В соответствии п. 13 ст. 89 НК РФ налоговая инвентаризация может производиться «….при необходимости…» в рамках выездной налоговой проверки. Причем выездная налоговая проверка может охватывать в т.ч. 2015 год (вплоть до даты принятия решения о выездной налоговой проверке). Трехгодичный период, предусмотренный в законодательстве, ограничивает лишь нижний предел периода, который может быть охвачен выездной проверкой (п. 4 ст. 89 НК РФ). Верхний предел этого периода ограничен датой принятия решения о проведении выездной проверки. Дело в том, что период проверки должен быть определен заранее и отражен в решении о ее проведении (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Это значит, что год, в котором инспекция принимает решение о проведении выездной проверки, может быть проверен вплоть до даты принятия такого решения (определение Верховного суда РФ от 9 сентября 2014 г. № 304-КГ14-737). Но даже если решение было принято ранее 01.07.2015, то инвентаризация, все равно, возможна. Дело в том, что Налоговый Кодекс РФ не устанавливает ограничений для налогового органа в проведении инвентаризации, что подразумевает законность требований контролеров.
Что касается причины инвентаризации, которые может указать руководитель налоговой проверки, то в соответствии с п. 1.5 приказа Минфина России и МНС России от 10 марта 1999 г. № 20н/ГБ-3-04/39 ими могут быть: выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств. Перечень открыт, поэтому иные основания также допускаются.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
Инвентаризация имущества
При необходимости в ходе выездной налоговой проверки инспекция может инвентаризировать имущество проверяемой организации (п. 13 ст. 89 НК РФ). Налоговое законодательство не уточняет, в каких случаях возникает такая необходимость, поэтому вопрос о проведении инвентаризации проверяющие решают по своему усмотрению.
Порядок проведения инвентаризации в ходе налоговой проверки Налоговым кодексом РФ не установлен. Он определен в Положении, которое утверждено приказом Минфина России и МНС России от 10 марта 1999 г. № 20н/ГБ-3-04/39.*
Документальное оформление
Инспекция инвентаризирует имущество проверяемой организации на основе распоряжения, форма которого утверждена приказом Минфина России и МНС России от 10 марта 1999 г. № 20н/ГБ-3-04/39. Распоряжение издает руководитель (заместитель руководителя) инспекции, в которой организация состоит на учете (как по своему местонахождению, так и по местонахождению недвижимого имущества или транспортных средств) (п. 1.2 Положения, утвержденного приказом Минфина России и МНС России от 10 марта 1999 г. № 20н/ГБ-3-04/39).
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
В распоряжении руководитель инспекции (его заместитель) указывает:
- наименование проверяемой организации, ее адрес;
- состав инвентаризационной комиссии во главе с ее председателем;
- имущество, подлежащее инвентаризации, и его местонахождение;
- сроки проведения инвентаризации;
- причина проведения налоговой инвентаризации.
Это следует из приложения 1 к Положению, утвержденному приказом Минфина России и МНС России от 10 марта 1999 г. № 20н/ГБ-3-04/39.
Перечень инвентаризируемого имущества
В рамках выездной налоговой проверки инспекция вправе проинвентаризировать следующие виды имущества:
- основные средства;
- нематериальные активы;
- финансовые вложения;
- производственные запасы;
- готовую продукцию;
- товары;
- прочие запасы;
- денежные средства;
- кредиторскую задолженность;
- иные финансовые активы.
Об этом говорится в пункте 3 Положения, утвержденного приказом Минфина России и МНС России от 10 марта 1999 г. № 20н/ГБ-3-04/39.
