, а также по суммам признанных или присужденных судом претензий контрагентов;
- с бюджетом – по суммам начисленных, но не перечисленных по состоянию на дату проведения инвентаризации сумм налогов и сборов;
- с покупателями и заказчиками – по суммам полученных авансов в счет последующей отгрузки выпущенной продукции учреждения, выполнения работ или оказания услуг;
- с работниками учреждения – по суммам начисленной оплаты труда, прочих выплат, а также по суммам депонентской задолженности.
В процессе проведения инвентаризации дебиторской задолженности проверяются остатки по счетам учета расчетов:
- с покупателями и заказчиками – по суммам начисленной, но не поступившей оплаты за отгруженную продукцию, выполненные работы или оказанные услуги;
- с поставщиками и подрядчиками – по суммам перечисленных авансов в счет оплаты поставок нефинансовых активов, работ и услуг сторонних организаций;
- с бюджетом – по суммам возврата излишне уплаченных или взысканных сумм налогов и сборов, подлежащих возврату учреждению, а также по суммам налоговых вычетов;
- с работниками учреждения – по суммам удержаний с работников, в том числе в возмещение причиненного ущерба, а также по суммам задолженности подотчетных лиц по ранее выданным авансам.
Кроме того, при проведении инвентаризации расчетов проверяется состояние расчетов по суммам выданных займов и полученных займов кредитов.
Напомним, что результаты инвентаризации являются основанием для списания сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности. На основании акта инвентаризации подготавливается письменное обоснование списания и издается приказ руководителя учреждения.
В чем заключаются особенности проведения инвентаризации
Инвентаризация расчетов предполагает не только проверку остатков на счетах учета доходов и обязательств, но и установление экономической обоснованности произведенных расходов, полноты и своевременности начисления доходов, а также их правильность и полноту документального оформления расчетов по доходам и расходам бюджетного учреждения. Поэтому при проведении такой инвентаризации надо учитывать некоторые нюансы.
Расчеты с покупателями и заказчиками
При проверке расчетов с покупателями и заказчиками целесообразно учитывать следующее:
- группировка объектов инвентаризации должна соответствовать детализации данных, обеспечивающей построение аналитического учета по всем счетам, которые могут открываться к счету 0 205 00 000 «Расчеты по доходам» в соответствии с рабочим планом счетов учреждения;
- инвентаризация проводится отдельно по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил, и по не оплаченным в срок расчетным документам;
- при инвентаризации авансов полученных (проверяются при инвентаризации дебиторской задолженности) целесообразно проверить соответствие размера полученных авансов условиям заключенных договоров, а также своевременность и полноту зачета ранее полученных авансов при оформлении окончательного расчета по поставке (передаче результатов выполненных работ или оказанных услуг). Одновременно проверяется полнота и правильность начисления сумм НДС, исчисленных с сумм авансов, поступивших в рамках расчетов за выполненные работы, а также полноту и своевременность осуществления налоговых вычетов (по ранее начисленным суммам задолженности) при поступлении сумм оплаты в окончательный расчет.
Расчеты с поставщиками и подрядчиками
При проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками надо учитывать следующее:
- группировка объектов инвентаризации должна соответствовать детализации данных, которая использована при разработке рабочего плана счетов учреждения;
- инвентаризацию целесообразно проводить по каждому виду расчетов. При этом проверяется каждый предъявленный счет, а при проверке расчетов с использованием предварительной оплаты (полной или частичной) – расчеты по каждому поставщику и подрядчику;
- целесообразно провести инвентаризацию расчетов по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил, и по не оплаченным в срок расчетным документам. При этом следует учитывать, что нарушение сроков оплаты может послужить основанием для применения к покупателю или заказчику (учреждению) финансовых санкций. При наличии не оплаченных в срок расчетных документов следует выяснить причины неоплаты (несвоевременной оплаты);
- при инвентаризации расчетов по авансам выданным следует проверить обоснованность определения сумм перечисленных авансов и соответствие процедуры предварительной оплаты требованиям бюджетного законодательства и законодательства о некоммерческих организациях.
Расчеты, связанные с доходами и расходами
При проверке расчетов, связанных с осуществлением расходов, необходимо проверить их обоснованность и обеспеченность источниками финансирования (средствами субсидии на выполнение госзадания или собственными средствами учреждения).
При проверке расчетов, связанных с получением доходов, по нашему мнению, целесообразно проверить соответствие условий заключенных договоров (в части установления цены договора) уровню рыночных цен в соответствующих регионе и сегменте рынка.
Расчеты с бюджетом
При инвентаризации расчетов по налогам и сборам (с бюджетом) проверка проводится посредством сплошного сопоставления данных бухгалтерского учета с данными налоговых деклараций и иных документов налоговой отчетности. Отдельно проверяются суммы санкций, наложенных на учреждение за налоговые правонарушения. При этом устанавливаются причины налоговых правонарушений и недостатки в организации и ведении налогового и бухгалтерского учета, следствием которых явились допущенные правонарушения
Как учесть результаты инвентаризации
Проведение инвентаризации расчетов, как правило, сопровождается оформлением актов сверки взаиморасчетов с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками. То есть данные инвентаризации должны быть сопоставлены также с данными указанных актов, а выявленные инвентаризационные разницы регулируются в порядке, установленном хозяйственными договорами или соглашениями. При этом в бухгалтерском учете, по нашему мнению, следующие инвентаризационные разницы могут быть урегулированы так:
- суммы излишне начисленной дебиторской задолженности по доходам в рамках приносящей доход деятельности могут быть сторнированы (на сумму выявленной разницы) либо зачтены в счет расчетов по будущим поставкам товаров и продукции, передачи результатов выполненных работ или оказанных услуг. В последнем случае сумма разницы отражается в учете наравне с авансами полученными;
- если выявлено занижение сумм доходов (которое также подтверждено актом сверки с покупателем или заказчиком), соответствующая сумма должна быть доначислена обычным порядком – по дебету счета 0 205 00 000 «Расчеты по доходам» и кредиту счета 0 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг». Если выявленная инвентаризационная разница данными сверки взаиморасчетов не подтверждена, необходимо проведение дополнительных процедур в рамках претензионной работы или обращение в судебные органы. В этом случае инвентаризационные разницы регулируются по результатам проведенных мероприятий;
- если выявлено (по результатам инвентаризации и сверки взаиморасчетов с кредиторами) завышение остатков задолженности, а причины расхождений не установлены, сумма превышения должна быть отнесена в кредит счета 0 401 10 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами» с одновременным отнесением на забалансовый счет 20 – аналогично тому, как учитывается задолженность, не востребованная кредиторами в течение срока исковой давности. Если расхождения в данных возникли в результате счетной или иной непредумышленной ошибки, то расчеты должны быть скорректированы обычным порядком (установленным Инструкцией № 157н для исправления ошибок). При этом в зависимости от условий коммерческого договора и конкретной ситуации сумма завышения может быть перенесена в состав расчетов по авансам выданным или возвращена учреждению;
- если сумма кредиторской задолженности окажется заниженной, а при проведении сверки взаиморасчетов будет установлено, что ошибка имела место в бухучете учреждения, сумма разницы доначисляется обычным порядком. И может понадобиться оформление дополнительных оправдательных документов со стороны кредитора или оформление бухгалтерской справки с исправлением ранее оформленной записи.
Если по результатам инвентаризации расчетов будет выявлен факт перечисления сумм авансов или оплаты в завышенных размерах (нарушение порядка принятия учреждением обязательств), то, по нашему мнению, должна быть проведена служебная проверка по установлению виновных лиц и размера нанесенного ущерба. Излишне перечисленные суммы, скорее всего, можно будет возместить только в судебном порядке.
Нанесенный учреждению ущерб (полностью или частично) взыскивается с виновных лиц в соответствии с нормами трудового законодательства.
И. Колодин,
эксперт по бюджетному учету
- Статьи по теме:
- Сколько дней отдыха положено донору за сдачу крови и как оплатить
- Ставка рефинансирования ЦБ РФ на сегодня в 2024 году: последние изменения
- Подарки в 6-НДФЛ: как отражать в 2024 году
- Коэффициенты ликвидности: текущей, общей, срочной
- Соотношение зарплат руководства и остальных сотрудников