Извилистая дорога от науки до Госдумы
– Вопросы с лекций обсуждает Госдума. Валентина Ивановна, у вас большой опыт ведения семинаров, вас хорошо знают слушатели и наши читатели. Всегда интересно узнать, каким путем человек приходит в профессию, в которой добивается успеха.
– В системе повышения квалификации я работаю с 1987 года, так что, если подсчитать, срок выходит приличный. Так получилось, что я сначала училась в Московском государственном историко-архивном институте, и первое мое образование – «документовед». В дальнейшем я окончила Российскую академию правосудия, стала юристом. Сейчас у меня два образования – документоведение и юриспруденция.
– А почему вы решили получать второе образование?
– После диссертации я занималась научной работой, участвовала в разработке нормативно-правовых актов. А когда почувствовала, что кадровое делопроизводство становится основным в моей работе, вопрос о повышении уровня образования стал очевидным. К тому же меня пригласили в Российскую академию правосудия на место профессора. Ну а чтобы преподавать трудовое право и работать с судьями, естественно, нужно было получить еще одно образование, профильное – юридическое.
– Выходит, что практически весь период преподавательской практики вы совмещаете лекции у студентов с семинарами для профессионалов. Разница есть?
– Конечно, семинары меня сильно обогащают, потому что я вижу реальные запросы практики, запросы жизни. И соответственно, продолжаю свою научную работу с учетом потребностей практики. Я знаю, что многие вузовские преподаватели могут только учить студентов. И если иногда предлагаешь им выйти на семинар к практикам, они в растерянности говорят: «Что я буду им говорить, пересказывать учебник?» Они могут только учить основам студентов. А мне работа с практиками очень интересна, и в результате она привела к тому, что область моей деятельности вызвала интерес в Комитете по труду и социальной политике Госдумы.
– А что предполагает ваша работа в Комитете?
– В 2008 году я была приглашена в этот Комитет для участия в разработке нового федерального закона «О документировании отношений в сфере труда». Со своими коллегами я пытаюсь на еще более высокий уровень поставить документоведение и делопроизводство. Надеюсь, в новом составе Государственной думы мы будем продолжать работу над этим законом.
– Ваша работа в Комитете подразумевает общение с чиновниками. Они интересуются насущными проблемами, которыми практики делятся на ваших семинарах?
– Безусловно. У меня налажен плотный письменный контакт с практиками, в Комитет и на мою почту приходят письма от кадровиков, бухгалтеров. И мы, конечно, стараемся учитывать просьбы практиков. От них в основном мы и узнаем, что необходимо изменить в законодательстве.
Стильные лекции
– Ваши семинары сложно назвать лекцией. Вам удается создавать атмосферу непринужденного обучения. Это следствие опыта?
– Если вспомнить, как я начинала преподавание, то это были классические лекции. На сегодняшний день я отказалась от понятия «лекция» как таковая. Даже со студентами мы уже давно работаем не так, как когда-то меня учили. А когда передо мной в аудитории сидят практики, безусловно, это всегда беседа, диалог. Я абсолютно не приемлю, когда только лектор говорит, все слушают, записывают, а вопросы задают только в конце лекции – это не мой стиль. Я люблю вызывать слушателей на разговор, люблю аудиторию, которая мне отвечает, тут же вопросы задает. Даже если иногда это нетерпеливая реплика с места, выражение несогласия с моим высказыванием, я не раздражаюсь, внимательно слушаю и делаю пометки, чем недовольны практики. Значит, норма закона неудачная, надо поднимать вопрос о ее изменении. От аудитории непременно должна идти живая реакция. Поэтому вопросы от меня к слушателям тоже вполне обычная практика.
– Многочасовой семинар – дело сложное и для лектора, и для слушателей. Информации много. На семинаре как-то развлекаете аудиторию?
– Людей надо заинтересовать так, чтобы до последнего часа они слушали, не дремали, вышли воодушевленными, с новыми знаниями. Я не рассказываю историй, чтобы занять время, чтобы люди просто отдохнули. Каждое слово всегда должно нести пользу. На любом семинаре мы обсуждаем реальные жизненные ситуации. Я держу в запасе судебную практику и примеры. И никогда эти примеры не бывают абстрактными. Практически на каждую строчку в законе могу рассказать конкретный пример из жизни.
– Складывается впечатление, что вы на многое готовы ради слушателей. Они платят вам тем же?
– Уверена, что да. Был в моей практике случай, когда я читала лекцию в Иркутске зимой, мороз минус 30 градусов. А организация мероприятия подкачала – сняли для семинара бывший кинотеатр, плохо отапливаемый. И когда я вошла в зал, слушатели сидели в перчатках, шапках, шубах, выдыхали – пар шел. Вот в таких условиях весь семинар и прочитала, беспокоясь за людей. Но когда после ко мне подошли благодарные слушатели и заверяли, что, даже стоя на морозе, записывали бы мою лекцию, я поняла, что люди всегда тебе благодарны и ты должен быть благодарен за то, что они к тебе пришли.