Конкретный перечень имущества, в отношении которого инспекция будет проводить инвентаризацию, устанавливает руководитель инспекции (его заместитель) и отражает это в распоряжении (п. 2.1 Положения, утвержденного приказом Минфина России и МНС России от 10 марта 1999 г. № 20н/ГБ-3-04/39).*
Обязанности инвентаризационной комиссии
В ходе проведения инвентаризации в рамках выездной налоговой проверки члены инвентаризационной комиссии обязаны:
- проводить проверку фактического наличия имущества только при участии должностных лиц, материально-ответственных лиц и сотрудников бухгалтерии проверяемой организации (п. 2.2 Положения, утвержденного приказом Минфина России и МНС России от 10 марта 1999 г. № 20н/ГБ-3-04/39);
- определять фактическое наличие имущества путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера. При этом условия для полной и точной проверки фактического наличия имущества должна создать организация (например, обеспечить членов инвентаризационной комиссии технически исправными измерительными и контрольными приборами, мерной тарой, рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов) (п. 2.7 Положения, утвержденного приказом Минфина России и МНС России от 10 марта 1999 г. № 20н/ГБ-3-04/39);
- полно и точно вносить данные о фактических остатках в описи, своевременно и правильно оформлять материалы инвентаризации (п. 2.6 Положения, утвержденного приказом Минфина России и МНС России от 10 марта 1999 г. № 20н/ГБ-3-04/39). Формы описей в зависимости от вида инвентаризируемого имущества утверждены приказом Минфина России и МНС России от 10 марта 1999 г. № 20н/ГБ-3-04/39 (приложения 4–13 Положения, утвержденного приказом Минфина России и МНС России от 10 марта 1999 г. № 20н/ГБ-3-04/39).
Если инвентаризация проводится в течение нескольких дней, то помещения, в которых хранятся ценности, на время своего отсутствия члены комиссии вправе опечатать (п. 2.11 Положения, утвержденного приказом Минфина России и МНС России от 10 марта 1999 г. № 20н/ГБ-3-04/39).
По итогам инвентаризации составленные описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии, а также материально-ответственные лица со стороны организации. В конце каждой описи материально-ответственные лица также должны дать расписку в том, что они присутствовали при проверке имущества, и об отсутствии (наличии) каких-либо претензий к членам комиссии (п. 2.10 Положения, утвержденного приказом Минфина России и МНС России от 10 марта 1999 г. № 20н/ГБ-3-04/39).
Результаты инвентаризации
На основании составленных описей председатель инвентаризационной комиссии составляет ведомость результатов инвентаризации, форма которой утверждена приказом Минфина России и МНС России от 10 марта 1999 г. № 20н/ГБ-3-04/39). Впоследствии результаты инвентаризации имущества отражаются в акте налоговой проверки и учитываются при рассмотрении материалов налоговой проверки. Об этом говорится в пункте 5.1 Положения, утвержденного приказом Минфина России и МНС России от 10 марта 1999 г. № 20н/ГБ-3-04/39.
Ситуация: вправе ли инспекция при рассмотрении материалов налоговой проверки использовать в качестве доказательства результаты инвентаризации, проведенной с нарушениями
Нет, не вправе.
При рассмотрении материалов налоговой проверки не допускается использование доказательств, полученных с нарушением Налогового кодекса РФ (абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ). Порядок проведения инвентаризации в ходе налоговой проверки определен в Положении, которое утверждено приказом Минфина России и МНС России от 10 марта 1999 г. № 20н/ГБ-3-04/39. Указанное Положение разработано и утверждено во исполнение Налогового кодекса РФ (абз. 1 приказа Минфина России и МНС России от 10 марта 1999 г. № 20н/ГБ-3-04/39). Исходя из этого, следует, что если при проведении инвентаризации инспекция нарушила требования Положения, то результаты инвентаризации не могут быть использованы в качестве доказательства при рассмотрении материалов проверки. Арбитражная практика подтверждает правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 19 октября 2006 г. № Ф09-9269/06-С1, Северо-Кавказского округа от 24 июня 2003 г. № Ф08-2112/2003-790А).
Олег Хороший,
начальник отдела налогообложения прибыли
организаций департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России
07.07.2015 г.
С уважением,
Наталья Колосова,
Ваш персональный эксперт.