Сайт журнала «Учет в учреждении» |
Банкомат в бюджетном учреждении отличается от терминала
В последние годы все большее распространение получают расчеты с использованием различных банковских карт. При этом такие расчеты проводятся как между работодателями и работниками посредством перечисления сумм оплаты труда и прочих выплат на их банковские карты, так и между поставщиками и потребителями различных услуг (как правило, физическими лицами).
В целях расширения данной сферы услуг кредитные организации и платежные агенты все чаще практикуют размещение банкоматов и платежных терминалов на территории организаций, учреждений и иных экономических субъектов.
Важно знать, что действующее законодательство различает понятия «банкомат» и «платежный терминал».
Платежный терминал – устройство для наличных денежных расчетов в автоматическом режиме без участия уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющих наличные денежные расчеты.
Банкомат – устройство для осуществления определенных операций в автоматическом режиме без участия уполномоченного лица кредитной организации или банковского платежного агента (субагента), ведущих деятельность в соответствии с законодательством о национальной платежной системе. Банкомат предназначен для следующих целей:
- выдачи и (или) приема средств наличного платежа (банкнот) с использованием платежных карт;
- наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт;
- передачи распоряжений кредитной организации об осуществлении расчетов по поручению клиентов по их банковским счетам;
- составления документов, подтверждающих передачу соответствующих распоряжений (ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ).
В Закон о национальной платежной системе и некоторые другие акты внесены изменения Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 112ФЗ. Согласно поправкам, в России будет создана национальная система платежных карт. Подробности – в рубрике «Новое в отраслевом учете» на стр. 13.
Таким образом, банкомат в бюджетном учреждении представляет собой более сложное и многофункциональное устройство. Банкоматы, как правило, – собственность кредитных организаций, платежные терминалы – собственность платежных агентов.
Нужно заключить договор аренды
Так как для установки и эксплуатации банкоматов и терминалов используются здания и помещения, находящиеся в оперативном управлении образовательного учреждения, необходимо заключить договор аренды между учреждением и собственником банкомата или терминала.
В противном случае взаимоотношения между учреждением, с одной стороны, и кредитной организацией или платежным агентом – с другой, могут быть квалифицированы как бесплатное предоставление услуг (активов в пользование).
Как определить площадь
Площадь помещений, сдаваемых в аренду, по мнению автора, определяется с учетом обязанностей учреждения, предусмотренных договором.
В частности, помимо площади, непосредственно занятой банкоматом или платежным терминалом, в состав арендуемой площади должна включаться та, которая используется потребителями услуг при фактическом использовании устройства, инкассаторами, обслуживающим персоналом арендатора, представителями контрольных органов и т. п.
Если в аренду сдается необособленное помещение, во избежание разногласий между арендодателем (учреждением) и арендатором целесообразно обособить часть помещения ограждениями или специальной разметкой.
При сдаче площадей в аренду необходимо учитывать требования статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7ФЗ «О некоммерческих организациях», в соответствии с которой в случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества, закрепленного за образовательным учреждением, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.
А значит, возникает необходимость внесения соответствующих изменений в План финансово-хозяйственной деятельности учреждения, а также организацию и ведение учета доходов в виде арендной платы.
Что должно быть в договоре
При составлении проекта договора и его заключении особое внимание необходимо уделить вопросам распределения обязанностей сторон по охране установленных объектов.
В рамках мероприятий по охране зданий, помещений и имущества образовательного учреждения наиболее рационально следующее распределение: общую охрану от хищений и порчи осуществляет арендодатель, а исполнение специальных требований по обеспечению сохранности наличных денежных средств и предотвращению несанкционированного доступа обеспечивает арендатор.
Это может быть обосновано следующей особенностью: фактическим отсутствием у арендодателя нужных специалистов и возможности контроля за наличием и движением денежных средств в банкомате или терминале.
Расходы на капвложения
По общему правилу расходы, связанные с осуществлением арендатором дополнительных капитальных расходов по монтажу банкоматов или платежных терминалов, квалифицируются как улучшение арендованного имущества. Соответственно размер произведенных расходов учитывается при расчетах по договору аренды с последующим отнесением капитальных затрат на увеличение первоначальной стоимости объектов основных средств или отражением в учете как обособленного объекта амортизируемого имущества.
Проще говоря, по окончании срока действия договора и демонтажа устройств ранее произведенные конструктивные изменения не используются учреждением при ведении основной или приносящей доход деятельности. Следовательно, в договоре целесообразно специально оговорить то, что арендатор все необходимые изменения производит за свой счет, а по окончании договора аренды приводит помещения (части помещений) в первоначальное состояние.
Так как основными потребителями услуг, оказываемых через банкоматы, являются физические лица, то необходимости заключения дополнительного договора между учреждением, на территории которого установлен банкомат, и кредитной организацией не возникает.
Данный договор заключается между платежным агентом и учреждением, но только в том случае, когда через платежный терминал осуществляются расчеты за оказанные учреждением платные услуги.
Особенности заключения такого договора регулируются нормами Федерального закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».
Бухучет агентского вознаграждения
Если через платежный терминал оплачиваются услуги, оказываемые образовательным учреждением, между ним и платежным агентом заключается договор. При этом, как правило, устанавливается плата (в виде агентского вознаграждения), подлежащая оплате поставщиком услуг (учреждением).
Вознаграждение агента начисляется и учитывается в составе общехозяйственных расходов, включаемых в себестоимость услуг. Проводка на сумму агентского вознаграждения будет по дебету счета 109 80 226 «Общехозяйственные расходы в части прочих работ, услуг» и кредиту счета 302 26 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам».
Агентское вознаграждение в договоре между собственником терминала и учреждением указывается как оплата услуг эквайринга.
Так как по российской терминологии в состав услуг эквайринга включается не только прием к оплате платежных карт, но и выдача наличных денег держателям карт, целесообразно в договоре указать состав услуг, оплата которых будет производиться учреждением (положение ЦБ РФ 24 декабря 2004 г. № 266-П).
В.Р. Захарьин,
эксперт по бюджетному учету
- Статьи по теме:
- Сколько дней отдыха положено донору за сдачу крови и как оплатить
- Ставка рефинансирования ЦБ РФ на сегодня в 2024 году: последние изменения
- Подарки в 6-НДФЛ: как отражать в 2024 году
- Коэффициенты ликвидности: текущей, общей, срочной
- Соотношение зарплат руководства и остальных сотрудников
Темы: