Кто должен соблюдать Закон № 44-ФЗ
Основные заказчики учебных изданий –это образовательные организации. Согласно пункту 18 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к ним относятся некоммерческие организации, ведущие на основании лицензии образовательную деятельность в соответствии с целями, ради достижения которых они созданы. В компетенцию образовательной организации в установленной сфере деятельности входит в том числе материально-техническое обеспечение образовательной деятельности. Если такая организация является получателем бюджетных средств, то она выступает заказчиком (п. 2 ч. 3 ст. 28 Закона № 273-ФЗ).
Учтите, что образовательная организация – заказчик должна проводить закупки в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». То есть для приобретения учебников проводятся совместные конкурсы и аукционы (ст. 25 Закона № 44-ФЗ), централизованные закупки (ст. 26 Закона № 44-ФЗ).
Как ограничен круг участников закупки
При закупке учебных изданий следует помнить, что в силу части 4 статьи 18 Закона № 273-ФЗ при реализации образовательных программ начального, основного, среднего общего образования могут использоваться только учебники из числа входящих в федеральный перечень, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ. В настоящее время такой перечень утвержден приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253. Ранее приказом Минобрнауки России от 5 сентября 2013 г. № 1047 был утвержден порядок формирования указанного перечня.
Иными словами, заказчик в данном случае не имеет права в техническом задании предпринимать какие-либо искусственные меры для расширения конкуренции исходя из общих принципов описания объекта закупки (ст. 33 Закона № 44-ФЗ).
Что касается закупки учебных пособий, выбор заказчиком конкретного издания ограничивается перечнем организаций, которым предоставлено право выпускать учебные пособия (ч. 8 ст. 18 Закона № 273-ФЗ). Важно учесть, что перечень организаций, имеющих право выпуска учебных пособий, ни в коем случае не следует понимать как перечень возможных участников закупки. То есть поставлять учебные пособия могут все, но сами эти пособия могут быть изданы ограниченным кругом производителей (издательств).
Что может быть предметом закупки
Разберемся, как правильно указать предмет закупки.
ГОСТ 7.60-2003 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения» вводит следующие понятия применительно к учебным изданиям:
- учебник (учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания);
- букварь (первый учебник для обучения грамоте и чтению на родном языке);
- учебное пособие (учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания);
- учебно-методическое пособие (учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, ее раздела, части или воспитания);
- учебное наглядное пособие (учебное издание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию);
- рабочая тетрадь (учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета);
- самоучитель (учебное издание для самостоятельного изучения чего-либо без помощи руководителя);
- хрестоматия (учебное издание, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины);
- практикум (учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного);
- задачник (практикум, содержащий учебные задачи);
- учебная программа (учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания учебной дисциплины, ее раздела, части);
- учебный комплект (набор учебных изданий, предназначенный для определенной ступени обучения и включающий учебник, учебное пособие, рабочую тетрадь, справочное издание).
Каким образом способ закупки выбирается
Если происходит закупка печатных изданий определенных авторов и при этом издателям принадлежат исключительные права или лицензии на использование таких изданий, государственные и муниципальные образовательные учреждения (образовательные организации) могут применять положение пункта 14 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. То есть госзакупка учебников проводится у единственного поставщика без ограничения стоимости. При этом сумма контракта не будет учитываться в предельно допустимом объеме закупок малого объема в соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Объем такой закупки и общий объем закупаемой подобным способом продукции не ограничены. У данного способа есть недостаток с точки зрения заказчика. Следует понимать, что в одной закупке невозможно совместить продукцию разных издательств-правообладателей.
Во всех остальных случаях заказчик обязан руководствоваться общими положениями Закона № 44-ФЗ. Если закупаются печатные издания, то такой предмет закупки имеет идентификационный код 22.1 ОКПД. Следовательно, заказчик обязан проводить электронный аукцион на приобретение учебных печатных изданий в том случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 500 тыс. руб. Если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. руб., заказчик имеет право провести запрос котировок.
Госзакупка учебников у единственного поставщика в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ возможна при соблюдении следующих условий:
- объем одной закупки составляет не более 400 тыс. руб.;
- годовой объем таких закупок не превышает 50 процентов совокупного годового объема всех закупок заказчика и составляет не более 20 млн руб.
Информация о ходе этой закупки не размещается в ЕИС.
Но в статье 93 речь идет о закупках у единственного поставщика и по другим основаниям (например, ч. 8 ст. 93 Закона № 44-ФЗ предусмотрены закупки тепла, воды и пр.). Так что этот вариант рекомендуется применять для закупки именно учебных изданий, а для прочей продукции надо постараться использовать иные основания, чтобы не исчерпать раньше времени лимит в 50 процентов и 20 млн руб.
Также для закупки учебных изданий можно воспользоваться пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. При этом следует помнить: каждая госзакупка учебников в отдельности не должна превышать 100 тыс руб., а годовой объем этих закупок – 2 млн руб. При таких условиях пункт 4 части 1 статьи 93 применяется без ограничений. В ином случае годовой объем мелких закупок не может превышать 5 процентов от совокупного годового объема всех закупок и не должен составлять более 50 млн руб.
Информация о ходе этой закупки также не размещается в ЕИС.
Отметим, что способы закупки учебников с использованием пунктов 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ имеют только один недостаток – ограничение по объему одной закупки и общему объему таких закупок. При исполнении контракта на поставку печатных изданий заказчик должен исходить из требований, установленных техническим регламентом «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. № 799). С 1 января 2014 года ограничения на его применение сняты.
А. Бурков,
ведущий аналитик Института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева ГУ ВШЭ
- Статьи по теме:
- Как организовать пропускной режим с тестированием
- Когда суды признают увольнение незаконным
- Отпуск с последующим увольнением: как правильно оформить в 2024 году
- Сколько дней отдыха положено донору за сдачу крови и как оплатить
- Ставка рефинансирования ЦБ РФ на сегодня в 2024 году: последние изменения