Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Всеобщий переход на онлайн‑кассы — срочно присоединяйтесь

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Что такое-семинар

20 сентября 2011 11 просмотров

Из налоговиков в налоговые адвокаты

– Алексей Алексеевич, сейчас вы являетесь руководителем практики налоговых споров ведущей аудиторско-консалтинговой компании России «ФБК-Право». С чего же начать, чтобы достичь таких карьерных успехов?

– Что такое-семинар? Я закончил юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета в 1995 году. И так получилось, что уже во время учебы в университете я работал в государственной налоговой службе. В 1992 году, когда был первый этап формирования действующей налоговой системы, меня заинтересовала эта сфера. Тогда мне показалось, что работа в налоговой службе для начинающего специалиста достаточно перспективна. Я учился заочно и совмещал учебу с работой в государственной налоговой инспекции по Новгородской области. Сейчас эта структура называется региональным управлением ФНС России. Начал работу я с должности инспектора в отделе имущественных и прочих налогов. Но меня привлекали именно налоговые споры. Поэтому я перешел в юридический отдел и достаточно быстро стал его руководителем.

– И что приходилось делать молодому руководителю юридического отдела налоговой службы?

– Ходить в суд и защищать позицию налоговиков, конечно же. Тогда в региональных инспекциях юристов было совсем мало. А налогоплательщики в нашем регионе были очень активными. Поэтому мне приходилось посещать судебные слушания с участием всех двадцати налоговых инспекций нашего региона. Причем суды были настолько интересными и значимыми, что решение по одному из первых же моих судебных дел вошло в информационное письмо Высшего арбитражного суда.

– А кто в основном выигрывал в налоговых спорах – компании или налоговики?

– Тогда мне казалось, что чаще выигрывают налогоплательщики. Причем удивляло, что судьи не воспринимают очевидные положения налогового законодательства. У судей, как мне казалось в то время, был крайне либеральный подход.

– Сейчас вы защищаете в судах уже не налоговиков, а налогоплательщиков. Как изменился подход судей к налоговым спорам в настоящий момент?

– На мой взгляд, сейчас достигнуто определенное равновесие. С одной стороны, налогоплательщик может быть уверен в том, что судьи не будут предвзяты. С другой стороны, не нужно расслабляться в надежде, что решение будет принято в пользу компании. Необходимо тщательно готовиться, обосновывать свою позицию, внимательно относиться к доказательствам, чтобы выиграть.

– Почему же вы ушли с госслужбы?

– Госслужба – структура своеобразная. Я почувствовал, что мое профессиональное развитие ограничено определенными рамками. Приходилось несколько однобоко подходить к налоговым спорам. Только с позиции налоговиков. Поэтому в какой-то момент стало ясно, что я не стану продолжать карьеру в налоговой службе. И я поступил на работу в крупную региональную аудиторскую компанию. Спектр моих обязанностей на новом месте был более широким, чем в налоговой. Кроме налоговых споров я занимался еще и спорами по гражданским делам, делам, связанным с применением валютного и таможенного законодательства, принимал участие в аудите компаний.

Замечания слушателей помогают лучше иллюстрировать выступление

– Когда вы получили свой первый опыт в качестве лектора?

– Еще на самой первой своей работе, то есть в налоговой службе, мне пришлось отрабатывать лекторские навыки. Во-первых, я выступал на судебных заседаниях. Во-вторых, в качестве руководителя управления я проводил семинары для юристов нижестоящих инспекций. Например, мне запомнился такой эпизод. Как только была опубликована первая часть Гражданского кодекса, мне пришлось вместо обычного запланированного совещания провести семинар для собравшихся по этой теме. Уж очень она была тогда актуальна для всех моих коллег. Так началась моя лекторская деятельность. И продолжилась она уже в аудиторской компании. Я проводил семинары для клиентов компании. Так что опыт большой.

– Скажите, можно ли выделить какой-то компонент, который делает семинар по-настоящему ценным?

– Самое главное в семинаре – это актуальность информации. Нет смысла говорить о том, что было когда-то давно. Я стараюсь делать свой доклад максимально полезным. Чтобы слушатель вышел с семинара, дошел до своего рабочего места и применял то, что я хотел до него донести. Поэтому невозможно материал лекции подготовить единожды и постоянно его повторять в разных аудиториях. Абсолютно к каждому семинару приходится тщательно готовиться и собирать материал примерно за неделю до даты мероприятия. Налоги – это очень живая материя. Конечно, важны теоретические аспекты. Но слушатели, которые приходят на семинары, как правило, хотят решать свои конкретные практические задачи. Поэтому я стараюсь в текст доклада включать примеры из практики. Они не только полезны для слушателей, но и находят отклик у них. На таких примерах проще запоминать тезисы. А кто-то из слушателей вообще может узнать в них свою собственную ситуацию.

– На семинары по налоговым спорам, наверное, приходят довольно подкованные активные слушатели?

– Мне, конечно, больше всего нравится активная аудитория, которая постоянно задает вопросы по ходу лекции. Слушатели вообще ведут себя по-разному. Одни предпочитают задавать все вопросы сразу. А другие часто прослушают лекцию, запишут у себя в блокноте вопросы, затем после лекции подойдут тихо с краю и начинают их задавать. Но вопросы по ходу лекции очень важны. Потому что они позволяют корректировать ход самого семинара. При этом от основного плана я далеко не отступаю и рассказываю весь подготовленный материал. Меня совершенно не раздражает, когда кто-то с места начинает спорить. Это означает, что информация уже нашла отклик. Например, недавно я вел семинар по налоговому администрированию. В ходе лекции рассказал о том, что теперь налоговики могут потребовать от компании оригиналы документов. Один из слушателей сделал замечание с места о том, что в этом полномочии он особых проблем не видит. Мол, отдал оригиналы и забыл о них. Копировать ничего не нужно. Эта ремарка позволила мне нагляднее пояснить, в чем же собственно проблема. Ведь оригиналы документов обычно хранятся в компаниях в сшитом виде. А налоговики запрашивают только часть документов. И им совершенно не обязательно показывать всю пачку целиком. Но бумаги даже чисто технически сложно расшить. К тому же сложно проконтролировать возврат этих документов в компанию.

– В чем особенность именно ваших семинаров?

– Перед каждым семинаром я обычно предупреждаю о том, что сейчас лекцию будет читать налоговый адвокат. Поэтому в ходе лекции будут приведены не рекомендации к действию. Такие рекомендации можно получить у аудиторов и налоговых консультантов. Например, они могут порекомендовать проверять все реквизиты в счете-фактуре, иначе начнутся проблемы. А адвокаты рассуждают иначе – если нет одного реквизита в счете-фактуре, что будет? Возникнет спор с налоговой инспекцией, в ходе которого можно отстоять вычет по счету-фактуре без одного реквизита. Поэтому моя лекция – это информация по решению возможных проблем с налоговиками, а не инструкция к ежедневному применению.

Где взять положительные эмоции для работы

– Как отдыхаете в свое свободное время?

– Что такое-семинар? Для того чтобы отдохнуть, необязательно ехать за границу. Даже в Москве достаточно мест для интересного отдыха. Мы с семьей ходим на концерты, в музеи, кино, театры. Очень яркое воспоминание оставили последний авиасалон Макс и лазерное шоу на здании МГУ в День города. В мае этого года я со своими сыновьями (а они уже большие – 16 лет и 21 год) ходил на концерт группы «Muse». Получили массу позитива, драйва и эмоций. Но, конечно же, свободного времени мало, поэтому, когда оно образуется, хочется по максимуму подзарядиться положительными эмоциями, чтобы потом с новыми силами окунуться в работу.

Беседовала Светлана Петрова

Забавный случай с семинара

Ошибочка размером в четыре часа

Вообще семинары – мероприятия довольно серьезные. Но однажды на одном из солидных деловых событий произошла организационная накладка, которая потребовала от меня большой находчивости. Сейчас, по прошествии времени, она уже кажется забавной. Хотя на тот момент мне, поверьте, было не до смеха. Итак, был запланирован семинар с двумя лекторами. Сначала лектор из Минфина должен был прочитать свою часть семинара в течение 4 часов. А затем, после перерыва на обед, была запланирована моя часть семинара также на 4 часа. За день до даты семинара меня попросили поменяться местами с коллегой из Минфина. Мол, свою часть я читаю до обеда, а после обеда лектор из Минфина продолжит мероприятие. Я согласился. И вот начался семинар. Перед моим выступлением выходит представитель организаторов встречи и представляет меня залу. После чего говорит: «Как вы все уже знаете, лектор из Минфина не смог посетить сегодняшний семинар. Поэтому весь день вы будете слушать Алексея Яковлева». И только в этот момент я начинаю постепенно осознавать, что вместо запланированных четырех часов мне предстоит прямо сейчас читать семинар целый день – с утра до вечера. Видимо, мне просто неверно передали информацию о переносе часов. Пришлось взять весь подготовленный материал только как основу для лекции. И под каждый тезис вспоминать случаи из практики, живой пример. Под конец дня язык уже заплетался. Но после этого случая я стал опытным лектором и больше не боюсь предложений о том, чтобы прочитать семинар на 8 часов.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться





  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка