Новое условие – не во всех контрактах
Часть положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ) вступила в силу 1 июля 2014 года.
Так, согласно части 26 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, с этой даты в контракт включается условие о его банковском сопровождении в случаях, предусмотренных статьей 35 данного закона.
В силу статьи 35 Закона № 44-ФЗ Правительство РФ устанавливает порядок осуществления банковского сопровождения контрактов, в том числе требования к банкам и порядку их отбора, условия договоров, заключаемых с банком, а также требования к содержанию формируемых банками отчетов.
В соответствии с частью 2 статьи 35 Закона № 44-ФЗ Правительство РФ определяет случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг только для федеральных нужд. Для нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд такие случаи соответственно устанавливают:
- высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ (в форме нормативного правового акта);
- местная администрация (в форме муниципальных правовых актов).
Согласно части 3 статьи 35 Закона № 44ФЗ, расчеты в ходе исполнения контракта, сопровождаемого банком, отражаются на счетах, которые открываются в этом банке.
Итак, суть новации – обязательное банковское сопровождение крупных контрактов.
Порядок банковского сопровождения
Правительство РФ подготовило проект постановления во исполнение частей 1 и 2 статьи 35 Закона № 44-ФЗ. В составе проекта разработаны:
- порядок осуществления банковского сопровождения контрактов;
- случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд.
Исходя из анализа данного проекта, банк будет совершать такие действия:
- контроль и мониторинг расчетов поставщика (подрядчика, исполнителя) и всех субподрядчиков и соисполнителей, которых поставщик привлекает для исполнения контракта;
- доведение результатов этого контроля и мониторинга до сведения заказчика.
При этом все операции со средствами поставщика (подрядчика) должны быть отражены на обособленном счете в банке, который сопровождает контракт.
Именно обособленный счет позволит банку проверять платежные документы поставщика (подрядчика) и блокировать операцию, если будет выявлено, что она не соответствует целевому использованию средств с обособленного счета.
Государственный (муниципальный) заказчик в течение трех рабочих дней после получения от банка отчета по результатам контроля и мониторинга должен разместить его в единой информационной системе в сфере закупок.
Вполне возможно, что в проект будут внесены дополнительные изменения. Например, могут добавить положения, согласно которым заказчики смогут сами акцептовать проведение платежей по контракту и отслеживать подозрительные расходные операции.
При обнаружении нецелевого использования средств заказчик сможет прекратить оплату. Не исключено, что у него появится право не только акцептовать по счету каждый платеж в отдельности, но и создавать некий бюджет и реестр платежей, по которому система будет автоматически определять возможность выдачи конкретного платежа в рамках выделенного бюджета. Кроме того, в конечном варианте постановления Правительства РФ финансовым контролером может выступать, например, Федеральное казначейство, которое будет контролировать платежи на индивидуальной основе или по реестру, по подрядчикам и субподрядчикам.
Случаи банковского сопровождения
Проектом предусмотрен гибкий подход к использованию банковского сопровождения. На федеральном уровне банковское сопровождение после принятия постановления может стать обязательным к использованию для контрактов:
- заключенных на срок более трех лет;
- стоимостью свыше 10 млрд руб.
Однако на уровне многих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований случаи осуществления банковского сопровождения уже утверждены.
Как правило, это:
- заключение долгосрочных контрактов на строительство, при условии что начальная (максимальная) цена контракта превышает 50–100 млн руб.;
- строительство социально значимых объектов с длительным циклом (школы, больницы, детские сады и др.);
- строительство, направленное на улучшение инфраструктуры, в том числе дорожной.
В качестве примера такого регионального акта приведем постановление Правительства Нижегородской области от 16 июля 2014 г. № 469. Им определено, что банковское сопровождение осуществляется в отношении контрактов, заключаемых в целях строительства (реконструкции, в частности с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства государственной собственности Нижегородской области, если:
- цена такого контракта составляет более 5 млрд руб.;
- контракт заключается на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств.
Однако до того момента, пока Правительство РФ не утвердит порядок банковского сопровождения, принятые на региональных и муниципальных уровнях документы не будут работать в полную силу.
Требования к банку
Банковское сопровождение контракта будет выполняться банками, включенными в перечень, установленный налоговым законодательством (ст. 74.1 Налогового кодекса РФ). Договор, заключаемый поставщиком с банком в целях банковского сопровождения контракта, должен содержать следующие условия:
- порядок и сроки открытия обособленного счета поставщику;
- права и обязанности сторон;
- порядок и сроки зачисления и списания денежных средств с обособленного счета;
- возможность списания по требованию заказчика денежных средств с обособленного счета в размере предоставленного аванса;
- обязанность банка предоставлять заказчику определенные сведения и информацию.
Это могут быть такие сведения:
- о проведении операций со средствами на обособленном счете в форме выписки о движении денежных средств за отчетный календарный месяц, а также отчет по расширенному сопровождаемому контракту;
- направляемые в отношении поставщика в уполномоченный орган в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
- о результатах проведенной банком идентификации поставщика, соисполнителя при открытии ему обособленного счета.
Договор, заключаемый поставщиком с банком, может содержать и иные условия.
Как поступить на практике
Несмотря на недостаточную нормативно-правовую базу, банки в настоящий момент активно предлагают свое сопровождение. Более того, некоторые уже имеют наработанный в этой сфере опыт (например, Сбербанк России).
Однако следует все же ориентироваться на положения порядка, который будет определен Правительством РФ.
В частности, этот документ должен включать в себя требования к банкам и порядку их отбора (банковское сопровождение контрактов). В настоящее время его проектом установлено, что банки, в которых открываются счета для обеспечения заявок, обязаны иметь капитал в размере не менее 15 млрд руб. Пока критерии не определены, услуги банковского сопровождения иногда предлагают небольшие банки. Но неподтвержденная репутация банка – участника системы неизбежно вызовет вопросы о сохранности средств, хранящихся на его счетах, а также о возможности коррупционного сговора.
- Статьи по теме:
- Соотношение зарплат руководства и остальных сотрудников
- Субсидии из бюджета: новые проводки и расчет налогов
- КС-2 и КС-3 в 2024 году: скачать образцы заполнения формы, бланки
- НДС с материалов, которые остались после демонтажа
- Как оформлять дефектную ведомость и другие документы на ремонт
Темы: