Правила устарели
На сегодняшний день правила бухгалтерского учета долгосрочных инвестиций и определения инвентарной стоимости объектов установлены Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций. Оно утверждено письмом Минфина России от 30 декабря 1993 г. № 160 (далее – Положение).
Этот документ устарел, и его нужно применять с поправкой на более поздние документы, регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета. Так, например, согласно действующему Плану счетов, вместо счета «Капитальные вложения», который упоминается в Положении, следует использовать счет 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Учет долгосрочных инвестиций ведется по фактическим расходам. Такое правило установлено в пункте 2.1 Положения. До окончания строительства затраты по возведению объектов, учтенные на счете 08, составляют стоимость незавершенного строительства. Переоценка таких затрат Положением не предусмотрена. Организация имеет право переоценивать лишь стоимость основных средств. На это обращено внимание в письме Минфина России от 10 ноября 2005 г. № 07-05-06/295.
Для целей налогообложения прибыли сумма переоценки основных средств не признается доходом (расходом) (п. 1 ст. 257 Налогового кодекса РФ). Следовательно, можно утверждать, что в налоговом учете переоценка объекта незавершенного строительства тоже не предусмотрена. Поэтому в письме Минфина России от 13 февраля 2001 г. № 04-02-05/1/35 сделан вывод, что расходы по оплате услуг независимых оценщиков, связанные с переоценкой объектов незавершенного строительства, не должны приниматься для целей налогообложения прибыли.
Как видим, письмо опубликовано до вступления в силу главы 25 Налогового кодекса РФ, но других разъяснений на эту тему главное финансовое ведомство не выпускало.
Аргументы в пользу переоценки
Существует и другая точка зрения. Приведем некоторые доводы в пользу права строительных компаний на переоценку стоимости объектов незавершенного строительства.
Одной из основных задач бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации об имущественном положении организации. Об этом сказано в пункте 3 статьи 1 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Поэтому в целях повышения достоверности бухгалтерской отчетности организация может проводить переоценку объектов незавершенного строительства, самостоятельно установив в учетной политике правила переоценки (к примеру, по рыночной стоимости) и отражения таких операций в бухгалтерском учете. Такое право предусмотрено пунктом 8 ПБУ 1/98.
Кроме того, для легализации переоценки «незавершенки» можно передать ее в качестве вклада в уставный капитал «дружественной» фирмы в оценке, установленной участниками учредительного договора.
Следует отметить: судьи также считают, что переоценка объекта незавершенного строительства не запрещена действующим законодательством (см. постановление ФАС Московского округа от 7 июня 2006 г. по делу № КА-А41/4898-06).
Нежелательные последствия
Однако компаниям, которые решат воспользоваться этими советами, следует учесть, что «досрочная» переоценка увеличивает определяемую по окончании строительства бухгалтерскую стоимость основного средства. В дальнейшем это приведет к увеличению налога на имущество.
Еще один негативный «побочный эффект» – возникновение разниц между данными налогового и бухгалтерского учета. Их придется учитывать в соответствии с ПБУ 18/02, утвержденным приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н.
- Статьи по теме:
- Как организовать пропускной режим с тестированием
- Когда суды признают увольнение незаконным
- Отпуск с последующим увольнением: как правильно оформить в 2024 году
- Сколько дней отдыха положено донору за сдачу крови и как оплатить
- Ставка рефинансирования ЦБ РФ на сегодня в 2024 году: последние изменения