«В январе директор попросил открыть новую компанию, которая будет летом торговать напитками на пляже. В первом квартале мы лишь закупали оборудование, платили зарплату и несли другие расходы. По итогам квартала вышел убыток, и я его показала в декларации. Через две недели пришло письмо, где инспекторы требуют убрать из декларации все расходы и сдать «уточненки». В письме сказано, что на основании статьи 252 НК РФ мы должны отнести все суммы на «расходы будущих периодов». Я на всякий случай еще раз перечитала кодекс, но таких требований там не нашла и позвонила в налоговую. Там пояснили: по кодексу «налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов». А раз нет доходов, то нет и расходов. Неужели инспекторы правы?..»
Инспекторы потребовали убрать из декларации по прибыли все расходы.
Ваша инспекция, безусловно, оригинально истолковала кодекс, но неправильно. С этим единодушно согласились специалисты Минфина России и эксперты. Однако как действовать в этом случае, решать вам.
Минфин России: требования налоговиков необоснованны
Григорий Лалаев, заместитель начальника отдела налогообложения прибыли организаций Минфина России, считает, что требовать «уточненки» проверяющие не вправе:
– Уточнять отчетность надо, если есть ошибки, которые приводят к занижению налоговой базы. Основание – пункт 4 статьи 89 НК РФ. А в данном случае ошибки нет. Порядок признания расходов не зависит от того, получила компания доходы или нет. Ведь обоснованность затрат определяется не фактом получения прибыли, а общей направленностью на получение доходов. Это следует из пункта 1 статьи 252 НК РФ. Если выручки в текущем налоговом периоде не будет, то расходы сформируют убыток. На его сумму можно уменьшить базу в следующем налоговом периоде. Аналогичный подход изложен в письме Минфина России от21.04.10 № 03-03-06/1/279.
Независимые эксперты: уточнять отчетность не надо
Татьяна Самокиша, эксперт «ФБК-Право», согласна с представителем финансового министерства:
– Чтобы учесть расходы, достаточно соблюсти общие принципы их признания. Они перечислены в пункте 1 статьи 252 НК РФ. То есть расходы должны быть экономически оправданы, документально подтверждены и связаны с деятельностью, направленной на получение дохода. Тем более из норм кодекса не следует, что отсутствие доходов исключает признание расходов в конкретном отчетном или налоговом периоде.
Антон Никифоров, партнер юридической компании «Пепеляев групп», также считает, что инспекторы не правы, но добавляет:
– Дожидаться начала продаж надо только в отношении отдельной категории затрат – прямых. Таковыми в торговле являются стоимость покупных товаров и расходы на их доставку до своего склада, что следует из статей 320 и 283 НК РФ. Остальные косвенные расходы списывают по правилам статьи 272 НК РФ. То есть в момент их возникновения. К примеру, арендную плату можно учесть в качестве расхода в момент подписания ежемесячного акта.
Наше мнение: отложить списание расходов
Можно направить в инспекцию письмо об отказе подавать «уточненку», в котором достаточно привести доводы, изложенные чиновниками и экспертами.
Но если компания выполнит просьбу налоговиков, то ничего не потеряет. Напротив, избежит конфликта. Но отнести затраты на «расходы будущих периодов», как требуют ваши инспекторы, невозможно, ведь таких в налоговом учете вообще нет. Достаточно представить «уточненки» по налогу на прибыль, а сами документы, которые подтверждают расходы, временно «потерять». До момента, пока не пройдет первая реализация и у компании не появится доход. К «уточненке» можно приложить пояснения, что затраты учтены ошибочно. Например, компания располагала только копиями документов, а подлинники поставщик не представил. Есть еще один вариант – подать «уточненку» с небольшой суммой доходов. Например, заключив задним числом договор на оказание услуг с дружественной компанией.
Темы: