Никаких последствий быть не должно.
Во-первых, Законодательство не устанавливает никаких переходных положений относительно документации в отношении смены и переоформления ЗАО на ПАО.
Во-вторых, при переоформлении не происходит реорганизации общества и правопреемства. То есть организация продолжает свое существование.
Таким образом, документы, оформленные в период переоформления общества по Законодательству считаются действующими даже уже после того, как были внесены соответствующие изменения.
В настоящий момент арбитражной практики по данному вопросу не сложилось.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Юрист
Рекомендация:Как переоформить ЗАО в публичное АО
После 1 сентября 2014 года любое ЗАО обязано привести свой устав и наименование в соответствие с новыми правилами главы 4 Гражданского кодекса РФ.
Настоящая рекомендация посвящена закрытому акционерному обществу, которое решило изменить свой тип и публично разместить свои акции.
Такое общество нужно переоформить в публичное АО. Для этого необходимо внести соответствующие изменения в устав. В противном случае публично разместить акции не удастся.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
О ситуации, когда ЗАО не собирается размещать акции путем открытой подписки, см. рекомендацию АО не намерено становиться публичным: как выбрать между преобразованием в ООО и переоформлением в непубличное АО.
Почему необходимо привести устав ЗАО в соответствие с правилами о публичных обществах
ЗАО не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции (п. 3 ст. 7 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; далее – Закон об АО).
По закону общество приобретает право публично размещать акции с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что фирменное наименование АО содержит слово «публичное» (абз. 3 п. 1 ст. 97 ГК РФ).
Следовательно, переоформление ЗАО в публичное АО – обязательное условие для публичного размещения акций. Закрытому обществу, намеренному разместить акции путем открытой подписки, необходимо:
- сначала привести свой устав (в частности, положение о фирменном наименовании) в соответствие с правилами о публичных обществах, а уже затем
- принять решение, направленное на публичное размещение акций, то есть решение об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций посредством открытой подписки.
Как привести устав ЗАО в соответствие с правилами о публичных обществах
Устав ЗАО нужно изменить таким образом, чтобы он соответствовал требованиям, которые закон предъявляет к уставу публичного АО.
Во-первых, необходимо изменить фирменное наименование: добавить слово «публичное» и убрать слово «закрытое».
Совет
До тех пор пока Закон об АО не приведут в соответствие с новой редакцией главы 4 Гражданского кодекса РФ, изменить наименование ЗАО имеет смысл следующим образом:
- предусмотреть в уставе новое полное наименование общества (например, «публичное акционерное общество "Альфа"»);
- исключить из сокращенного наименования АО формулировку «ЗАО» (если она была указана). При этом можно либо вообще не предусматривать сокращенное наименование общества, либо использовать для этого наименования формулировку «публичное акционерное общество» или просто «ПАО». Аббревиатуру «АО» включать не стоит.
Обоснование
Новые положения Гражданского кодекса РФ будут детализированы в Законе об АО, но поправки в него пока не внесены. Из-за этого возникает неопределенность при применении некоторых норм и изменении отдельных положений устава.
Так, в настоящее время закон не конкретизирует, какие слова должно включать в себя сокращенное наименование акционерного общества. В частности, Гражданский кодекс РФ содержит лишь общие положения о фирменном наименовании, а Закон об АО пока предусматривает старые аббревиатуры «ЗАО» и «ОАО».
Вместе с тем, ФНС России разъяснила, что сокращенное фирменное наименование публичного АО должно содержать:
- полное или сокращенное наименование общества;
- слова «публичное акционерное общество» или «ПАО».
Такие разъяснения приведены в письме ФНС России от 4 сентября 2014 г. № СА-4-14/17740@.
Если включить в устав общества аббревиатуру «АО» (например, указать, что сокращенное наименование публичного общества – «АО "Альфа"»), возникнет следующий риск: налоговая инспекция откажется регистрировать изменения в уставе, поскольку закон и разъяснения ФНС России не позволяют использовать упомянутую аббревиатуру для публичных обществ.
В то же время можно и вовсе убрать из устава сокращенное наименование АО. Ведь указывать его в уставе необязательно (п. 3 ст. 98 ГК РФ, п. 1 ст. 4 Закона об АО).
Примеры положений о фирменном наименовании публичного АО
Вариант 1
1.3. Полное фирменное наименование Общества – публичное акционерное общество «Торгово-развлекательный центр "Альфа"».
Сокращенное фирменное наименование Общества – ПАО «ТРЦ "Альфа"».
Вариант 2
1.3. Полное фирменное наименование Общества – публичное акционерное общество «Торгово-развлекательный центр "Альфа"».
Сокращенное фирменное наименование Общества – публичное акционерное общество «ТРЦ "Альфа"».
Во-вторых, нужно проследить за тем, чтобы положения устава не противоречили императивным нормам о публичных обществах (ст. 66.3, 97 ГК РФ).