Профессия – образ жизни
– Валентина Ивановна, вы профессор в академии, член Комитета по трудовому законодательству Национального союза кадровиков, автор многих книг, популярный лектор. Поделитесь секретом, как у вас получается все успевать?
– Секрета никакого нет, всюду успеть, конечно, трудно. Я загружена и днем, и вечером, часто работаю в выходной, иногда и в праздники продолжаю что-то писать. Но когда ты увлечен своим делом, тогда и время находится. Телефон в течение дня разрывается – то книгу требуют, то статью ждут, третьи по поводу командировки звонят, четвертые о семинаре напоминают. И порой кажется – все, это уже точно не успеть. Позже смотришь – в дороге книгу вычитала, статью перед сном закончила, на семинар съездила, вроде все успела.
– Вы перед нашим интервью провели 7-часовой семинар, после еще час отвечали на вопросы. На этом ваш рабочий день окончен?
– Нет, вы знаете, у меня еще есть вечерние занятия в академии, правда, сегодня всего одна пара. После придет дипломник на консультацию, так что мой рабочий день закончится, наверное, после 22.00. Часто бывает, что с 10.00 до 17.00 читаю лекции студентам, а с 18.00 до 21.00 еще веду вечерний семинар. И ничего, приходишь домой, остаются силы пообщаться с близкими, созвониться с друзьями, студентами. Меня многие спрашивают, как я вообще столько выдерживаю? А я отвечаю, что любимым делом занимаюсь. Усталости не чувствую: отдохнула в перерыве на семинаре или лекции, и хватит.
– А когда все-таки удается выкроить время, как вы им распоряжаетесь?
– Я стараюсь, прежде всего, отдохнуть активно – очень люблю плавание, по возможности хожу на фитнес, на тренажеры. Физическая форма обязательно должна быть, невозможно постоянно так напряженно работать, ездить по стране. Поэтому я всем, и преподавателям, и слушателям, советую, несмотря на загруженность, не забывать о физической форме.
Что еще люблю, так это посещать теат-ры, выставки, музеи. Правда, признаюсь, в Москве практически не удается. А вот в других городах, если я приехала на двухдневный семинар и у меня есть вечер после лекции, я всегда использую шанс ознакомиться с городом. Так я обошла все ведущие театры в Санкт-Петербурге. Побывала в замечательных драматических театрах и театрах оперы и балета Челябинска, Екатеринбурга, Красноярска, Новосибирска и многих других городов России. Сама по себе я вряд ли бы это все посетила, а благодаря выездным семинарам получила такую возможность. Ну а во время летних семинаров еще и за город выезжаю посмотреть знаменитые усадьбы, исторические места, монастыри и храмы.
– А из литературы, наверное, есть время только на чтение поправок в законодательстве?
– На чтение художественной литературы я всегда найду время. Очень люблю классическую, современную знаю меньше. Причем люблю читать именно книгу, бумажную, настоящую. Вы даже представить не можете, как много книг, в которых моя область деятельности отражается. Читаешь какую-то классическую книгу, а там то про чиновников, то про документы, как раньше решались дела – без моего делопроизводства нигде не обойтись. Я даже в литературе это вижу. У меня есть мечта написать книгу, популярную, не сугубо научную, и к каждой главе дать цитаты из классической литературы, которые посвящены делопроизводству, бухучету, кадровому делу. Я давно собираю такие выписки для эпиграфов. Книга будет на основе законов, но в такой интересной форме, чтобы приятно было ее читать, не скучно. Надеюсь, я когда-нибудь исполню свое желание.
Беседовала Екатерина Пивкина
Книга удостоверением личности не является
Для одного из семинаров, кажется в Челябинске, организаторы закупили мои книги для слушателей. Я выступала уже около получаса, как вдруг в аудиторию вбегает опоздавшая девушка, объясняя, что о семинаре московского лектора узнала утром и сразу поехала. Девушка села, сразу начала листать книгу, вполуха слушая выступление. Вдруг, указывая на мою книгу, она спрашивает: «А вы это читали?» Сразу реагировать на реплику я не стала. Но слушательница не успокаивалась: «А я вот и раньше ее книги читала», «А вот она по этому вопросу, кажется, вот так думает» и, наконец, уже негодуя: «Нет, ну вы вообще когда-нибудь читали книги Андреевой?» Уже неудобно было не отвечать, и я сказала: «Нет, я никогда не читаю свои книги. Я их знаю наизусть, поэтому читаю только других авторов».
Темы: