Что делать в ситуации, когда на руках выгодное для налогоплательщика письмо Минфина России, а налоговый инспектор отказывается ему следовать? Эта проблема стала одним из основных неприятных последствий несогласованности между Минфином и налоговой службой.
Проанализируем существующую ситуацию и посмотрим, какие есть возможности защитить интересы налогоплательщика.
Получив право разъяснять налоговое законодательство, Минфин выпустил немало официальных писем, в том числе выгодных налогоплательщику. Яркий пример из последних: по запросу "Главбуха" Минфин России выпустил письмо от 3 марта 2005 г. № 03-06-05-04/49. В нем чиновники разъяснили, что оптовая торговля за наличные со склада подпадает под ЕНВД. Более того, Минфин указал, что "вмененный" налог в этом случае надо платить с одного торгового места, а не с площади склада (см. "Главбух" № 6, 2005, стр. 6).
Эта публикация получила большой отклик у наших читателей. Но многие из них пожаловались, что инспекторы на местах, несмотря на официальное разъяснение Минфина России, придерживаются совсем иного мнения. Одни требуют платить ЕНВД со всей площади склада, а другие вообще считают, что оптовая торговля за наличные под "вмененку" не подпадает и необходимо уплачивать общие налоги. Наиболее одиозная реакция инспектора сводится к тому, что налоговикам указ - исключительно письма ФНС, а не Минфина.
В подобных случаях, прежде всего стоит напомнить налоговому инспектору, что Федеральная налоговая служба теперь входит в состав Министерства финансов РФ. Поэтому то, что "Минфин главнее ФНС" - это аксиома.
Другое дело, что в самом Минфине подтверждают: налоговая служба по-прежнему вправе выпускать разъяснения. Но письма Минфина России имеют безусловный приоритет.
Комментирует ИВАНЕЕВ Александр Игоревич,
заместитель директора департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина России:
- То, что статья 34.2 Налогового кодекса РФ теперь уполномочила Минфин выпускать письменные разъяснения по налоговым вопросам, вовсе не означает, что этого не может делать Федеральная налоговая служба. Налоговое ведомство по-прежнему вправе давать разъяснения, касающиеся исчисления и уплаты налогов. Причем эти документы могут предназначаться не только для нижестоящих подразделений налоговой службы, но и для налогоплательщиков. Но если позиции Минфина и ФНС России по одному и тому же вопросу расходятся, то руководствоваться надо разъяснениями Минфина.
К счастью, в финансовом министерстве, судя по всему, поняли, что пора наводить порядок во взаимоотношениях с Федеральной налоговой службой. И что устными указаниями здесь не обойтись.
В итоге в финансовом ведомстве готовится законопроект, согласно которому прямо в Налоговом кодексе РФ будет прописано, что документы Минфина России имеют приоритет перед документами Федеральной налоговой службы РФ.
В Министерстве финансов также обещают, что правительство больше не будет спускать налоговой службе планы сбора налогов.
КУДРИН Алексей Леонидович, министр финансов РФ:
- Налоговая служба - контролирующий, а не репрессивный орган. Мы не будем давать планы по досбору или повышенной собираемости налогов, так как это не основные функции ФНС.
Это очень актуальное заявление, так как именно необходимостью выполнить планы во многом объясняется стремление налоговых инспекторов снять деньги с фирмы даже вопреки документам Минфина России.
Суд, к которому зачастую приводит "запланированная" активность налоговиков, - это, конечно, далеко не лучший для предприятия вариант развития конфликта с инспекторами. Но если налогоплательщик действовал в соответствии с письменными рекомендациями Минфина России, то он в любом случае избежит штрафов. Подчеркнем: предприятие вправе ссылаться на письмо Минфина России, даже если оно было выпущено в ответ на запрос другой организации или предпринимателя.
Комментирует ТУМАРКИН Владимир Моисеевич,
судья Высшего арбитражного суда РФ:
- Любое судебное разбирательство основывается на нормах налогового и гражданского законодательства. Суд, конечно, примет во внимание позицию как налоговых органов, так и финансового ведомства, но сделает выводы исходя из своего понимания закона. И решит, какое разъяснение является правильным. Если мы сочтем, что чиновники дали ошибочное разъяснение, то такой документ освобождает налогоплательщика от ответственности (согласно ст. 111 Налогового кодекса РФ). Но замечу: после проведенной административной реформы налоговое ведомство не вправе издавать нормативные акты.
Стоит отметить один приятный нюанс. Возможна ситуация, когда разъяснение налоговой службы выгоднее для налогоплательщиков, чем позиция Минфина России. В этом случае можно рискнуть и действовать в соответствии с указаниями налоговиков, тем более что вашему налоговому инспектору они, безусловно, ближе. Более того, даже если вдруг налоговики изменят свою позицию и дело дойдет до суда, то выполнение письменных указаний налоговой службы освобождает от ответственности не хуже, чем письма Минфина России.
Правда, здесь может возникнуть вопрос, были ли рекомендации налоговиков даны в пределах компетенции последних. Ведь если следовать букве Налогового кодекса РФ, то разъясняет налоговое законодательство все же Минфин России. Налоговики, согласно официальной доктрине, лишь "информируют" о действующих налогах и сборах (см. письмо Минфина России от 14 января 2005 г. № 03-02-07/2-4). Однако четкую грань между "разъяснением" и "информированием" пока никто не провел. Поэтому любое письменное разъяснение налоговой службы можно при желании трактовать как "информирование". Тем, кто хочет лишний раз подстраховаться в спорной ситуации, юристы советуют направить запрос непосредственно в свою налоговую инспекцию и заручиться письменным подтверждением позиции налоговиков.
В целом же приходится признать: до тех пор, пока ведомства не выяснят между собой отношения, налогоплательщикам проблем не избежать.