Сайт журнала «Учет в образовании» |
Применение норм расходов для целей налогового учета
Списание бензина для школьного автобуса. Бухгалтер образовательной организации может учесть затраты на покупку горюче-смазочных материалов для автотранспорта, используемого в предпринимательской деятельности, в составе налоговых расходов. Причем как при общем режиме налогообложения, так и при «упрощенке». Основания – подпункт 11 пункта 1 статьи 264, подпункт 12 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ.
Специалисты главного финансового ведомства считают, что при списании ГСМ в состав налоговых расходов следует руководствоваться Нормами расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденными распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р. В частности, такая позиция высказана в письме Минфина России от 4 сентября 2007 г. № 03-03-06/1/640.
А вот судьи не поддерживают финансистов. Они считают, что это утверждение противоречит нормам главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ. Дело в том, что там такого ограничения нет (см. постановление ФАС Центрального округа от 4 апреля 2008 г. по делу № А09-3658/07-29).
Таким образом, учебное заведение может при списании бензина в состав расходов выбрать один из двух вариантов:
– использовать утвержденные Минтрансом нормы расхода горюче-смазочных материалов;
– применять собственные, экономически обоснованные нормы, утвержденные приказом руководителя.
Путевые листы нужно оформлять
Для списания топлива в состав налоговых расходов недостаточно иметь документы, подтверждающие факт его оплаты (авансовые отчеты, чеки автозаправок, талоны и пр.). Обязательным условием учета расходов на оплату горюче-смазочных материалов для целей налогового учета являются путевые листы соответствующего автотранспорта.
При отсутствии этого документа затраты учебного заведения на горюче-смазочные материалы не будут признаны. Такой вывод подтверждается в определении ВАС РФ от 14 апреля 2008 г. № 2123/08, постановлениях ФАС Дальневосточного округа от 19 сентября 2007 г. по делу № Ф03-А73/07-2/3601 и ФАС Западно-Сибирского округа от 31 октября 2007 г. № Ф04-7601/2007(39901-А27-40), № Ф04-7601/2007(36736-А27-40).
Напомним, что формы путевых листов для различных видов автотранспорта утверждены постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78. Причем унифицированная форма путевого листа обязательна к применению лишь для специализированных автотранспортных предприятий.
Учебное заведение может самостоятельно разработать форму применяемого ею путевого листа (например, убрав из унифицированной формы всю лишнюю информацию) и утвердить ее в качестве приложения к учетной политике (см. письмо Минфина России от 7 апреля 2006 г. № 03-03-04/1/327). Данный подход разделяют и арбитры (см. постановление ФАС Московского округа от 4 февраля 2008 г. по делу № А40-17664/07-117-117).
Рассмотрим и другие актуальные вопросы, возникающие при оформлении путевого листа.
Документальное оформление применения норм
Выбранный вариант нормирования ГСМ в целях налогообложения должен быть утвержден приказом руководителя учебного заведения (см. постановление ФАС Поволжского округа от 24 января 2008 г. по делу № А55-5874/07-53). Если в целях минимизации налоговых рисков будет решено руководствоваться нормами Минтранса, то для максимального учета расходов можно рекомендовать следующее. В данном приказе нелишне предусмотреть использование утвержденных норм с учетом предусмотренных тем же распоряжением Минтранса повышающих коэффициентов.
Правда, при этом необходимо зафиксировать конкретные размеры таких коэффициентов и порядок их применения.
Как часто следует составлять путевые листы
Ответ на этот вопрос дан в письме Минфина России от 16 марта 2006 г. № 03-03-04/2/77. Специалисты главного финансового ведомства подчеркнули, что путевые листы должны составляться с такой регулярностью, чтобы на их основании можно было судить об обоснованности произведенных расходов. Поэтому если еженедельное (ежемесячное, ежеквартальное) составление этого документа позволяет организовать учет отработанного времени, расхода ГСМ, то такой путевой лист может подтверждать вышеназванные расходы для целей налогообложения.
Обязательно ли указывать маршрут следования автобуса
Основным реквизитом путевого листа, позволяющим доказать производственную направленность использования автотранспорта, а следовательно, и обоснованность списания на расходы ГСМ, является маршрут следования автотранспорта. С таким подходом согласны налоговики и финансисты (см., например, письма УФНС России по г. Москве от 12 октября 2007 г. № 28-11/097861, Минфина России от 20 февраля 2006 г. № 03-03-04/1/129).
Однако в арбитражной практике существуют решения в пользу организаций, списывающих топливо в состав налоговых расходов на основании путевых листов, не содержащих информации о маршруте следования автотранспорта. В качестве примера можно привести постановление ФАС Уральского округа от 5 марта 2008 г. по делу № А76-8742/07.
Вычеты по налогу на добавленную стоимость
Списание бензина для школьного автобуса. В соответствии с пунктом 7 статьи 171 Налогового кодекса РФ, если расходы принимаются для целей налогообложения по нормативам, суммы налога по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем указанным нормам.
Однако глава 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ прямо не предусматривает нормирования расходов на ГСМ. Указание на использование утвержденных норм в целях налогообложения, содержащееся в распоряжении Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р, не может изменять или дополнять налоговое законодательство. Поэтому, по мнению автора, «входной» НДС по расходам на топливо можно принять к вычету в полном объеме. Подтверждает данный вывод и постановление ФАС Уральского округа от 20 февраля 2008 г. по делу № А60-8917/07.
- Статьи по теме:
- Досрочный выход из отпуска по уходу за ребенком до 3 лет: образец заявления, приказа
- Как организовать пропускной режим с тестированием
- Когда суды признают увольнение незаконным
- Справка о нахождении в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет (образец)
- Оплата проезда к месту отдыха и обратно в 2024 году в районах Крайнего Севера