Общие принципы формирования себестоимости
В соответствии с пунктом 3 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение может вести приносящую доход деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе.
Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Чаще всего приносящая доход деятельность казенных учреждений представляет собой реализацию платных услуг. При этом при их оказании возникает необходимость формирования их себестоимости.
Общие принципы формирования себестоимости продукции (работ, услуг), выпускаемой (выполняемых, оказываемых) в рамках приносящей доход деятельности, установлены
При производстве одного (единственного) вида готовой продукции, работ, услуг все затраты, непосредственно связанные с изготовлением готовой продукции, выполнением работ, услуг, учитываются в составе прямых.
Прямые затраты непосредственно относятся на себестоимость изготовления единицы готовой продукции, выполнения работы, оказания услуги.
Как распределять расходы, которые являются накладными? Они подлежат распределению в порядке, закрепленном в учетной политике учреждения.
Таким образом, необходимость обособленного ведения учета накладных расходов и их последующего распределения возникает только тогда, когда казенное учреждение оказывает более одного вида платных услуг.
Схема формирования себестоимости услуг
Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета , утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н, предусмотрено открытие и ведение четырех групп счетов, которые используются при формировании себестоимости платных услуг:
- счета учета затрат на производство (на них учитываются прямые расходы и происходит дальнейшее формирование себестоимости услуг);
- счета учета накладных расходов;
- счета учета общехозяйственных расходов;
- счета учета издержек обращения (применяются при осуществлении учреждениями торговой деятельности).
Установлена следующая схема формирования и списания себестоимости услуг.
1. Сначала прямые затраты учитываются на соответствующих счетах, открытых к счету 0 109 00 000, в корреспонденции со счетами учета обязательств, расчетов, амортизации и материальных запасов. Накладные и общехозяйственные расходы аналогичным образом формируются на счетах 0 109 70 000 и 0 109 80 000.
2. По окончании отчетного периода (как правило, календарного месяца, если особенности формирования себестоимости услуги не предусматривают иной период) накладные расходы распределяются между видами услуг, а общехозяйственные расходы – между объемами реализованной и нереализованной продукции (услуг). Списание общехозяйственных и накладных расходов в себестоимость готовой продукции (работ, услуг) отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0?109?60?000 и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счетов 0?109?70?000 и 0 109 80 000.
3. Суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции, выполненных работ и оказанных услуг списываются по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 109 60 000 в дебет счета 0 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг».
Обратите внимание: схема списания себестоимости услуг в казенных учреждениях отличается от схемы, используемой в бюджетных и автономных, – не применяется показатель плановой себестоимости продукции, работ и услуг, в учете отражается только фактическая себестоимость. Тем самым исключается необходимость повторного уточнения финансового результата реализационных операций по итогам отчетного периода, а также необходимость обособленного ведения учета отклонений фактической себестоимости от плановой.
Накладные расходы
Итак, перечень накладных расходов и порядок их распределения должны быть прописаны в учетной политике учреждения.
Единых требований по определению критериев отнесения расходов к накладным нет. Однако из экономического содержания данной группы затрат можно сделать вывод о том, что в составе накладных учитываются только расходы, понесенные при оказании двух и более видов платных услуг.
Например, такими расходами признаются:
- расходы на содержание имущества (включая здания и помещения, в которых происходит оказание услуг);
- коммунальные расходы;
- амортизация;
- расходы на оплату труда (с начислениями) персонала, занятого в деятельности по оказанию платных услуг (только тех работников, чья деятельность не ограничена рамками одной услуги, то есть, как правило, управленческого и обслуживающего персонала).
Пункт 134 Инструкции № 157н рекомендует распределение накладных расходов производить одним из способов, а именно пропорционально:
- прямым затратам на оплату труда;
- материальным затратам;
- иным прямым затратам;
- объему выручки от реализации продукции (работ, услуг);
- иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения.
Выбор способа, по нашему мнению, зависит от структуры затрат (формирующих себестоимость услуг) и их объема (суммы).
Поэтому способ распределения пропорционально прямым затратам на оплату труда целесообразно применять в тех случаях, когда учреждение оказывает несколько видов услуг, отличающихся удельным весом расходов на оплату труда в себестоимости единицы услуг. А также если в рамках приносящей доход деятельности осуществляется не только оказание услуг, но и выпуск продукции или выполнение работ.
Способ распределения накладных расходов пропорционально материальным затратам будет предпочтительнее там, где оказание услуг предполагает существенный объем материальных расходов, а виды оказываемых услуг отличаются по показателю материалоемкости.
При применении показателя (для распределения накладных расходов) иных прямых расходов может быть использована сумма начисленной амортизации. Применение данного показателя целесообразно в тех случаях, когда оказание услуг связано с использованием различных объектов основных средств. И при этом соответствующие объекты должны использоваться при оказании конкретного вида услуг. При распределении накладных расходов распределяется также и амортизация, начисленная по объектам общепроизводственного назначения (используемым при оказании всех видов платных услуг). Но, на наш взгляд, такой метод распределения накладных расходов для казенных учреждений не является характерным.
И наконец, способ распределения накладных расходов пропорционально объему выручки от реализации продукции (работ, услуг). Его рекомендуется применять, если предпринимательская деятельность в течение года осуществляется ритмично, а организация деловых связей с контрагентами практически исключает ситуации, когда оформление факта оказания услуг может быть осуществлено в течение периода, превышающего один календарный месяц. В противном случае достаточно существенные суммы накладных расходов могут оставаться нераспределенными, в том числе и на отчетную дату. По нашему мнению, с учетом специфики оказания услуг казенными учреждениями данный способ распределения накладных расходов представляется наиболее рациональным.
В.Р. Захарьин,
эксперт по бюджетному учету
- Статьи по теме:
- Соотношение зарплат руководства и остальных сотрудников
- Субсидии из бюджета: новые проводки и расчет налогов
- КС-2 и КС-3 в 2024 году: скачать образцы заполнения формы, бланки
- НДС с материалов, которые остались после демонтажа
- Как оформлять дефектную ведомость и другие документы на ремонт
Темы: