Да, субподрядчику необходимо иметь допуск СРО и лицензию. Организация, имеющая допуск, может привлечь для выполнения работ, требующих допуска СРО, подрядчика (субподрядчика), но только имеющего необходимый допуск. Допуски должны иметь обе организации. Дело в том, что генподрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком. Поэтому генподрядчик тоже обязан иметь допуск СРО.
О последствиях работы без допуска подробно см. статьи ниже в обосновании.
Обоснование
Из статьи журнала «Учет в строительстве» № 5, май 2010
Без допуска не обойтись
Что касается субподрядчика, поскольку он не вступил в СРО и допуска к указанным работам не имеет, выполнять их он не вправе.* Существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях (п. 1 ст. 451 ГК РФ).
Исходя из этого, отсутствие у подрядной организации свидетельства о допуске к работам, являющимся предметом договора, служит основанием для его расторжения. К тому же, согласно пунктам 1, 3 статьи 706 ГК РФ, генподрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком.
Таким образом, у генподрядчика два варианта: выполнить пусконаладку своими силами либо перезаключить договор субподряда. При этом в обоих случаях допуски к соответствующим видам работ должны иметь обе организации – и генподрядчик, и субподрядчик.*
Следует помнить, что за нарушение законодательства о градостроительной деятельности установлена дисциплинарная, имущественная, административная и уголовная ответственность.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Из статьи журнала «Юрист компании», № 6, июнь 2010
Строительная компания не имеет допуска к работам. Договор подряда может обернуться убытками для нее и заказчика
Последствия строительных работ без свидетельства о допуске
В Кодексе об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за выполнение работ без свидетельства о допуске, если оно обязательно (ч. 1 ст. 9.5.1 КоАП РФ). За это компании-подрядчику грозит не очень существенный по сравнению с затратами на вступление в СРО штраф: от 40 тыс. до 50 тыс. рублей. Но штраф – не единственное негативное последствие деятельности без допуска. Исполнение договора подряда может оказаться невозможным, что повлечет убытки у обеих его сторон, а у заказчика еще и потерю времени из-за приостановки работ и поиска нового подрядчика, имеющего необходимое свидетельство о допуске.*
Недействительность договора. Сделка, совершенная юридическим лицом, не имеющим лицензию на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной по иску этого юридического лица, его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности (ст. 173 ГК РФ).
В настоящее время в строительных правоотношениях лицензию заменяет свидетельство о допуске, но представляется, что при отсутствии данного свидетельства статью 173 Гражданского кодекса по-прежнему можно применять по аналогии закона (ст. 6 ГК РФ).* Правда, стоит отметить, что работает эта статья не в любых случаях.
Для предъявления иска о признании договора недействительным необходимо доказать, что другая сторона (заказчик) знала или заведомо должна была знать об отсутствии у подрядчика свидетельства о допуске. Доказать этот факт, как правило, крайне непросто. Исключением может стать ситуация, когда между двумя строительными компаниями заключен договор субподряда, по которому одна компания выступает генеральным подрядчиком, а другая – субподрядчиком, и у какой-то из сторон отсутствует необходимый допуск к работам. В силу того, что обе стороны подобного договора работают в сфере строительства, суд может посчитать, что, действуя разумно и добросовестно, каждая из этих компаний должна была проверить наличие у контрагента допуска к работам, следовательно, обеим сторонам было известно о незаконности заключенной сделки. В арбитражной практике по оспариванию договоров строительного подряда из-за отсутствия лицензии такие примеры есть (постановление Тринадцатого арбитражного суда от 27.12.07 № А21-5411/2005).
Невозможность выполнения строительных работ. Заказывая разработку проектной документации объектов капитального строительства компании, не имеющей допуска к этому виду работ, компания-заказчик подвергается риску оплатить бесполезную работу. Дело в том, что проектная документация представляется в составе пакета документов, необходимых для получения разрешения на строительство (п. 3 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса). Не исключено, что проектную документацию, выполненную лицом, не имеющим допуска, компетентные органы могут посчитать ненадлежащей и непредставленной и по этой причине отказать в выдаче разрешения.
В случае выполнения строительных работ организацией, не имеющей специального допуска, этот факт может быть установлен в ходе проверки со стороны органов государственного строительного надзора, которые в таком случае обязаны выдать предписание об устранении нарушения, то есть о прекращении строительных работ неуполномоченным лицом (п. 3 ч. 2 ст. 54 Градостроительного кодекса, п. 14 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.02.06 № 54).
Если это предписание не будет исполнено, то по результатам итоговой проверки, проводимой при завершении строительства (реконструкции или капитального ремонта), невозможно будет получить заключение о соответствии (п. 16, 17 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в РФ). А без этого заключения готовый объект нельзя ввести в эксплуатацию (п. 9 ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса). Кроме того, вынесение предписания о прекращении строительных работ лицом, не имеющим допуск, означает фактическую невозможность исполнения договора строительного подряда. Поскольку невозможность исполнения вызвана неправомерными действиями подрядчика, который, не имея допуска к работам, изначально не имел права вступать в такие обязательственные правоотношения, заказчик может требовать компенсации убытков от подрядчика (ст. 393 ГК РФ). Но, как было указано выше, последний может оспорить договор как недействительный. Кроме того, для окончания строительных работ придется заключать договор с другой компанией, имеющей необходимое свидетельство о допуске, что повлечет за собой кроме прочих еще и временные затраты.*
Риски генерального подрядчика. У генерального подрядчика, имеющего допуск к организации работ и контролю за ними, возникают особые риски в случае заключения договора с субподрядчиком, не имеющим допуска к строительным работам. Помимо того, что генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения субподрядчиком своих обязательств (п. 3 ст. 706 ГК РФ), он также рискует потерять членство в СРО или временно лишиться собственного свидетельства о допуске. Дело в том, что СРО могут применять к своим членам меры дисциплинарного воздействия в случае выявления нарушения стандартов саморегулируемых организаций, к числу которых может относиться и запрет на привлечение к работам лиц, не имеющих допуска. Возможными мерами дисциплинарного воздействия являются в том числе приостановление действия свидетельства о допуске и исключение из СРО (ч. 2 ст. 55.15 Градостроительного кодекса).*
Из статьи журнала «Учет. Налоги. Право» №11, 13–19 марта 2012
Минфин: для учета расходов у подрядчика должен быть допуск к работам
КОММЕНТАРИЙ «УНП». Кодекс не запрещает учитывать расходы на работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов строительства, если у подрядчика нет специального разрешения на эти работы. Такую позицию поддерживает большинство судов (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13.12.10 № Ф09-10032/10-С2).*
Журнал «Учет. Налоги. Право» №11, 13–19 марта 2012
Из статьи журнала «РНК», № 1-2, январь 2013
Отсутствие лицензии или обязательного членства в СРО может привести к налоговым потерям у обеих сторон по сделке
При отсутствии у исполнителя лицензии или допуска к осуществлению работ заказчику рискованно учитывать в расходах выплаты контрагенту
Взносы, уплаченные при вступлении в саморегулируемую организацию, уменьшают налогооблагаемую прибыль участника, только если такое участие обусловлено законом
Некоторые компании ведут деятельность, не вступив в СРО, хотя это требует закон. Заказчик не всегда может достоверно знать, есть ли у исполнителя допуск к осуществлению отдельных видов работ. В данной ситуации с юридической точки зрения нарушает закон исполнитель. Но и у заказчика существуют налоговые риски.
Большинство споров возникает в отношении расходов на строительство, если подрядчик не является членом СРО. Минфин России выступает против учета расходов по сделкам с таким контрагентом (письма от24.09.10 №03-03-05/205, от09.03.10 №03-03-06/1/120 и от09.03.10 №03-03-06/1/121). Ведь строительная организация, не являющаяся членом СРО и не имеющая свидетельства о допуске к работам, в принципе не вправе производить их (п.1 ст.55.8 Градостроительного кодекса). Кроме того, договор строительного подряда, заключенный со строительной организацией, не являющейся членом СРО или не имеющей свидетельства о допуске к работам, может быть признан судом недействительным (ст.173 Гражданского кодекса).
Но суды иногда поддерживают налогоплательщиков. В одном из дел налоговики отказали компании в признании в расходах суммы оплаты по договорам строительного подряда, поскольку у субподрядчиков отсутствовала лицензия на выполнение строительно-монтажных работ (в то время строительная деятельность подлежала лицензированию). Однако ФАС Поволжского округа в постановлении от11.02.10 №А65-11398/2008 указал, что при выполнении работ подрядчик вправе привлечь субподрядчика. В данном деле фактически субподрядчик строительно-монтажные работы выполнил. Закон не требует наличие у последнего каких-либо лицензий или допусков. Значит, компания вправе учесть в расходах спорные суммы. Такие доводы содержат и постановления ФАС Северо-Западного от07.09.07 №А05-10534/2006-26 и Поволжского от22.05.08 №А65-24999/06 округов.
Налоговики не вправе отказать компании в вычете НДС только по причине того, что у ее контрагента отсутствует лицензия или допуск к выполнению работ*
Расходы на некоторые аудиторские услуги компания может учесть и при отсутствии у аудитора членства в СРО. Стоимость аудиторских услуг относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, только при наличии у аудиторской организации членства в саморегулируемой организации (подп.17 п.1 ст.264 НКРФ).
Но некоторые виды аудиторских услуг можно расценивать как консультационные или информационные (проведение добровольного аудита, письменные консультации по вопросам учета и т. п.) Такие услуги не требуют обязательного участия исполнителя в саморегулируемой организации. Соответственно, по мнению ВАС РФ, если аудитор не является членом СРО, то стоимость его услуг компания вправе учесть на основании подпункта 14 или 15 пункта 1 статьи 264 НК РФ как информационные или консультационные услуги (определение от25.08.08 №2236/08).
Отсутствие у продавца лицензии или членства в СРО чревато обвинениями в получении необоснованной налоговой выгоды
Налоговики настаивают, что отсутствие лицензии или допуска является одним из признаков недобросовестности контрагента, поскольку повышает риск признания контрагента проблемным налогоплательщиком, а сделки — сомнительной (п.12 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, утв. приказом ФНС России от30.05.07 №ММ-3-06/333@).
Как правило, суды поддерживают налогоплательщиков. Ведь НК РФ не связывает право на вычет «входного» налога с наличием или отсутствием у поставщика лицензии или разрешения на право заниматься определенной деятельностью (п.2 ст.171 и п.1 ст.172 НК РФ). Само по себе отсутствие лицензии у поставщика не свидетельствует о недобросовестности самого налогоплательщика и не может послужить причиной отказа в вычете (постановления ФАС Поволжского от24.10.12 №А72-9723/2011, Восточно-Сибирского от21.06.12 №А19-13675/2011, Уральского от31.05.12 №Ф09-1119/11 и Северо-Западного от20.02.12 №А56-14506/2011 округов).
Суды подтверждают право компании на освобождение от уплаты НДС в период переоформления лицензии
Но, в совокупности с иными фактами отсутствие у исполнителя лицензии может свидетельствовать о том, что компания не проявила должной осмотрительности в выборе контрагента (постановления ФАС Уральского от11.11.10 №Ф099004/10-С2, Восточно-Сибирского от08.10.09 №А33-17712/08 и Западно-Сибирского от24.11.08 №Ф04-7182/2008(16313-А27-14) округов).*
Такую же позицию суды занимают, когда контрагент компании не является членом СРО (постановления ФАС Северо-Кавказского от07.09.12 №А63-11446/2011, Западно-Сибирского от05.05.12 №А45-7607/2011, Московского от24.04.12 №А40-75947/11-99-337 и Восточно-Сибирского от11.05.12 №А19-11155/2011 округов).