Давайте немного отдохнем от цитат из Налогового кодекса, расчетов и проводок. Я решил провести свою лекцию в качестве беседы-рассуждения. Мы будем говорить о современных методах работы на вооружении ФНС. Эта тема действительно интересна, потому что всегда важно знать, как работает административная машина. «Предупрежден – значит вооружен». Никакого отношения к Федеральной налоговой службе я не имею, но часто защищаю интересы компаний в судах, общаюсь с бухгалтерами и инспекторами, а потому знаю не понаслышке о том, как в реальности проходят налоговые проверки и как защититься от доначислений.
Небольшое лирическое отступление я себе все-таки позволю. Готовясь к этому выступлению, я вспомнил свои студенческие годы, когда приходилось писать доклады, рефераты, курсовые. Ни одна такая работа не обходилась без вступительной фразы типа «Генеральный секретарь на съезде нашей партии сказал…».
Не относясь к поборникам ни одной из ныне действующих партий, я сегодня начну свое выступление со слов Владимира Путина: «Мы должны увеличивать доходы казны за счет увеличения качества администрирования». Вот лейтмотив всего, чем сейчас занимается налоговая служба. И так будет до тех пор, пока руководитель страны не огласит перед ФНС другие задачи.
К сожалению, по моим оценкам, ждать ослабления внимания налоговиков к хозяйственной деятельности компаний еще долго.
Итак, как же налоговая служба собирается повышать качество налогового администрирования? Самое простое, что приходит на ум, – повысить собираемость налогов количеством проверок. Но оказалось, что налоговики решили повышать качество не количеством, а «качеством» проверок. Прошу прощения за тавтологию, но без нее не обойтись. Методы работы налоговиков при проверках компаний.
Как трансформируются налоговые проверки
В самом начале работы налоговой службы в России перед ней ставились задачи достаточно простые. Наших соотечественников надо было научить платить налоги. Оказалось, что платить налоги тогда никто не хотел. В общем, это утверждение справедливо и для наших дней. Хотя сейчас мы привыкли, что налоги – это часть жизни. А тогда, в начале 90-х годов, для многих казалось дикостью отдавать часть заработанного государству. Поэтому в тот период охват выездными налоговыми проверками компаний был стопроцентный. Соответственно, качество проверок было не очень высоким. Налоговое законодательство было в новинку и для самих инспекторов.
В связи с этим встал вопрос: зачем нужны проверки, если толку от них мало? Следующий период ознаменовался тем, что количество проверок сменилось на стремление инспекторов собрать как можно больше доначислений. Инспекторам спускалось задание не приходить с проверки без определенной суммы доначислений. Уж как они определяли эти пороги доначислений в каждом конкретном случае, непонятно: где-то по оборотам компании, где-то с оглядкой на отрасль и т. д. Но факт оставался фактом: выездные ревизии не проходили без доначислений. От количества «принесенных» с проверки налогов инспектору рассчитывалась премия. А то, что потом в суде многие суммы налогоплательщики отстаивали и бюджет в итоге ничего не получал, налоговую службу интересовало мало.
И сейчас, можно сказать, наступил третий период во взаимоотношениях налоговиков и компаний. Еще в конце прошлого года руководитель ФНС Михаил Мишустин выступал в одном издании с обширным интервью и говорил о том, что сейчас инспекторы получают премии не от того, сколько денег они доначислили, а от того, сколько денег реально поступило в казну. Это важное и положительное изменение в работе налоговиков. Для инспекторов срабатывает психологический фактор: надо не просто найти какие-то мифические нарушения и доначислить не важно на каких основаниях, а найти такие недочеты в работе компании, с которыми согласится и суд (о том, как правильно выстраивать защиту на судебной стадии, см. статью . – Примеч. ред.). А таких нарушений современные бухгалтеры допускают не так много. Инспекции нужно не просто найти что-то серьезное, но и собрать достаточное количество доказательств, которые убедят судей. Такой подход не может не радовать. Лишние споры не нужны ни компаниям, ни налоговым инспекциям.
Задача налоговиков сейчас при планировании налоговой проверки выявить тех кандидатов на проверки, у которых шансов найти серьезные нарушения как можно больше. На помощь в этом инспекторам приходят уже знаменитые 12 Общедоступных критериев для отбора на проверки. Конечно, все видели этот приказ, но я на всякий случай назову его реквизиты: это приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333. Документ уже немолодой. Пару лет назад о нем вообще перестали говорить, потому что в реалии он не вписывался. Налогоплательщиков отбирали на проверки по никому, кроме инспекторов, недоступным критериям. Сейчас этот приказ фактически реанимирован. Именно на основании этих критериев строится планирование налоговых проверок. По словам Михаила Мишустина, в связи с этим количество проверок должно серьезно сократиться. По заявлению главы ФНС, если раньше проверялся каждый десятый налогоплательщик, то теперь – один из ста. И действительно, по моим собственным наблюдениям, проверки стали проводиться реже.
Что приведет компанию к налоговой проверке
Останавливаться в отдельности на каждом из 12 критериев я не стану. К тому же ничего нового я для слушателей тем самым не открыл бы. Разберу лишь некоторые из них. Первый критерий – низкая налоговая нагрузка по сравнению с другими компаниями отрасли. Почему я заостряю на этом параметре внимание? Надо понимать, что под этот критерий может попасть и та компания, которая исправно платит налоги. Инспекторы смотрят, какую долю налоговые отчисления занимают в выручке компании. Но даже по одной отрасли показатели могут сильно разниться. Одно дело – строительная компания в Москве, а другое – небольшая организация из поселка где-нибудь на севере России.
