Да, правомерны. Так как права налоговых инспекций при работе с организациями (налогоплательщиками и налоговыми агентами) установлены статьей 31 Налогового кодекса РФ и статьей 7 Закона от 21 марта 1991 г. № 943-1. В частности, налоговые инспекции вправе:
• требовать от организации документы, подтверждающие правильность расчета налогов и их уплату в бюджет (подп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ). Форма требования утверждена приказом ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/18;
• проводить налоговые проверки деятельности организации (подп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ).
Так же налоговики могут запросить пояснения и первичные документы, подтверждающие достоверность отчетности, если выявили ошибки или противоречия в декларации, или данные отчетности не соответствуют другим сведениям, имеющимся у налоговиков (п.3 ст. 88 НК РФ, постановление Президиума ВАС РФ от 15 марта 2012 г. № 14951/11.
Обоснование
Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса
Какие права и обязанности есть у налоговых органов
Права налоговых инспекций при работе с организациями (налогоплательщиками и налоговыми агентами) установлены статьей 31 Налогового кодекса РФ и статьей 7 Закона от 21 марта 1991 г. № 943-1. В частности, налоговые инспекции вправе:
- требовать от организации документы, подтверждающие правильность расчета налогов и их уплату в бюджет (подп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ). Форма требования утверждена приказом ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/18;
- проводить налоговые проверки деятельности организации (подп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ);
- налагать арест на имущество организации в порядке, предусмотренном статьей 77 Налогового кодекса РФ (подп. 5 п. 1 ст. 31 НК РФ);
- взыскивать с организации недоимку по налогам (сборам), пени, штрафы, а также проценты с сумм НДС, излишне возмещенных в заявительном порядке и подлежащих возврату в бюджет, в соответствии со статьями 46, 47 и 176.1 Налогового кодекса РФ (подп. 9 п. 1 ст. 31 НК РФ);
- подавать в суд исковые заявления о признании сделок организации недействительными (п. 11 ст. 7 Закона от 21 марта 1991 г. № 943-1);
- подавать в суд исковые заявления о ликвидации организации или о признании недействительной ее госрегистрации (п. 11 ст. 7 Закона от 21 марта 1991 г. № 943-1);
- приостанавливать операции по банковским счетам организации в случаях и по правилам, предусмотренным Налоговым кодексом РФ (п. 6 ст. 7 Закона от 21 марта 1991 г. № 943-1, подп. 5 п. 1 ст. 31 НК РФ).
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Из рекомендации
Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Какой период может быть охвачен камеральной налоговой проверкой
Период, который может быть охвачен налоговой проверкой, зависит от вида проверки. Налоговые проверки бывают двух видов: камеральные и выездные (п. 1 ст. 87 НК РФ). При этом камеральные и выездные проверки могут проводиться независимо друг от друга, то есть одновременно и по одним и тем же налогам (письмо ФНС России от 13 марта 2014 г. № ЕД-4-2/4529).
Камеральная проверка
В рамках камеральной налоговой проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала декларацию или расчет, в том числе уточненный (п. 1 ст. 88 НК РФ). Это означает, что если организация сдала в инспекцию декларацию по НДС за II квартал 2012 года, то в рамках камеральной проверки представленной декларации инспекция может проверить правильность расчета этого налога только за II квартал 2012 года. При этом для проведения проверки инспекция вправе использовать данные других отчетных периодов.
Комментарий к статье 23 Налогового кодекса РФ
В статье 23 Налогового кодекса РФ перечислены обязанности налогоплательщиков. Если их не исполнить или исполнить не полностью, то организацию или индивидуального предпринимателя могут привлечь к налоговой ответственности.
1) Подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с п. 12 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. № 98 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации» данная обязанность в силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно.
Напомним, что по вопросу о возможности уплаты за налогоплательщика налога третьим лицом Минфин РФ в последнее время выпустил значительное количество разъясняющих писем, а именно: письмо от 14 февраля 2013 г. № 03-02-08/6, письмо от 4 февраля 2013 г. № 03-05-04-03/2261, письмо от 14 декабря 2012 г. № 03-05-04-03/99, письмо от 14 декабря 2012 г. № 03-02-08/106, письмо от 23 ноября 2012 г. № 03-02-08/100, письмо от 20 ноября 2012 г. № 03-05-04-03/93. В них Минфин РФ придерживается единой точки зрения и приходит к выводу, что Налоговым кодексом РФ не предусмотрена уплата налога за налогоплательщика третьим лицом.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В случае неуплаты налога в установленный срок производится взыскание налога с налогоплательщика-организации в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Налогового кодекса РФ, в том числе за счет денежных средств на его счетах в банках.
2) Подпунктом 2 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 83 Налогового кодекса РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом РФ.
3) Подпунктом 3 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Так, например, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации (ст. 54 Налогового кодекса РФ).
Индивидуальные предприниматели, применяющие общий режим налогообложения, определяют правила ведения учета доходов и расходов и хозяйственных операций в соответствии с Порядком учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденным Приказом Минфина РФ № 86н, МНС РФ № БГ-3-04/430 от 13 августа 2002 г. «Об утверждении Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей» (далее в настоящей Главе – Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей). Но Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей не распространяется на доходы индивидуальных предпринимателей, по которым применяется упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, предусмотренная для субъектов малого предпринимательства.
В случае если индивидуальный предприниматель применяет какой-либо из установленных частью второй Налогового кодекса РФ специальных налоговых режимов, то он обязан вести налоговый учет доходов и расходов:
1) в случае применения УСН – в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и с учетом Порядка заполнения Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утвержденных Приказом Минфина России от 22 октября 2012 г. № 135н «Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и Порядков их заполнения»;
2) в случае применения Патентной системы налогообложения – в Книге учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения и с учетом Порядка заполнения Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, утвержденных Приказом Минфина России от 22 октября 2012 г. № 135н «Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и Порядков их заполнения»;
3) в случае применения ЕСХН – в Книге учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) и с учетом Порядка заполнения Книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), утвержденных Приказом Минфина РФ от 11 декабря 2006 г. № 169н «Об утверждении формы Книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), и порядка ее заполнения».
В случае применения ЕНВД налогоплательщики (организации и индивидуальные предприниматели) должны вести учет физических показателей, в том числе и их изменения в течение налогового периода. Пунктом 1 статьи 346.29 Налогового кодекса РФ определено, что объектом налогообложения для применения единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности признается вмененный доход от предпринимательской деятельности налогоплательщика.
Пунктом 2 статьи 346.29 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговой базой для исчисления суммы единого налога на вмененный доход признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
Поэтому, по мнению Минфина России, индивидуальные предприниматели-налогоплательщики единого налога на вмененный доход подпадают под действие подпункта 1 части 2 статьи 6 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и могут не вести бухгалтерский учет в соответствии с указанным Законом № 402-ФЗ (письмо ФНС России от 21 августа 2012 г. № ЕД-4-3/13838).
4) Подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
При этом, как следует из п. 7 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2003 г. № 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации», отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.
При этом налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики вправе представить документы, которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.
Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату) (ст. 80 Налогового кодекса РФ).
5) Подпунктом 5 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщики обязаны:
- представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций;
- представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ) не обязана вести бухгалтерский учет.
При этом отметим, что в данном случае речь идет только об организациях (а не об индивидуальных предпринимателях, которые, несмотря на применяемый ими режим налогообложения, ведут учет доходов и расходов в соответствующих книгах учета доходов и расходов. При этом в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством, они вправе не вести бухгалтерский учет (пп. 1 п. 2 ст. 6 Закона № 402-ФЗ)).
Однако нормы гражданского законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации об организациях различных организационно-правовых форм обязывают соответствующие экономические субъекты вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Указанные нормы законодательства Российской Федерации распространяются на все экономические субъекты, независимо от применяемого ими режима налогообложения. Закон № 402-ФЗ не изменяет требования указанных федеральных законов. Исходя из этого и в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона № 402-ФЗ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны вести бухгалтерский учет в соответствии с Федеральным законом № 402-ФЗ (Информация Минфина России № ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
Таким образом, в настоящее время вести бухгалтерский учет должны все организации, находящиеся на территории РФ. При этом бухгалтерский учет должны вести как коммерческие, так и некоммерческие организации (пп. 1 п. 1 ст. 2 Закона № 402-ФЗ).
Также не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности необходимо представить также в орган государственной статистики по месту государственной регистрации (ч.1, ч. 2 ст. 18 Закона № 402-ФЗ).
6) Подпунктом 6 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронном виде, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, пени.
То есть налоговые органы, например, не вправе истребовать у налогоплательщика отчеты или аналитические справки (обобщения), не являющиеся первичными бухгалтерскими документами (п. 4 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309 «О налоговых проверках»).
7) Подпунктом 7 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщики обязаны выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.
Отметим, что частью 1 ст. 19.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность граждан, должностных лиц за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль).
Также налогоплательщик не должен препятствовать представителям налоговых органов осуществлять их должностные обязанности при проведении выездных налоговых проверок. Так, налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностным лицам налоговых органов, проводящим выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов (п. 12 ст. 89 Налогового кодекса РФ).
Истребуемые налоговым органом документы при проведении налоговой проверки представляются налогоплательщиком в установленный пунктом 3 статьи 93 Налогового кодекса РФ срок.
Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых налоговым органом при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 Налогового кодекса РФ (п. 4 ст. 93 Налогового кодекса РФ).
Налогоплательщик обязан также устранять выявленные в ходе налоговой проверки налоговым органом нарушения законодательства о налогах и сборах. На основании подпункта 13 пункта 3 статьи 100 Налогового кодекса РФ в акте налоговой проверки, в частности, указываются выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи Налогового кодекса РФ, в случае если Налоговым кодексом РФ предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах. Сроки устранения выявленных налоговым органом в ходе налоговой проверки нарушений законодательства о налогах и сборах могут различаться в зависимости от конкретных обстоятельств и видов таких правонарушений. При этом общий срок устранения нарушений законодательством о налогах и сборах Налогового кодекса РФ не установлен.
8) Подпунктом 8 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов.
При этом, как указал Минфин РФ в письме от 30 марта 2012 г. № 03-11-11/104 течение указанного срока начинается после отчетного (налогового) периода, в котором документ использовался в последний раз для составления налоговой отчетности, начисления и уплаты налога, подтверждения полученных доходов и произведенных расходов. Следует обратить внимание, что для отдельных налогоплательщиков, например, участников регионального инвестиционного проекта, срок хранения документов увеличен до шести лет.
В подпункте 1 статьи 29 Закона № 402-ФЗ указано, что первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.
При этом документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, подлежат хранению экономическим субъектом не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.
Индивидуальные предприниматели обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность первичных учетных документов, Книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов (п. 48 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей).
При этом Налоговым кодексом РФ может быть установлена иная продолжительность срока хранения применительно к отдельным документам. В частности, в соответствии с пунктом 4 ст. 283 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка, в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на сумму ранее полученных убытков. Также в абзаце 7 пункта 7 статьи 346.18 Налогового кодекса РФ указано, что налогоплательщик, применяющий УСН, обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка и сумму, на которую была уменьшена налоговая база по каждому налоговому периоду, в течение всего срока использования права на уменьшение налоговой базы на сумму убытка.
Также Налоговый кодекс РФ не предусматривает обязанность хранения на бумажном носителе документов, составленных в электронной форме по форматам, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Статьей 93 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что в случае если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронной форме по установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (письмо Минфина России от 22 августа 2012 г. № 03-02-07/1-202).
Также укажем, что Приказом Минкультуры РФ от 25 августа 2010 г. № 558 «Об утверждении «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения» утвержден Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения.
Так, в соответствии с ним постоянному хранению подлежат, в частности:
- штатные расписания организации, изменения к ним (ст. 71);
- разряды (уровни) оплаты труда, выплаты денежного содержания по должностям работников (ст. 598);
- книги, журналы регистрации несчастных случаев, учета аварий (ст. 630);
- перечни профессий, работники которых подлежат обязательным медицинским осмотрам (ст. 645);
- документы (доклады, сводки, справки, сведения) о состоянии и проверке работы с кадрами (ст. 648);
- локальные нормативные акты (положения, инструкции) о персональных данных работников (ст. 655);
- личные дела (заявления, копии приказов и выписки из них, копии личных документов, листки по учету кадров, анкеты, аттестационные листы и др.) руководителей организации, членов руководящих, исполнительных, контрольных органов организации; работников, имеющих государственные и иные звания, премии, награды, ученые степени и звания (ст. 656);
- протоколы заседаний конкурсных комиссий по замещению вакантных должностей, избранию на должность, формированию кадрового резерва (ст. 670);
- списки работников отдельных категорий (ст. 685);
- учебные планы, программы, задания (ст. 711).
А на долговременное хранение (75 лет) сдаются дела следующих категорий:
- личные дела работников (ст. 656);
- трудовые договоры, договоры подряда, не вошедшие в состав личных дел (ст. 657);
- документы (заявления работника о согласии на обработку персональных данных, сведения, уведомления) о субъекте персональных данных (ст. 666);
- личные карточки работников, в том числе временных (ст. 658);
- документы (выписки из протоколов, списки трудов, отчеты) конкурсных комиссий по замещению вакантных должностей, избранию на должность лиц (работников), не имеющих личных дел (ст. 671);
- списки работников организации (ст. 685);
- книги, журналы, карточки учета приема, перемещения (перевода), увольнения работников, личных дел, личных карточек, трудовых договоров (ст. 695).
9) Подпунктом 9 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщики обязаны нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
До 2 мая 2014 года от организаций и предпринимателей требовалось сообщать в налоговые инспекции об открытии (закрытии) банковских счетов и о появлении (прекращении) права использовать корпоративные электронные средства платежа. Со 2 мая 2014 года эти обязанности отменены.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели, помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ, обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по местонахождению организации, местожительству индивидуального предпринимателя:
1) об участии в российских организациях, если доля прямого участия превышает 10 процентов, – в течение одного месяца со дня начала такого участия по форме № С-09-2, утвержденной приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362. Исключение составляет участие в хозяйственных товариществах и ООО – об этих фактах в инспекции сообщать не нужно. Кроме того, организации освобождены от обязанности информировать инспекции о предстоящей ликвидации или реорганизации. Налоговый кодекс РФ не определяет содержание понятия «участие организации в российских и иностранных организациях», в связи с чем на основании пункта 1 статьи 11 Налогового кодекса РФ данное понятие применяется в том значении, в каком оно используется в других отраслях законодательства Российской Федерации.
С учетом положений гражданского законодательства Российской Федерации под участием в коммерческих организациях следует понимать участие в уставном капитале (уставном фонде) российской или иностранной организации;
2) об обособленных подразделениях, созданных на территории России (за исключением филиалов и представительств), – в течение одного месяца со дня создания подразделения по форме № С-09-3-1, утвержденной приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362;
3) об изменениях в ранее поданных в налоговые инспекции сведениях об обособленных подразделениях (например, об изменении местонахождения обособленного подразделения) – в течение трех рабочих дней со дня изменения указанных сведений по форме № С-09-3-1, утвержденной приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362;
4) об обособленных подразделениях на территории России (включая филиалы и представительства), деятельность которых прекращается:
– в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (при закрытии филиала или представительства);
– в течение трех рабочих дней со дня прекращения деятельности организации через иное обособленное подразделение. Сообщение нужно представить по форме № С-09-3-2, утвержденной приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362;
5) о своем участии в иностранных организациях (если доля такого участия, определенная в порядке, предусмотренном ст. 105.2 НК РФ, превышает 10%);
6) об учреждении иностранных структур без образования юридического лица, а также о контроле над ними или фактическом праве на доход, получаемый такой структурой;
7) о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых налогоплательщик является контролирующим лицом.
Кроме того, в налоговые инспекции должны направлять сведения:
1) налогоплательщики – физические лица – о наличии у них объектов недвижимости и транспортных средств, которые облагаются налогом на имущество или транспортным налогом. Сообщения можно не подавать:
– если из инспекции было получено уведомление об уплате налога;
– если налог был уплачен без уведомления;
– если инспекция не направляла уведомление в связи с имеющейся у плательщика льготой по уплате налога.
К уведомлению нужно приложить копии правоустанавливающих документов на приобретенное имущество. Уведомление следует подать до 31 декабря года, следующего за налоговым периодом, в котором имущество было приобретено. Например, если в 2015 году человек приобрел автомобиль, сообщить о нем в инспекцию необходимо до 31 декабря 2016 года;
2) иностранные организации, имеющие в России недвижимое имущество, – о своих учредителях (участниках). Иностранные структуры без образования юридического лица обязаны информировать о своих бенефициарах и управляющих. Сведения нужно подавать в налоговую инспекцию по местонахождению объекта недвижимости, а при наличии нескольких объектов – в одну из таких инспекций по выбору иностранной организации (структуры).
Пунктом 5.1 статьи 23 Налогового кодекса предусмотрена обязанность направлять в налоговую инспекцию электронные квитанции о получении документов, отправленных инспекцией налогоплательщику в электронном виде (например, требования о представлении документов). Это нужно сделать в течение шести рабочих дней. При этом такая обязанность распространяется только на тех налогоплательщиков, которые должны сдавать налоговую отчетность в электронном виде.
Из статьи журнала «Главбух», № 1, январь 2014
Что инспекторы смогут теперь требовать, проверяя уточненки и убыточные декларации
Когда налоговики могут запросить документы или пояснения
Ситуация | Что вправе запросить налоговики | Что будет, если не предоставить пояснения или документы |
В декларации компания заявила убыток | Пояснения, обосновывающие размер убытка (п. 3 ст. 88 НК РФ) | Если компания не предоставила пояснения, налоговики иногда требуют штраф в размере 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ). Однако судьи признают это незаконным, поскольку пояснения не являются документом, необходимым для расчета налога (постановление ФАС Поволжского округа от 2 декабря 2008 г. по делу № А55-16838/07) |
Компания сдала уточненку, в которой уменьшила сумму налога | Пояснения, почему изменились показатели декларации (п. 3 ст. 88 НК РФ) | |
Через два года после срока сдачи первичной декларации компания представила уточненку, в которой уменьшила сумму налога или увеличила убыток | Первичные документы, аналитические регистры налогового учета и другие документы, подтверждающие изменение данных декларации (п. 8.3 ст. 88 НК РФ) | За каждый документ, который не предоставлен вовремя, налоговики потребуют уплатить штраф в размере 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ). Также возможен штраф для руководителя компании в размере от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ). Но заблокировать расчетный счет налоговики не вправе. |
Налоговики выявили ошибки или противоречия в декларации или данные отчетности не соответствуют другим сведениям, имеющимся у налоговиков | Пояснения и первичные документы, подтверждающие достоверность отчетности (п.3 ст. 88 НК РФ, постановление Президиума ВАС РФ от 15 марта 2012 г. № 14951/11) | |
В декларации компания заявила сумму НДС к возмещению | Документы, обосновывающие право на вычеты налога (п. 8 ст. 88 НК РФ) | |
Компания использует налоговую льготу | Документы, которые подтверждают право на льготу (п. 6 ст. 88 НК РФ) | |
Компания сдала декларацию по НДПИ, водному или земельному налогу | Документы, подтверждающие расчет налога (п. 9 ст. 88 НК РФ) | |
К декларации нужно прикладывать определенные документы | Документы, которые компания обязана сдать с декларацией. Например, экспортерам нужно передавать в инспекцию пакет документов, подтверждающих право на ставку 0 процентов по НДС (п. 7 ст. 88 НК РФ) |
означает, что право налоговики получили с 2014 года. Отсутствие данного символа свидетельствует, что у налоговиков было такое право в прошлые годы и осталось в 2014 году.