Впрочем, если противоречащие положения все же останутся, они автоматически будут считаться недействительными (п. 2 ст. 97 ГК РФ). Например, если устав будет предусматривать, что счетная комиссия образуется из числа акционеров, то на самом деле функции счетной комиссии должна будет исполнять независимая организация, имеющая соответствующую лицензию (п. 4 ст. 97 ГК РФ). Однако, чтобы избежать неопределенности в отношении того, какими правилами руководствоваться в той или иной ситуации, в уставе не помешает учесть все особенности публичных обществ.
Нужно ли при переоформлении ЗАО в публичное АО вносить изменения в иные документы помимо устава (договоры с другими компаниями, внутреннюю документацию, свидетельства, трудовые договоры с сотрудниками и т. д.)
Во внутренние документы нужно, в остальные – по ситуации.
АО должно привести всю внутреннюю документацию в соответствие с правилами о публичных обществах. В частности, изменения нужно внести в положения о договорной работе, о генеральном директоре, о филиале и т. д. Если этого не сделать, то положения внутренних документов, противоречащие правилам о публичных обществах, автоматически будут считаться недействительными (п. 2 ст. 97 ГК РФ).
В отношении остальных документов действует общее правило, по которому организация, изменившая наименование в связи с реформой юридических лиц, не обязана вносить изменения:
- в правоустанавливающие документы;
- в другие документы, содержащие прежнее наименование организации.
На это указано в части 7 статьи 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон № 99-ФЗ). Некоторые госорганы подтвердили действие такой нормы и дали соответствующие разъяснения.
Вместе с тем, на практике возможны иные ситуации:
- в документы, содержащие прежнее наименование АО, необходимо внести изменения;
- в такие документы изменения вносить не обязательно, но все же желательно это сделать.
Не требуется вносить изменения
Отдельные госорганы подтвердили, что организация, изменившая наименование в целях его соответствия новой редакции главы 4 Гражданского кодекса РФ, не обязана вносить изменения в правоустанавливающие и иные документы. В частности, не требуется:
- перерегистрировать контрольно-кассовую технику в налоговом органе (письмо ФНС России от 22 октября 2014 г. № ЕД-4-2/21933 «О регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники»);
- переоформлять лицензии и иные разрешительные документы, выданные Росприроднадзором (письмо Росприроднадзора от 14 октября 2014 г. № АА-03-04-36/16011 «О направлении разъяснений»);
- заменять сертификаты, выданные Росавиацией (письмо Росавиации с разъяснениями в связи с вступлением в силу Закона № 99-ФЗ);
- переоформлять лицензии, выданные Ростехнадзором (письмо Ростехнадзора от 30 января 2015 г. № 00-01-34/48 «Информационное письмо по вопросам переоформления лицензии в связи со вступлением в силу Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ в части изменения наименования организационно-правовых форм организаций»).
Необходимо внести изменения
По мнению Роспатента, это должны сделать правообладатели зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности либо организации, подавшие заявки на регистрацию таких объектов (информационное письмо от 2 февраля 2015 г. «О внесении изменений, связанных с изменением наименования юридического лица в части указания его организационно-правовой формы, в материалы заявок и реестры зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности в связи с изменениями в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Вместе с тем, выводы, приведенные в таком информационном письме, по сути противоречат правилам части 7 статьи 3 Закона № 99-ФЗ. Поэтому ничто не мешает обществу придерживаться следующей тактики:
- не вносить никаких изменений, касающихся объектов интеллектуальной собственности;
- в случае нарушения прав на такие объекты либо при возникновении спора с Роспатентом сослаться на то, что Закон № 99-ФЗ не обязывал правообладателя обращаться в Роспатент в связи со сменой наименования.
В то же время для общества может оказаться важнее в максимальной степени снизить риски, касающиеся признания и охраны исключительного права на объект интеллектуальной собственности. В таком случае все же имеет смысл внести изменения, на которых настаивает Роспатент (пусть по закону это и не обязательно). Другими словами, АО может занять следующую позицию: лучше лишний раз обратиться в Роспатент и оплатить госпошлину, чем потом столкнуться с проблемами при подтверждении статуса обладателя исключительного права.
Желательно внести изменения
На практике различие между наименованием общества, указанным в уставе, и наименованием в других документах может вызвать вопросы у контрагентов и иных лиц. Чтобы избежать такого недопонимания и возможных споров, имеет смысл:
- указать новое наименование в фирменных бланках, объявлениях, на вывесках и на интернет-сайтах АО;
- уведомить о смене наименования контрагентов, в том числе потенциальных.
Владислав Добровольский, кандидат юридических наук, руководитель корпоративной практики Юридической группы «Яковлев и Партнеры» (в 2001–2005 гг. – судья Арбитражного суда г. Москвы)
Виталий Перелыгин, старший эксперт ЮСС «Система Юрист»
Максим Козлов, заместитель начальника юридического отдела ООО «Газпром межрегионгаз Белгород»