Общие для учреждений всех типов правила учета нефинансовых активов в пути установлены Инструкцией по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н(далее – Инструкция № 157н). Конкретный перечень счетов учета и методология отражения операций приведены в инструкциях по бухгалтерскому учету:
- для казенных учреждений Инструкция утверждена приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н (далее – Инструкция № 162н);
- для бюджетных учреждений Инструкция утверждена приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н(далее – Инструкция № 174н);
- для автономных учреждений Инструкция утверждена приказом Минфина России от 23 декабря 2010 г. № 183н(далее – Инструкция № 183н).
Например, казенные учреждения в отличие от бюджетных и автономных не могут применять счет 107 11 «Основные средства – недвижимое имущество учреждения в пути». Дело в том, что он исключен из соответствующего плана счетов пунктом 2.1 приказа Минфина России от 24 декабря 2012 г. № 174н.
Принятие к учету нефинансовых активов, находящихся в пути, зависит от условий их получения государственными (муниципальными) образовательными учреждениями.
Далее проанализируем два варианта получения имущества и товаров образовательными учреждениями и соответствующие отличия в учете.
Централизованные поставки
Большинство образовательных учреждений получают учебные пособия и оборудование в рамках централизованных поставок. В них участвуют три стороны:
- орган исполнительной власти либо казенное учреждение, в полномочия которого входят сбор информации на поставки, организация конкурса на заключение контракта, принятие обязательств по контракту, в том числе денежных;
- учреждение, которому поступают материальные ценности;
- лицо, поставляющее материальные ценности согласно заключенному контракту.
Вне зависимости от типа учреждения в адрес грузополучателя заказчиком оформляется Извещение (ф. 0504805) с первичными учетными документами, удостоверяющими отправку груза. К таким документам относят накладную поставщика и Требование-накладную (ф. 0315006) со штампами транспортного узла (станции, порта и др.).
Как правило, в определенных случаях для учета расчетов при передаче (получении) объектов нефинансовых активов по централизованному снабжению учреждения всех типов применяют счет 0 107 00 000 «Нефинансовые активы в пути» (п. 147 Инструкции № 157н).
В казенных учреждениях
Бывает, что к моменту поступления указанного пакета документов нефинансовые активы, отправленные поставщиком в адрес грузополучателя, не будут получены. Грузополучатели – казенные учреждения отражают это так:
- по дебету счета 1 107 31 310 «Увеличение стоимости основных средств – иного движимого имущества учреждения в пути» и кредиту счета 1 304 04 310 «Внутриведомственные расчеты по приобретению основных средств»;
- по дебету счета 1 107 33 340 «Увеличение стоимости материальных запасов – иного движимого имущества учреждения в пути и кредиту счета 1 304 04 340 «Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов».
При получении грузополучателем – казенным учреждением материальных ценностей, указанных в Извещении (ф. 0504805) и в прилагаемых к нему документах, произведенные вложения в материальные запасы принимаются к учету одной из следующих записей:
- по дебету счета 1 106 31 310 «Увеличение вложений в основные средства – иное движимое имущество учреждения» и кредиту счета 1 107 31 410 «Уменьшение стоимости основных средств – иного движимого имущества учреждения в пути»;
- по дебету счета 1 106 34 340 «Увеличение вложений в материальные запасы – иное движимое имущество учреждения» и кредиту счета 1 107 33 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов – иного движимого имущества учреждения в пути».
После получения актива стоимость имущества относится на увеличение вложений в нефинансовые активы (п. 57 Инструкции № 174н, п. 51 Инструкции № 183н).
В бюджетных и автономных учреждениях
Автономные и бюджетные учреждения зачастую самостоятельно рассчитываются с поставщиком за нефинансовые активы в пути, отгруженные, но не поступившие на отчетную дату. На основании пункта 56, имеющего идентичное содержание как в Инструкции № 174н, так и в Инструкции № 183н, а также Извещения (ф. 0504805) с прилагаемыми к нему первичными учетными документами учреждения обоих типов делают такую бухгалтерскую запись:
- дебет счета 107 21 310 «Увеличение стоимости основных средств – особо ценного движимого имущества учреждения в пути» (107 31 310 «Увеличение стоимости основных средств – иного движимого имущества учреждения в пути», 107 33 340 «Увеличение стоимости материальных запасов – иного движимого имущества учреждения в пути»);
- кредит счета 302 31 730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств» (302 34 730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»).
Поставки по контракту
По дебету соответствующих аналитических счетов счета 0 107 00 000 «Нефинансовые активы в пути» может быть отражена стоимость материальных ценностей, которые:
- отгружены поставщиком и приняты представителем учреждения (доставлены до определенного пункта, переданы перевозчику);
- не доставлены в учреждение.
Такой порядок учета фактов хозяйственной жизни регулируется статьей 223 Гражданского кодекса РФ, которой установлены два порядка перехода права собственности.
По общему правилу право собственности на имущество переходит при передаче товара поставщиком, момент которой определяется по одному из трех событий: вручение непосредственно приобретателю, сдача товара перевозчику, передача покупателю товарораспорядительных документов (ст. 224 Гражданского кодекса РФ). В особо оговоренных случаях право собственности на переданный покупателю товар сохраняется за продавцом до момента его оплаты или наступления иных обстоятельств.
Пример
В декабре 2014 года за счет субсидии на иные цели бюджетное образовательное учреждение приобрело особо ценное движимое имущество. Стоимость оборудования по ценам поставщика составляет 1 180 000 руб. (в том числе НДС – 118 000 руб.).
Одновременно у этого же поставщика, но за счет субсидии на выполнение государственного задания учреждение приобрело расходные материалы на сумму 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.), которые не относятся к особо ценному имуществу. Материалы будут использоваться в основной деятельности учреждения, которая не облагается НДС.
Согласно условиям обоих договоров с поставщиком, право собственности на оборудование и расходные материалы переходит в момент передачи перевозчиком материальных ценностей.
Бухгалтерские записи будут такими:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Учтена кредиторская задолженность перед поставщиком на дату передачи имущества перевозчику |
5 107 21 310 |
5 302 31 730 |
1 180 000 |
Учтена кредиторская задолженность перед поставщиком за поставку расходных материалов на дату передачи |
4 107 33 340 |
4 302 34 730 |
118 000 |
На 1 января 2015 года документация на имущество и на расходные различные материалы на склад образовательного учреждения доставлена не была. Поэтому по строке 100 Баланса (ф. 0503730) образовательное учреждение учитывает стоимость нефинансовых активов в пути в размере 1 298 000 руб. (1 180 000 + 118 000), в том числе:
– по строке 102 «Особо ценное имущество учреждения в пути» отражается стоимость данного имущества бюджетного образовательного учреждения в размере 1 180 000 руб.;
– по строке 103 «Иное движимое имущество учреждения в пути» указывается стоимость материалов в размере 118 000 руб.
Важно!
Затруднения касательно учета активов в пути возникли у казенных и бюджетных образовательных учреждений в связи с необходимостью делать закупки по Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Бухгалтерам пришлось столкнуться с последствиями введения процедуры приемки исполнения контракта (п. 3 и 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). В частности, это такие сложности, как:
- сохранность документов поставщика до момента оформления результатов контрактной приемки, срок которой может составлять несколько месяцев, особенно в случае привлечения сторонних экспертов и экспертных организаций (ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ);
- отражение нефинансовых активов в бухгалтерском (бюджетном) учете до получения результатов контрактной приемки, которые могут оказаться отрицательными.
Эффективнее всего решать такие проблемы за счет гибкого подхода к передаче права собственности на приобретенное имущество.
Бюджетное образовательное учреждение вправе осуществлять закупки на основании Положения, принятого в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ. В таком случае закупки происходят без учета положении? Закона № 44-ФЗ.
А. Стенечкина,
эксперт по бюджетному учету