Сайт журнала «Учет в образовании» |
Признаны недействующими некоторые положения Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд решение ВАС РФ от 21 января 2011 г. № ВАС-14740/10).
Суть спора
Институт обратился в ВАС РФ с тем, чтобы он признал недействительными некоторые нормы Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт.
В заявлении институт отметил такие факты. Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией. Для того чтобы определить участника, предложившего наилучшие условия, Правительство РФ разработало специальные Правила (они утверждены постановлением от 10 сентября 2009 г. № 722). Согласно им, заявке любого участника по каждому критерию присваивается соответствующий рейтинг. При этом по критериям «Сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг», «Срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг», «Объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг» участникам, предложившим разные условия, присваивается одинаковый рейтинг. Он равен 50.
Как указал институт, уравнивание заявок участников, предложивших разные условия, не позволяет определить того, кто предложил лучшие условия.
Решение суда
Рассмотрев заявление института, высшие арбитражные судьи признали недействительными только некоторые положения Правил – те, которые касаются оценки поданных на конкурс заявок по срокам поставки товаров (работ, услуг).
А теперь подробности
Единый порядок размещения госзаказов прописан в Федеральном законе от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 28 Закона № 94-ФЗ, оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией, но по правилам, определенным Правительством РФ (утверждены постановлением Правительства РФ № 722).
Как указано в пункте 2 Правил, используются следующие критерии оценки заявок:
– цена контракта;
– функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;
– качество работ, услуг или квалификация участника конкурса;
– расходы на эксплуатацию товара;
– расходы на техническое обслуживание товара;
– сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
– срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;
– объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг.
Каждый критерий оценивается в баллах (определяется его рейтинг). Итоговый рейтинг заявки рассчитывается так. Складываются рейтинги по каждому критерию, умноженные на их значимость.
Совокупная значимость критериев должна составлять 100 процентов.
И заявке, набравшей наибольший итоговый рейтинг, присваивается первый номер.
Если в заявке указан срок поставки, который вдвое меньше максимального срока, установленного в конкурсной документации, ей присваивается рейтинг, равный 50. Это прописано в абзаце 2 пункта 60 Правил.
Таким образом, чем меньше срок поставки, предлагаемый участником конкурса, тем более высокий рейтинг по данному критерию получает его заявка. Но максимальный рейтинг все равно только 50.
Суд пришел к выводу, что само по себе уравнивание заявок участников, предлагающих срок поставки вдвое меньше срока, заданного в конкурсной документации, не противоречит тому, чтобы выявить лучшие условия исполнения контракта (п. 2 ст. 28 Закона № 94-ФЗ).
Вместе с тем расчеты показывают, что участник размещения заказа, предложивший срок поставки, равный или больший половине установленного конкурсной документацией максимального срока, при разных значениях минимальных и максимальных сроков может получить рейтинг, превышающий 50. И тогда он получит лучший рейтинг, чем участник, предложивший меньший срок поставки. То есть заявка с заведомо лучшими условиями получит более низкий рейтинг.
Вывод арбитров – положения абзаца 2 пункта 60 Правил не соответствуют требованиям пункта 2 статьи 28 Закона № 94-ФЗ.
Аналогичные доводы были высказаны судом в отношении нормы абзаца 3 пункта 60 Правил. Она прописывает, что если в заявках указано несколько сроков поставки, при этом суммарный срок вдвое меньше установленного по конкурсу, рейтинг заявки по данному критерию присваивается равный 50.
Судьи признали данное положение недействительным. Оно также не соответствует требованиям пункта 2 статьи 28 Закона № 94-ФЗ.
Другие положения Правил, которые устанавливают порядок оценки конкурсных заявок по иным критериям, суд счел правомерными. Как и раньше, они должны применяться для того, чтобы выявить лучшего участника конкурса на размещение государственного (муниципального) заказа.
Важно запомнить
Судьи признали недействующими положения Правил оценки заявок на участие в конкурсе, которые прописывают порядок оценки заявок участников конкурса по срокам поставки товаров (работ, услуг). Как показали расчеты, по нормам, установленным в Правилах, нельзя выявить участника, предложившего лучшие условия поставки по срокам исполнения государственного или муниципального контракта.
- Статьи по теме:
- Досрочный выход из отпуска по уходу за ребенком до 3 лет: образец заявления, приказа
- Как организовать пропускной режим с тестированием
- Когда суды признают увольнение незаконным
- Справка о нахождении в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет (образец)
- Оплата проезда к месту отдыха и обратно в 2024 году в районах Крайнего Севера