Сайт журнала «Учет в образовании» |
Основания для изменения учредительных документов
Образовательные бюджетные учреждения являются некоммерческими организациями. Соответственно в своей деятельности они должны руководствоваться Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Автономные учреждения также должны руководствоваться в своей деятельности этим законом. Но при этом на них распространяются еще и нормы Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ).
Процедура перехода бюджетного учреждения в разряд автономного по большей части прописана в нем.
Следует учесть, что создание автономного учреждения на базе бюджетного не является его реорганизацией. Это установлено статьей 17.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ.
Итак, автономное учреждение будет создаваться на базе имущества уже имеющегося учебного заведения. Если данное имущество является федеральным, то решение о создании принимает орган федеральной власти, в чьем ведении находится данное учреждение. Это следует из части 2.1 статьи 5 Закона № 174-ФЗ. Таким образом, решение о создании учреждения на базе учебного заведения в большинстве случаев принимает Минобрнауки России.
Имущество, на базе которого происходит создание автономного учреждения, может принадлежать региональным или местным властям. В этом случае решение принимает исполнительный орган власти субъекта РФ или администрация муниципального образования соответственно (ч. 3 ст. 5 Закона № 174-ФЗ).
Итак, решение об изменении статуса образовательного учреждения – это прерогатива органов власти. Вместе с тем бюджетное учреждение может в данном случае выступать инициатором смены статуса.
Дело в том, что, решив создать автономное учреждение, органы власти готовят соответствующее предложение. Это установлено частью 6 статьи 5 Закона № 174-ФЗ.
Его форма утверждена постановлением Правительства РФ от 28 мая 2007 г. № 325.
Так вот это предложение подготавливается по инициативе либо с согласия бюджетного учреждения. Иными словами, законодатель дал возможность бюджетному учебному заведению занять активную позицию в вопросе определения своего статуса.
Подготовительные мероприятия
Определившись со статусом, орган власти готовит решение об изменении типа бюджетного учреждения. Оно должно содержать:
– сведения об имуществе учреждения (в том числе перечень объектов недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества);
– перечень мероприятий по созданию автономного учреждения (указываются сроки их проведения).
Процесс создания автономного учреждения на базе бюджетного предполагает целый комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих мероприятий.
Так, необходимо будет:
– уведомить кредиторов;
– провести инвентаризации имущества и обязательств;
– составить передаточный акт, по которому передаются основные средства, нематериальные активы, материалы, денежные средства, дебиторская и кредиторская задолженность;
– утвердить состав наблюдательного совета автономного учреждения;
– назначить руководителя автономного учреждения;
– закрыть лицевые счета и открыть счета в кредитной организации (банке);
– закрепить за создаваемым автономным учреждением имущество, земельные участки;
– изготовить новые печати, бланки, вывески;
– внести записи об изменении типа учреждения в трудовые книжки работников;
– утвердить государственное (муниципальное) задание и т. д.
При этом в учредительные документы надо будет внести соответствующие изменения. Учредительным документом автономного учреждения является устав.
Изменения в устав вносятся в порядке, который определен Федеральным законом от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ.
Его утверждает учредитель автономного учреждения. Это установлено частью 1 статьи 7 Закона № 174-ФЗ. Учите, что не стоит путать понятия «учредитель автономного учреждения» и «орган, выполняющий функции и полномочия учредителя автономного учреждения».
Понятие «учредитель» установлено статьей 6 Закона №174-ФЗ. Им может быть:
– Российская Федерация в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;
– субъект РФ в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;
– муниципальное образование в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Сразу скажем, что, согласно части 2 статьи 6 Закона № 174-ФЗ, у автономного учреждения может быть только один учредитель.
В свою очередь функции и полномочия учредителя автономного учреждения могут выполнять органы исполнительной власти (федеральной, субъекта РФ), органы местного самоуправления.
Изменения в устав подлежат государственной регистрации
Принципиальные требования к содержанию устава автономного учреждения определены частью 2 статьи 7 Закона № 174-ФЗ. Устав автономного учреждения должен содержать:
– наименование автономного учреждения, включающее в себя слова «автономное учреждение» и содержащее указание на характер его деятельности, а также на собственника его имущества;
– местонахождение автономного учреждения;
– предмет и цели деятельности автономного учреждения;
– сведения об органе, осуществляющем функции и полномочия учредителя автономного учреждения;
– исчерпывающий перечень видов деятельности, которые автономное учреждение вправе вести в соответствии с целями, для достижения которых оно создано;
– сведения о филиалах, представительствах автономного учреждения;
– структуру, компетенцию органов автономного учреждения, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности таких органов (например, ученого совета);
– иные предусмотренные федеральными законами сведения (так, к примеру, в уставе могут быть оговорены особенности взаимодействия с автономным учреждением родителей учащихся).
Отметим, что изменения, вносимые в устав, подлежат государственной регистрации. С момента регистрации таких изменений соответствующее бюджетное учреждение приобретает статус автономного.
- Статьи по теме:
- Как работодатель продлевает испытание
- Досрочный выход из отпуска по уходу за ребенком до 3 лет: образец заявления, приказа
- Как организовать пропускной режим с тестированием
- Когда суды признают увольнение незаконным
- Справка о нахождении в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет (образец)