Второй показатель – убыточность на протяжении нескольких налоговых периодов.
Инспекторы выявляют компании, которые уже не один год убыточны, и задаются вопросом, зачем она была создана и продолжает функционировать. Либо организация не смогла эффективно воплотить бизнес-модель, либо же специально искусственно завышает расходы и занижает доходы для уклонения от уплаты налогов.
Третий критерий – значительные суммы налоговых вычетов за определенный период. Налоговики продолжают пристальное внимание предъявлять к возмещению НДС. Несколько лет назад повсеместно были развиты мошеннические схемы незаконного возмещения налога из бюджета: налогоплательщики больше получали налога, чем уплачивали. Инспекторы хорошо помнят это время и по-прежнему следят за долей вычетов. Хотя если раньше получить экспортный НДС обратно было практически невозможно, то сейчас с этим полегче.
Следующий рисковый параметр – превышение роста расходов над доходами. Инспекторы всегда ищут в компаниях именно это: неправомерное завышение расходов.
Выплата зарплаты ниже среднеотраслевой – критерий, который живет собственной жизнью. Он применяется не только для планирования налоговых проверок, но и для административного давления на налогоплательщиков на комиссиях. Прямо скажем, эти комиссии не особо вписываются в Налоговый кодекс. Но они очень эффективны.
Шестой критерий касается компаний на спецрежимах. Если компания неоднократно приближается к порогу показателей, которые дают право на применение «упрощенки», это является основанием для назначения проверки.
Любимое занятие налоговиков – искать схемы в работе компаний на упрощенной системе. И если кто-то из слушателей только собирается перейти на спецрежим, советую оценить свои силы и взвесить, стоит ли пристальное внимание налоговиков выгод, которые несет «упрощенка».
Еще один критерий, который я хочу рассмотреть, – наличие длинной цепочки контрагентов без экономических на то обоснований.
Как инспекторы могут до прихода в компанию с проверкой определить, сколько контрагентов есть у компании? Все очень просто: для этого существуют встречные проверки.
Девятый критерий – непредставление документов по требованию инспекции. Налоговики исходят из убеждения, что, если налогоплательщику нечего скрывать, он на все запросы ответит. А то, что налогоплательщик может отказывать в предоставлении информации или документов на совершенно законных основаниях, налоговую не интересует.
На остальных критериях я сегодня останавливаться не буду, а перейду к рассмотрению темы разногласий сторон.
Еще по теме: Когда и как директора могут вызвать на допрос
Спрашивает Мария Андреева, главный бухгалтер (г. Липецк):
– В нашей компании проходит выездная проверка. Недавно она была приостановлена, но директора вызвали на допрос по телефону. Инспектор, проводивший допрос, интересовался, у кого и когда мы купили товар, который был реализован некоторым покупателям. В конце протокола он написал, что директор обязуется представить письменные объяснения по данному факту. Оригиналы всех первичных документов нами представлены в ИФНС, но даже на время приостановления проверки они находятся в инспекции. Правомерно ли требование инспектора представить дополнительно письменные разъяснения?
Отвечает Михаил Мухин, лектор, налоговый эксперт, президент Центра налоговых экспертиз и аудита:
– Инспектор вправе задать свидетелю вопрос, относящийся к предмету проверки, но не вправе требовать представления информации в виде письменных объяснений, сводящихся к аналитической работе с документами. Обещания предоставить их давать не стоило, но все равно оно носит характер личной договоренности. Относительно подлинников документов, согласно пункту 9 статьи 89 НК РФ, в случае приостановления проверки налоговая обязана их вернуть.
Материал из сервиса «Экспресс-ответот лектора» с сайта .
Способы уменьшения количества судебных споров
По данным ФНС, до суда доходит 60 процентов споров. Для налоговых органов это неблагополучный показатель. Налоговая служба хочет довести показатель до того, что существует в США. Там в суде рассматривается лишь 10 процентов споров. Добиться таких же показателей налоговая планирует досудебным урегулированием споров.
О чем не должны забывать налогоплательщики, так это о том, что такой порядок действует для решений по проверкам. По другим категориям споров можно и нужно сразу обращаться в суд. Например, если инспекция не возмещает несколько месяцев НДС. На подобное бездействие ИФНС можно жаловаться в арбитражный суд.
Раз уж мы говорим о тенденциях, то стоит сказать, что обязательное апелляционное обжалование налоговая служба хочет распространить на все категории споров. В связи с этим ФНС уже даже подготовила поправки в Налоговый кодекс.
Примечательно, что налоговики убеждены: обязательное досудебное обжалование всех разногласий удобно и для самих компаний. Подача заявления в суд более формализована и затратна. К тому же судебные разбирательства длятся обычно не один месяц.
О лекторе
Александр Бениаминович Погребс, лектор, аттестованный аудитор.
- Статьи по теме:
- 100 образцов пояснений в ответ на требования ИФНС
- Расхождения между прибылью и НДС, бухотчетностью и отчетом по прибыли
- Когда компания сможет избежать наказания
- Почему налоговики следят за дебиторской задолженностью
- Справка об отсутствии задолженности по налогам и сборам: образец 2024 года