Рационы питания экипажей морских, речных судов, за исключением судов рыбопромыслового флота, и воздушных судов установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 года № 861 «О рационах питания экипажей морских, речных и воздушных судов» . В свою очередь Рацион питания экипажей морских и речных судов рыбопромыслового флота, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 года № 628.
Обеспечение питанием членов экипажа судна, находящихся в трудовых отношениях с организацией, следует рассматривать как обеспечение работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 15 ТК РФ). Предоставление питания экипажу судна не является оплатой труда членов экипажа, элементы которой приведены в статье 129 ТК РФ.
Затраты на обеспечение работодателем соответствующих условий труда работников, в том числе по предоставлению бесплатного питания экипажу судна, являются расходом по обычным видам деятельности организации, на основании которых формируется фактическая себестоимость произведенной продукции (п. п. 5, 9 ПБУ 10/99).
Однако, законодательство не устанавливает специальных унифицированных форм по списанию продуктов на морском судне. Более того, унифицированные формы документов из альбомов унифицированных форм, утвержденных постановлениями Госкомстата России, не являются обязательными к применению. Такие разъяснения содержатся в информации Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012, письме ФНС России от 23 июня 2014 г. № ЕД-4-2/11941.
По общему правилу формы первичных документов определяет руководитель организации по представлению лица, на которое возложено ведение бухучета (ч. 4 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). В первичном документе должны содержаться все обязательные реквизиты, перечисленные в части 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Учет продуктов питания осуществляется по фактической себестоимости в составе МПЗ на счете 10 субсчет «Продукты питания».
Списание фактических расходов на питание экипажа морского судна в бухгалтерском учете отражается следующей записью:
Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы» Кредит счета 10 субсчет «Продукты питания»
– списаны фактические расходы на питание экипажа.
Обоснование данной позиции приведено ниже в статье, которую Вы можете найти в закладке «Журналы» «Системы Главбух» vip – версия
Статья: Учет продуктов питания для экипажей морских, речных и воздушных судов
Российским законодательством Российской Федерации предусмотрено бесплатное питание экипажей морских, речных и воздушных судов, что является гарантией хорошего самочувствия членов экипажей и, соответственно, условием их безопасности. Обеспечения экипажей судов бесплатным питанием осуществляют специализированные организации общественного питания. В данной статье рассмотрим порядок обеспечения питанием экипажей морских, речных и воздушных судов, а также учет расходов на питание экипажа в бухгалтерском и налоговом учете организации.
В соответствии со статьей 60 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 года № 81-ФЗ в обязанности судовладельца входит обеспечение членов экипажа судна бесперебойным снабжением продовольствием и водой.
Согласно Порядку обеспечения питанием экипажей морских, речных судов, за исключением судов рыбопромыслового флота, и воздушных судов, утвержденному Приказом Минтранса Российской Федерации от 30 сентября 2002 года № 122 (далее – Приказ № 122) бесплатным рационом питания обеспечиваются:
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
- экипажи морских судов, за исключением судов рыбопромыслового флота, а также экипажи плавучих перегружателей, плавучих кранов, плавучих морских маяков;
- экипажи речных судов, за исключением судов рыбопромыслового флота;
- экипажи воздушных судов в дни полетов и дежурств.
Рассмотрим подробнее порядок обеспечения бесплатным рационом питания вышеназванных экипажей.
Порядок обеспечения питанием экипажей морских судов.
Бесплатный рацион питания предоставляется членам экипажей морских судов – в период их эксплуатации, включая ходовое время и время стоянки в порту, а также во время ремонтных работ, осуществляемых членами экипажа судна. При этом для экипажей морских судов допускается замена продуктов на аналогичные продукты питания в консервированном виде.
С учетом режима работы экипажей морских судов для членов экипажей может устанавливаться:
- трехразовое питание – при нахождении членов экипажа на судне в течение суток;
- двухразовое питание – при нахождении членов экипажа на судне в пределах 12 часов;
- одноразовое питание – при нахождении членов экипажа на судне в пределах нормальной продолжительности рабочего времени (до 8 часов).
Внимание: рацион питания предоставляется также членам экипажей в период их болезни на борту судна.
Судовладелец морского судна устанавливает суточную стоимость рациона питания на одного члена экипажа в соответствии с установленной нормой и наименованием продуктов и их фактическими ценами.
Для экипажей морских судов стоимость рациона питания плавсоставу деньгами не компенсируется.
Судовладелец морских судов должен обеспечить организацию питания членов экипажей судов, снабжение их водой, топливом, кухонным и столовым оборудованием и инвентарем, тарой для получения и хранения продуктов.
Также допускается организация коллективного питания членов экипажей судов (плавучих объектов) через береговые организации общественного питания в соответствии с договорами. В этом случае расходы организаций общественного питания возмещаются судовладельцем в соответствии с заключенными с ними договорами.
Порядок обеспечения питанием экипажей речных судов.
Экипажи речных судов обеспечиваются бесплатным рационом питания судовладельцем, в том числе арендатором в соответствии с условиями договора аренды.
Рацион питания предоставляется членам экипажей речных судов – в период их эксплуатации, включая время подготовки к ней и вывода из нее, исходя из нормы рациона питания на одного человека в сутки.
С учетом режима работы экипажей речных судов для членов экипажей может устанавливаться:
- трехразовое питание – при нахождении на судне в течение суток;
- двухразовое питание – при нахождении на судне в течение 12 часов;
- одноразовое питание – при нахождении на судне в пределах нормальной продолжительности рабочего времени (до 8 часов).
При этом в период болезни членов экипажа на борту судна рацион питания также предоставляется.
При аренде речного судна судовладелец устанавливает суточную стоимость рациона питания на одного члена экипажа исходя из рыночных цен, сложившихся в регионе по месту нахождения судовладельца (арендатора).
При работе судов в регионах вне места нахождения судовладельца (арендатора) определяется средняя стоимость рациона питания на одного члена экипажа в сутки в зависимости от времени нахождения судна в этих регионах по плану эксплуатационной работы.
Для судов, работающих на участках, откуда члены экипажа ежедневно возвращаются к месту постоянной работы, стоимость нормы рациона питания на одного человека в сутки определяется с учетом времени нахождения членов экипажа на судне в сутки (режима работы).
Для судовладельцев, финансируемых из федерального бюджета, стоимость нормы рациона питания на одного человека в сутки определяется в пределах средств, выделенных из федерального бюджета, и доходов от выполнения платных работ и услуг.
Судовладелец (арендатор) вправе пересмотреть стоимость нормы рациона питания на одного человека в сутки в зависимости от роста рыночных цен в регионе на продукты, указанные в рационе питания.
Судовладелец речных судов определяет размер сумм, выделяемых на экипаж для обеспечения рациона питания в месяц, исходя из стоимости нормы рациона питания на одного человека в сутки, численности членов экипажа, находящихся на судне в период его эксплуатации, и времени их нахождения на судне в течение месяца.
Рассмотрим порядок расчета расходов на рацион питания экипажа речных судов на конкретном примере.
Судовладельческой компанией
Пример.
ООО «Маяк» является судовладельческой компанией. В штате компании числится экипаж, состоящий из 50 человек. Судно прибывало в море с 15 марта по 10 апреля 2013 года.
Допустим, что суточная стоимость рациона питания на одного члена составила 145,5 рубля. Тогда, сумма расходов на питание экипажа составит:
- в марте 2013 года: 145,5 рубля x 50 человек x 15 дней = 109 125 рублей.
- в апреле 2013 года: 145,5 рубля x 50 человек x 10 дней = 72 750 рублей.
В случае обеспечения питания экипажей речных судов через организации общественного питания расходы этим организациям возмещаются судовладельцем (арендатором) в соответствии с заключенными с ними договорами.
Организацию обеспечения рационом питания экипажа должен обеспечить капитан речного судна, которому выдаются наличные деньги (аванс) на закупку продуктов питания.
Для экипажей речных судов не разрешается выдавать на руки членам экипажей судов продукты питания взамен установленного рациона питания.
Кроме того, для организации питания членов экипажей речных судов судовладелец (арендатор) обязан обеспечить надлежащие помещения, снабжение водой, топливом, кухонным и столовым оборудованием и инвентарем, тарой для получения и хранения продуктов.
Порядок обеспечения питанием экипажей воздушных судов.
Питание предоставляется экипажу воздушного судна в зависимости от продолжительности рабочего времени:
-
при выполнении полетного задания:
до 3 часов – одноразовое питание;
от 3 до 6 часов – двухразовое питание;
свыше 6 часов – трехразовое питание.
-
при нахождении экипажей воздушных судов в резерве, на дежурствах (поисковые и аварийно-спасательные работы, санитарные задания, лесоохрана), а также при ожидании вылета во внебазовых аэропортах (на аэродромах, посадочных площадках) с целью продолжения выполнения полетного задания, при выполнении внеплановых посадок и задержек вылета во внебазовых аэропортах (на аэродромах, посадочных площадках), не предусмотренных полетным заданием:
до 4 часов – одноразовое питание;
от 4 до 8 часов – двухразовое питание;
свыше 8 часов – трехразовое питание.
При организации питания в специализированных учреждениях общественного питания в базовых аэропортах эксплуатантом обеспечиваются рацион питания, составление меню-раскладок, учет пищевой ценности и калькуляция блюд. При этом калорийность суточного рациона питания в дни полетов и дежурств с учетом норм потребляемых белков, жиров и углеводов на одного члена экипажа не должна быть ниже 3500 ккал.
При невозможности обеспечения экипажа бесплатным питанием во внебазовых аэропортах (аэродромах, посадочных площадках) по причине отсутствия специализированных организаций общественного питания допускается возмещение расходов на питание членам экипажа.
Учет продуктов питания экипажей
В соответствии с пунктом 5 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года № 33н (далее ПБУ – 10/99), расходы на рацион питания экипажей морских, речных и воздушных судов в бухгалтерском учете судовладельца представляют собой расходы по обычным видам деятельности и учитываются в размере фактически произведенных затрат.
Согласно пункту 18 ПБУ 10/99 признание расходов на рацион питания экипажей морских, воздушных и речных судов в бухгалтерском учете производится в том отчетном периоде, когда они имели место, независимо от времени выплаты денежных средств и иной формы осуществления. При этом расходы на рацион питания экипажей морских, речных и воздушных судов должны быть подтверждены документально.
В соответствии с пунктом 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 9 июня 2001 года № 44н, продукты, приобретенные для питания экипажей морских, речных и воздушных судов, учитываются в бухгалтерском учете по фактической себестоимости.
Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года № 94н, для обобщения информации о продуктах питания, приобретенных для питания экипажей морских, речных и воздушных судов, предназначен счет 10 «Материалы», к которому открывается специальный субсчет «Продукты питания».
Списание фактических расходов на питание экипажей морских, речных и воздушных судов в бухгалтерском учете отражается следующими записями:
Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы» Кредит счета 10 «Материалы», субсчет «Продукты питания» – списаны фактические расходы на питание экипажей морских, речных и воздушных судов;
Дебет счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж» Кредит счета 26 «Общехозяйственные расходы» – определен финансовый результат от списания фактических расходов на питание экипажей морских, речных и воздушных судов.
Учет расходов на питание экипажа в целях налогообложения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
При этом, расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
На основании подпункта 13 пункта 1 статьи 264 к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рацион питания экипажей морских, речных и воздушных судов в пределах норм, утвержденных Правительством Российской Федерации.*
Для справки: Рационы питания экипажей морских, речных судов, за исключением судов рыбопромыслового флота, и воздушных судов установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 года № 861 «О рационах питания экипажей морских, речных и воздушных судов» (далее – Постановление Правительства Российской Федерации № 861). В свою очередь Рацион питания экипажей морских и речных судов рыбопромыслового флота, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 года № 628. |
Что касается налога на доходы с физических лиц (далее – НДФЛ), то согласно пункту 3 статьи 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия.
Таким образом, стоимость питания, предоставляемого работодателем (судовладельцем) своим сотрудникам – членам экипажа судна, либо суммы возмещения расходов экипажу на питание не подлежат обложению НДФЛ на основании пункта 3 статьи 217 НК РФ.
Такой позиции придерживается и финансовое ведомство, о чем свидетельствует его Письмо от 2 августа 2012 года № 03-04-06/6-213.
Отметим, что на сотрудников организации, не являющихся членами экипажа морских, речных и воздушных судов, положения Постановления Правительства Российской Федерации № 861 не распространяются, и с учетом статьи 211 НК РФ стоимость питания, оплаченного организацией за таких сотрудников, подлежит обложению НДФЛ в установленном порядке.
И в заключение статьи несколько слов скажем о том, следует ли включать в объект для начисления страховых взносов стоимость рациона бесплатного питания экипажей морских, речных и воздушных судов.
Статьей 7 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) определено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков-организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона № 212-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 20.1 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Закон № 125-ФЗ) определено, что объектом обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
База для начисления страховых взносов в соответствии с пунктом 2 статьи 20.1 Закона № 125-ФЗ определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 Закона № 125-ФЗ.
Статьей 9 Закона № 212-ФЗ и статьей 20.2 Закона № 125-ФЗ установлен перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ и подпункту 2 пункта 1 статьи 20.2 Закона № 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами компенсационные выплаты (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанные с оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия.
Следовательно, бесплатное питание, предоставляемое членам экипажей судов, является полагающимся им натуральным довольствием (продовольственным обеспечением).
Таким образом, бесплатное питание, предоставляемое членам экипажей судов в пределах норм, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации № 861, не облагается страховыми взносами (Письмо ФСС Российской Федерации от 17 ноября 2011 года № 14-03-11/08-13985).
Наталья Колосова,
эксперт.