Запрет на курение
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее – Закон № 15-ФЗ) установлен запрет на курение табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах.
Так, для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение, в частности:
- на территориях и в помещениях образовательных, медицинских (в том числе предназначенных для оказания реабилитационных и санаторно-курортных услуг) учреждений;
- на территориях и в помещениях учреждений культуры, спорта, а также учреждений органов по делам молодежи;
- в помещениях, занимаемых органами государственной власти, местного самоуправления;
- на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях.
Обязанности работодателя
Обязанность казенных учреждений по соблюдению норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака закреплена частью 2 статьи 10 Закона № 15-ФЗ. Согласно ей, работодатель должен контролировать их выполнение на территориях и в помещениях, используемых для своей деятельности. При этом важно помнить, что запрет на курение на рабочих местах действует независимо от того, введен он в учреждении или нет.
Отметим, что работодатели должны организовать обязательное просвещение своих сотрудников (на рабочих местах) о вреде потребления табака и о нанесении ущерба здоровью при воздействии его дыма (ч. 2 ст. 15 Закона № 15-ФЗ). Делается это в следующих целях:
- для сокращения спроса на табак и табачные изделия;
- для профилактики заболеваний курильщиков;
- для формирования ответственного отношения к здоровью и отрицательного – к потреблению табака.
За неисполнение обязанностей по такому контролю учреждение могут оштрафовать. Согласно части 3 статьи 6.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административный штраф составит от 60 тыс. до 90 тыс. руб.
Контролирующие органы
Государственный антитабачный контроль проводится в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ органами исполнительной власти, осуществляющими специальные функции по борьбе с контрабандой и контрольно-надзорные функции в сферах:
- обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- защиты прав потребителей и потребительского рынка;
- здравоохранения.
Органы госвласти субъектов РФ могут создавать горячие линии или использовать интернет для обращения граждан и юридических лиц по вопросам нарушения антитабачного законодательства (ч. 5 ст. 15 Закона № 15-ФЗ).
На что обратить внимание
Чтобы у проверяющих не возникло оснований для наложения штрафов за несоблюдение Закона № 15-ФЗ, работодателю нужно выполнять установленные им требования. Рассмотрим основные из них.
Знаки о запрете курения
Согласно части 5 статьи 12 Закона № 15-ФЗ, для обозначения территорий, объектов и зданий, где курение табака запрещено, размещается знак о запрете курения. Требования к такому знаку и к порядку его размещения утверждены приказом Минздрава России от 12 мая 2014 г. № 214н (далее – Требования № 214н).
Знак о запрете курения должен находиться (п. 5 Требований № 214н):
- у каждого входа на территории, в здания и объекты, где курение табака запрещено;
- в местах общего пользования (в том числе в туалетах).
Заметим, что, помимо туалетов, местами общего пользования признаются также лестничные пролеты.
Знак представляет собой круг диаметром не менее 200 мм с каймой красного цвета шириной не менее 13,7 мм. В центре круга горизонтально размещается графическое изображение сигареты – это три прямоугольника черного цвета следующих размеров:
- первый – не менее 120 × 25 мм;
- второй и третий – не менее 6,2 × 25 мм.
Они располагаются слева направо. Расстояние между первым и вторым прямоугольником должно составлять не менее 5 мм, а между вторым и третьим – не менее 6,2 мм.
Сверху второго и третьего прямоугольников размещаются волнистые линии (шириной не менее 5 мм), изображающие дым.
Сигарету пересекает красная поперечная полоса шириной не менее 17,5 мм. Она выполняется под углом 45 градусов к горизонтали с наклоном слева сверху от каймы направо вниз к кайме и не должна прерываться графическим символом знака (сигаретой) (п. 1 Требований № 214н).
Знак о запрете курения выполняется в цветографическом изображении. Оно наносится с использованием различных технологий на поверхность материала-носителя, в том числе металла, пластика, силикатного или органического стекла, самоклеящейся полимерной пленки или печатной бумаги (картона) (п. 3 Требований № 214н).
Несоблюдение требований к знаку запрета курения и к порядку его размещения грозит административным штрафом: для должностных лиц он составляет от 10 тыс. до 20 тыс. руб., для юридических – от 30 тыс. до 60 тыс. руб. (ч. 1 ст. 6.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Также знак о запрете курения может сопровождаться надписями (п. 4 Требований № 214н):
- «Не курить»;
- «Курить запрещено»;
- содержащими информацию о размере штрафов за курение.
Как правило, знак, запрещающий курение, можно приобрести в специализированных магазинах, где продается противопожарное оснащение.
При его покупке необходимо проверить, соответствует ли он установленным нормам.
Курительные комнаты
Что касается оборудования работодателем комнат для курения, то у него нет такой обязанности. Даже если на этом настаивают сотрудники учреждения.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона № 15-ФЗ такие комнаты можно оборудовать :
- на судах дальнего плавания, осуществляющих перевозки пассажиров;
- в помещениях общего пользования многоквартирных домов.
Образовательные учреждения, заведения общепита, аэропорты и поезда дальнего следования не могут себе позволить оборудовать курительные комнаты (даже герметично закрытые).
Указанные места должны находиться на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции. При этом решение об их выделении принимается собственником имущества или иным лицом, уполномоченным собственником имущества.
Электронные сигареты
В последнее время стали популярны электронные сигареты. Однако ответственность за их использование законодательством пока не предусмотрена. Ведь в Законе № 15-ФЗ термином «курение табака» обозначается использование только табачных изделий в целях вдыхания дыма, возникающего от их тления (п. 1 ч. 1 ст. 2). Электронная же сигарета табак не содержит, а значит, не является табачным изделием.
При этом подпункт «г» пункта 1 части 1 статьи 16 Закона № 15-ФЗ запрещает производство и продажу товаров, имитирующих табачные изделия, так как они пропагандируют само потребление табака. Получается, что если электронная сигарета не выглядит как настоящая, то запрета на ее употребление нет. Однако в случае возникновения у контролеров претензий к учреждению свою позицию ему придется отстаивать в суде.
Например, ФАС Уральского округа в постановлении от 12 декабря 2011 г. № Ф09-8014/11 указал, что электронная сигарета имеет форму обыкновенной сигареты. Ее основное предназначение – процесс курения, то есть вдыхание (выдыхание) паров с содержанием никотина либо без никотина.
В итоге судьи пришли к выводу, что электронная сигарета является тождественной обычной сигарете (как имитирующая процесс курения). Так что и здесь возможны штраФы по антитабачному закону. Если етсь нарушения.
Ю.О. Вербицкая,
юрист МУ «Центр бухгалтерского иматериально-технического обеспечения муниципальных образовательных учреждений Верх-Исетского района»
- Статьи по теме:
- Как организовать пропускной режим с тестированием
- Когда суды признают увольнение незаконным
- Отпуск с последующим увольнением: как правильно оформить в 2024 году
- Сколько дней отдыха положено донору за сдачу крови и как оплатить
- Ставка рефинансирования ЦБ РФ на сегодня в 2024 году: последние изменения
Темы: