Сдаем декларацию
Три месяца на «камералку» отсчитываем с даты подачи декларации
На камеральную проверку инспекторам отводится три месяца. О сроке не спорят, а вот о дате, с которой надо отсчитывать этот срок, прений было предостаточно. Пункт 2 статьи 88 Налогового кодекса РФ до недавнего времени звучал следующим образом: трехмесячный срок начинает течь со дня, когда компания сдала декларацию и сопутствующие документы. Что делали инспекторы? Снова и снова запрашивали у компании новые документы и каждый раз при получении от организации свежего комплекта бумаг заново начинали отсчет трех месяцев. Конечно, в суде компания могла оспорить затягивание проверки, но это требовало от организации дополнительных затрат сил и времени.
Новые правила камеральных проверок в корне меняют ситуацию. С 1 января 2009 года ситуация изменилась. В пункте 2 статьи 88 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ больше нет сомнительной фразы «и сопутствующие документы». Это значит, что как только организация сдает декларацию, тут же начинается отсчет срока проверки. Право запросить дополнительные документы у налоговиков, конечно же, осталось, но попросить они их могут только в течение трех месяцев, отведенных на проверку. Подтверждает такой подход и письмо Минфина России от 18 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-75. Таким образом, представление документов по запросу инспекции не прерывает течение трех месяцев и не начинает новый отсчет, а укладывается в этот срок.
А вот если во время камеральной проверки компания сдаст уточняющий расчет, тогда трехмесячный срок прервется, а сама проверка первоначального варианта декларации прекратится. Зато по сданной «уточненке» начнется новая проверка с той же продолжительностью – три месяца.
Имейте в виду: если организация сдает уточняющий расчет, то теперь не важно, успели к тому времени налоговики обнаружить нарушения в первоначальной декларации или нет. Раньше по уже найденным ошибкам инспекторы составляли акт и принимали решение, а затем после проверки уточняющей декларации в случае обнаружения ошибок снова могли составить акт и вынести еще одно решение.
Теперь такой возможности у инспекторов нет. Если компания подает уточняющий расчет, то на все ошибки, выявленные в первоначальном варианте декларации, проверяющие закрывают глаза и начинают абсолютно новую самостоятельную проверку «уточненки» – пункт 9.1 статьи 88 Налогового кодекса РФ. Именно по ней при наличии нарушений и будет составлен акт и вынесено только одно решение.
Обратите внимание: с 2009 года в пункте 9.1 статьи 88 Налогового кодекса РФ теперь сказано, что документы, которые инспекторы использовали при проверке первоначальной декларации, могут быть использованы ими и после подачи «уточненки». Формулировка «могут» позволяет сделать вывод, что инспектор имеет право как использовать уже сданные документы, так и потребовать от вас повторный комплект. Но я бы не советовала торопиться и делать повторные копии по запросу инспектора. Если осталась опись документов, которые компания представляла для первой проверки, нужно напомнить инспектору об этих документах и сослаться на статью 101 Налогового кодекса РФ. В ней сказано, что при рассмотрении материалов проверки инспектор исследует все доказательства, в том числе и ранее истребованные документы.
Еще один нюанс. По общему правилу срок проведения проверки три месяца, но он может быть и продлен. Такое право инспекторам дает статья 101 Налогового кодекса РФ. Продлить проверку инспекция может на целый месяц, но не более того. При этом налоговики обязаны направить в адрес организации решение о продлении срока с указанием причин и оснований для такого продления. Если инспекция не вручит компании решение, продляющее срок, то увеличение продолжительности проверки будет считаться необоснованным, и инспекция пропустит все законные сроки для оформления акта и решения.
Комментарий редакции
Доказательства, полученные после окончания проверки, не смогут повлиять на решение инспектора
Принимая решение по результатам проверки, инспекторы опираются на те или иные доказательства. В Налоговом кодексе РФ с 1 января 2009 года действует прямое указание, что инспекция не вправе основывать свое решение на тех доказательствах, которые получены с нарушением, – пункт 4 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Так, например, доказательства, полученные инспектором после истечения срока проверки, будут незаконными и на них нельзя полагаться при вынесении решения. Обратите внимание: это правило не распространяется на ситуацию, когда инспекция запрашивает документы своевременно, а компания представляет их уже после истечения трехмесячного срока проверки. Такие документы будут служить доказательной базой и за инспекцией сохранится полное право ссылаться на эти документы.
Ждем решения
О выявленных нарушениях по итогам проверки инспекция обязана известить компанию в течение пяти дней
Итак, три месяца с подачи декларации подошли к концу, уточняющих расчетов компания не сдавала – это значит, что проверку можно считать завершенной. По ее результатам инспекция должна составить акт, но только в том случае, если были выявлены нарушения. Если в декларации все верно, то никакого акта инспекция составлять не будет. Отсутствие акта для организаций автоматически означает, что проверка прошла успешно и никаких претензий у налоговой к вашему расчету нет.
Как определить, будет акт или нет? Смотрите, если нарушения есть, то составить акт налоговики должны в течение 10 дней. То есть от даты подачи декларации отсчитайте три месяца – максимально возможный срок проведения проверки – прибавьте к ним 10 дней на составление акта и еще пять рабочих дней. Если по истечении трех месяцев и 15 рабочих дней со дня подачи декларации никакого акта от инспекции не поступило, это значит, что проверка декларации нарушений не выявила.
Откуда взялись еще пять дней? Этот срок совсем новый для налогового законодательства. С 1 января 2009 года инспекторов обязали вручать компании акт о выявленных нарушениях в течение пяти рабочих дней с даты составления этого акта – пункт 5 статьи 100 Налогового кодекса РФ. Раньше конкретный срок отсутствовал и на практике очень часто возникали ситуации, когда компании пропускали срок подачи своих возражений по акту. Напомню, что на возражения организациям отведено 15 дней.
Что же ждет компанию дальше? Инспекция рассматривает возражения и выносит свое решение. Этим решением налоговики могут освободить или, наоборот, привлечь компанию к ответственности. Для того чтобы вынести решение, у инспекции есть еще 10 дней. Затем налоговая должна ознакомить со своим решением компанию. Раньше определенного срока для вручения решения в законодательстве не было, но теперь и этот вопрос решен. На вручение решения инспекторам по аналогии с вручением акта также отводится пять дней (Пункт 9 статьи 101 Налогового кодекса РФ).
Рекомендация лектора
По декларациям по НДС решения принимаются в особом порядке
О камеральной проверке декларации по НДС, по итогам которой сумма налога подлежит возмещению из бюджета, следует сказать отдельно. Имейте в виду, что инспекция обязана оформить решение и вручить его компании даже в том случае, если налоговики не обнаружат ошибок в декларации и подтвердят вычет. Такое решение о возмещении НДС инспекция должна принять в течение семи дней после окончания проверки – пункты 2 и 7 статьи 176 Налогового кодекса РФ. Если нарушения есть, то инспекция в обычном порядке составляет акт в течение 10 дней со дня окончания «камералки» и далее действует обычная процедура: рассмотрение возражений, вынесение решений. Имейте в виду, что решений будет несколько: одно насчет привлечения компании к ответственности или освобождения от нее, другие – насчет вычета НДС. Кстати, по вопросу решений о вычетах с 1 января 2009 года действует новый порядок. Раньше налоговики могли выставить только одно из двух решений: или отказать в вычете полной суммы по декларации, или возместить полную сумму. Новые правила камеральных проверок подразумевают, что инспекторы помимо перечисленных решений могут вынести решение о частичном отказе в вычете и решение о частичном возмещении – пункт 3 статьи 176 Налогового кодекса РФ. Это значит, что с текущего года организации могут сразу получать ту сумму вычета, правомерность возмещения которой не вызывает у налоговиков сомнений.
Подаем апелляцию
Оспорить решение инспекторов в суде в обход УФНС с 2009 года нельзя
Итак, инспекция вынесла решение и вручила его компании. Что делать, если организация не согласна с этим решением? С 2009 года действует новый порядок. Если компания недовольна результатами прошедшей проверки, то сначала она должна подать апелляцию в вышестоящее УФНС. И только потом, если налоговики останутся при своем мнении, иск в суд – пункт 5 статьи 101.2 Налогового кодекса РФ.
Обращаться в арбитраж в обход УФНС смысла нет, жалобу от компании просто не примут – письмо Минфина России от 24 октября 2008 г. № 03-02-07/1-428.
Если компания решит подать апелляцию, то затягивать с этим не стоит. Идеальный вариант: обжаловать решение сразу же после проверки, а именно в течение 10 рабочих дней после получения решения. Дело в том, что именно через 10 дней с момента вручения организации решения оно вступает в силу. Если компания подаст апелляцию до того, как решение вступит в силу, то его действие будет приостановлено до тех пор, пока вышестоящий орган не вынесет свой вердикт. Если компания пропустит 10-дневный срок, тогда компании все же придется заплатить штрафы и пени, начисленные по результатам проверки, даже если есть полная уверенность, что в дальнейшем решение инспекторов будет признано незаконным.
Обратите внимание: если организация успевает с апелляцией в десятидневный срок, тогда ее нужно будет направить в ту же инспекцию, которая составляла акт, а уже инспекторы сами передадут жалобу компании в областное или региональное УФНС. Сделать они это должны в течение трех рабочих дней – пункт 3 статьи 139 Налогового кодекса РФ.
Если срок в 10 дней пропущен, то компании следует направлять жалобу напрямую в управление. Имейте в виду, что в целом на апелляцию у компании есть год с той даты, когда было вынесено обжалуемое решение (Абзац 4 пункта 2 статьи 139 Налогового кодекса РФ).
УФНС, чтобы рассмотреть жалобу компании, отведен целый месяц. Плюс еще 15 дней, если инспекции понадобятся дополнительные разъяснения и документы. Чтобы сообщить о своих результатах компании, у управления будет еще три дня (Пункт 3 статьи 140 Налогового кодекса РФ).
По результатам рассмотрения жалобы УФНС России может вынести одно из следующих решений: оставить жалобу компании без удовлетворения, отменить акт инспекции, отменить решение инспекции и прекратить производство по делу или изменить решение, в том числе и вынести новое.
– Может ли УФНС при рассмотрении жалобы компании доначислить еще больше налогов? – Да, это возможно. Как я уже сказала, законодательство позволяет вышестоящему налоговому органу, рассмотрев жалобу компании, изменить выводы своих подчиненных и вынести новое решение – подпункт 4 пункта 2 статьи 140 Налогового кодекса РФ. Имейте в виду, если УФНС лишь изменит прежние предписания инспекторов, то компания сможет для дальнейшего обжалования обратиться в суд. А вот если УФНС вынесет новое решение, то, следуя новому порядку обжалования, компании снова придется обратиться в вышестоящее налоговое ведомство, то есть в ФНС России, и только после решения ФНС России при необходимости организация сможет обратиться с иском в арбитраж.
– Срок подачи иска в суд, насколько я знаю, всего три месяца, не может так получиться, что без решения УФНС суд иск принимать не будет, а УФНС специально будет затягивать с решением и вынесет его только после того, как пройдут три месяца и компания пропустит срок обращения в арбитраж? – Все будет зависеть от того, в какие сроки компания обратится с апелляцией в УФНС. Смотрите, иск в суд компания может подать в течение трех месяцев со дня, когда компании стало известно о нарушении ее прав – пункт 2 статьи 138 Налогового кодекса РФ. Под нарушением прав в данном случае следует понимать вступление в силу необоснованного, по мнению компании, решения налоговиков. Я уже упоминала, что если компания подаст апелляцию в УФНС до истечения 10 дней, то решение межрайонной инспекции так и не вступит силу, это значит, что три месяца для подачи иска в суд компания будет отсчитывать со дня, следующего за днем, когда свое окончательное решение вынесет уже УФНС. А вот если срок в 10 дней будет пропущен и решение вступит в силу, то компании придется поторопиться. Отсчет трехмесячного срока пойдет с того дня, когда решение вступит в силу, то есть на десятый день после вручения решения, – пункт 5 статьи 101.2 Налогового кодекса РФ. Обратите внимание: если трехмесячный срок для подачи иска будет пропущен, то шанс обжаловать решение инспекции в суде у компании все равно остается – часть 4 статьи 198 Арбитражно-процессуального кодекса РФ. Помимо иска в суд организация должна будет подать ходатайство о восстановлении пропущенного срока. При наличии уважительных причин суды обычно удовлетворяют такие ходатайства (Постановления Президиума ВАС РФ от 20 ноября 2007 г. № 8815/07, ФАС Московского округа от 28 июня 2007 г. № КА-А40/4473-07).
Комментарий редакции
Как грамотно составить жалобу в УФНС
Оформить апелляцию в вышестоящую инспекцию компания может по своему усмотрению. Специального бланка для жалоб не предусмотрено. Однако налоговики непременно потребуют, чтобы в жалобе компания четко обосновала суть и причину недовольства. Поэтому чем больше аргументов приведет компания, тем лучше. В качестве доказательств подойдут любые документы: акты, расчеты, справки, протоколы, договоры и т. д. Также организация в жалобе может сослаться на арбитражную практику, разъяснения Минфина России. Иногда налоговикам полезно напомнить и о письмах их собственного ведомства. Еще один нюанс: важно, чтобы жалобу подписал директор компании или его уполномоченный представитель – статья 29 Налогового кодекса РФ. Во втором случае не забудьте приложить к жалобе оригинал или заверенную копию доверенности на право представлять интересы компании – письмо МНС России от 5 апреля 2001 г. № ВП-6-18/274@. Так, например, если главный бухгалтер в обход директора подаст апелляцию, то такое заявление УФНС не рассмотрит. Если управление по формальным причинам откажет в рассмотрении жалобы, то компания имеет полное право переписать заявление и направить его повторно в пределах оставшихся сроков. Правда, при этом появится риск пропустить десятидневный срок для подачи апелляции.
Вопросы после лекции
Недавно мне позвонили из налоговой. Инспектор сообщил, что в отношении нашей компании идет камеральная проверка, и потребовал представить кое-какие документы. Обязана ли я выполнять такое «устное» требование?
Нет, не обязаны. В пункте 3 статьи 88 и пункте 12 статьи 89 Налогового кодекса РФ четко сказано, что требование о представлении документов обязательно должно быть письменным. Поэтому на устные требования налоговиков вы имеете полное право внимания не обращать.
А могут ли в инспекции повторно назначить камеральную проверку?
Нет, не могут. Выездную проверку могут, а камеральную нет. Такого права инспекторам статья 88 Налогового кодекса РФ не дает. Провести «камералку» за тот же период и по тому же налогу инспекторы вправе, только если вы сдадите уточняющую декларацию.
УФНС рассмотрело нашу жалобу и отменило акт межрайонной инспекции. С кого нам теперь требовать санкции после выигрыша апелляции?
С вашей местной инспекции. Если ваша компания уже уплатила налоги, пени и штрафы по отмененному УФНС акту, то на вашем счету в инспекции будут числиться излишне взысканные средства. Их можно вернуть в порядке, установленном в статье 79 Налогового кодекса РФ. В течение месяца после получения решения из УФНС об отмене акта подайте заявление о возврате денег в свою инспекцию. Сумму излишне взысканного налога инспекция должна вернуть с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления на возврат от вашей компании.
Я правильно поняла, что теперь все решения инспекции надо будет обжаловать сначала через УФНС и только потом через суд?
Нет, это не так. Мы с вами говорили только о решениях, которые инспекция принимает по результатам проверок. Именно их компания с 2009 года должна обжаловать сначала в вышестоящем налоговом органе и только потом в суде. Пожаловаться на все прочие решения инспекторов, а также на их неправомерные действия или бездействие можно сразу в суд. Если налоговики прислали незаконное решение о взыскании налогов или пеней, если привлекают к ответственности за пропуск сроков для подачи документов, если неправомерно требуют представить документы, смело обращайтесь со своим заявлением прямо в суд, минуя УФНС. Конечно, обратиться с жалобой в вышестоящий орган по этим вопросам вы тоже можете, но это уже ваше право, а не обязанность. Обратите внимание: при камеральной проверке декларации по НДС к возмещению налоговая выставляет несколько решений. Одно касается привлечения к ответственности, другое – возмещения налога. Так вот, чтобы обжаловать решения о привлечении к ответственности, организация обязана соблюсти процедуру досудебного обжалования, а вот решение об отказе в возмещении НДС полностью или частично можно будет сразу обжаловать в суде.
Нам позвонили из налоговой и предупредили, что придут с осмотром нашего производственного помещения в рамках камеральной проверки. Имеют ли инспекторы такое право?
Да, имеют. И камеральная проверка, и осмотр помещений – все это разновидности налогового контроля. В Налоговом кодексе РФ нет запрета на проведение в рамках камеральной проверки осмотров помещений, которые компания использует в ходе своей деятельности. К аналогичному выводу пришли и судьи – постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18 ноября 2008 г. № Ф04-6982/2008(15881-А75-27).
В ходе камеральной проверки инспектор запросил у нас оригиналы документов. Но мне эти документы нужны для ежедневного пользования. Могу ли я представить их копии? Если инспектор хочет ознакомиться с оригиналами, пусть сам приезжает к нам в организацию.
Нет, не можете. В случае необходимости при проведении камеральной проверки инспектор имеет полное право ознакомиться с подлинниками. Это прямо установлено в пункте 2 статьи 93 Налогового кодекса РФ. Поскольку камеральная проверка, согласно пункту 1 статьи 88 Налогового кодекса РФ, проводится по местонахождению инспекции, то вы обязаны для ознакомления инспектора с оригиналами доставить подлинники в инспекцию. На это обратили внимание и специалисты финансового ведомства в письме Минфина России от 11 января 2009 г. № 03-02-07/1-1.
Татьяна Александровна, нам пришло требование из инспекции об уплате налога, пеней и штрафа еще до того, как решение по камеральной проверке вступило в силу. То есть не прошло и пяти дней с момента вручения нам этого решения. Можно ли нам оспорить требование налоговиков?
Да, вы можете оспорить такое требование. Дело в том, что инспекция не имеет права осуществлять какие-либо действия, связанные с исполнением решения, до дня вступления этого решения в силу – пункт 1 статьи 101.3 Налогового кодекса РФ. Таким образом, требование, выставленное на основании недейственного решения, является незаконным. Аналогичный подход и у судей, например, в постановлении ФАС Московского округа от 16 апреля 2008 г. № КА-А40/3094-08.
- Статьи по теме:
- 100 образцов пояснений в ответ на требования ИФНС
- Расхождения между прибылью и НДС, бухотчетностью и отчетом по прибыли
- Когда компания сможет избежать наказания
- Почему налоговики следят за дебиторской задолженностью
- Справка об отсутствии задолженности по налогам и сборам: образец 2024 года