Налоговая инспекция права. В настоящее время отсутствует процедура смены адреса филиала (обособленного подразделения), поэтому организации придется открыть новый филиал по новому адресу, а по прежнему адресу филиал закрыть.
Сведения о филиале указываются в уставе организации, соответственно, для его закрытия потребуется исключить сведения о филиале по старому адресу из устава, и включить в него сведения о филиале по новому адресу. В этом случае учредители организации должны принять решение о ликвидации подразделения (филиала) и о создании нового филиала (изменения устава можно провести одновременно)
Подпункт 3.1 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ устанавливает, что организация обязана сообщить о ликвидируемом филиале в налоговую инспекцию по месту нахождения общества в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о закрытии филиала. Срок отсчитывается с момента принятия учредителями решения о закрытии филиала, то есть от даты протокола ОСУ. Уведомление направляется в виде сообщения по форме С-09-3-2.
Также необходимо уведомить налоговую инспекцию по месту нахождения организации об изменениях в уставе, связанных с закрытием обособленного подразделения. Срок, в течение которого необходимо уведомить инспекцию об изменениях в уставе, законом не предусмотрен. Имеет смысл сделать это уже после того, как будут завершены необходимые мероприятия, касающиеся ликвидации подразделения (например, после закрытия расчетного счета, увольнения сотрудников, расторжения договора аренды). Уведомление подается по форме 13002.
Если у филиала имелся отдельный расчетный счет, его при ликвидации следует закрыть. Для этого в банк необходимо подать заявление о расторжении банковского счета, это и станет основанием для закрытия расчетного счета организации (п. 4 ст. 859 ГК РФ, абз. 3 п. 1.3 Инструкции Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И). Уведомлять налоговые инспекции об открытии (закрытии) счетов на территории России не требуется, эта обязанность отменена со 2 мая 2014 года (подп. «б» п. 1, п. 11 ст. 1 Закона от 2 апреля 2014 г. № 52-ФЗ).
Далее следует уведомить налоговую инспекцию о создании нового подразделения.
сообщение о создании подразделения нужно представить в налоговую инспекцию по месту нахождения организации (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ) в течение одного месяца с момента создания ОП. Датой создания можно считать дату окончания обустройства рабочего места по новому адресу, дату принятия первого сотрудника на работу или другую дату, связанную с началом деятельности подразделения. В инспекцию по местонахождению организации подайте:
– уведомление о выборе налоговой инспекции. Форма, формат и порядок заполнения уведомления утверждены приказом ФНС России от 11 августа 2011 г. № ЯК-7-6/488.
- также необходимо уведомить свою налоговую инспекцию об изменениях в уставе, связанных с созданием филиала. Форма уведомления № Р13002 утверждена приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@. К заявлению необходимо приложить решение (протокол) о внесении изменений в учредительные документы и изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица. Устав в новой редакции (или изменения как отдельный документ) представляется в двух оригинальных экземплярах. Госпошлину при этом платить не нужно.
Обоснование
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Из рекомендации Владислава Кузнецова, ведущего эксперта ЮСС «Система Юрист», Сергея Карулина, главного юрисконсульта ОАО «Реестр», Владислава Добровольского, судьи в отставке, кандидат юридических наук
Как внести изменения в учредительные документы
У каждой организации может возникнуть необходимость обновить устав. Чаще всего это связано с изменением:
- наименования организации;
- юридического адреса;
- размера уставного капитала;
- состава участников и размера их долей;
- состава филиалов (представительств), их наименований и т. д.;
- видов экономической деятельности;
- единоличного исполнительного органа, назначением нового руководителя.
Ситуация: нужно ли срочно вносить изменения в устав в связи с изменениями от 1 сентября 2014 года и что стоит учесть при обновлении устава
Закон не требует вносить изменения в срочном порядке. Но лучше с этим не затягивать.
Дело в том, что с 1 сентября действует правило, что в обязательном порядке нужно подтверждать у нотариуса принятие решения на общем собрании и состав присутствовавших участников (п. 3 ст. 67.1 ГК РФ). Но внесение изменений в устав позволяет обойти это требование.
Вместе с этим можно внести и другие изменения, например:
- указать, что общество является непубличным (п. 2 ст. 66.3 ГК РФ) и корпоративным юридическим лицом (ст. 65.1 ГК РФ);
- сократить юридический адрес в уставе до населенного пункта;
- прописать порядок уведомления участников и общества о намерении обратиться с иском о возмещении убытков или об оспаривании сделки;
- установить новые обязанности участников;
- уточнить или изменить компетенцию органов управления. В частности, установить особый порядок созыва, подготовки и проведения общих собраний участников, принятия ими решений. Этот порядок может отличаться от того, что установлен законом.
Принятие решения о внесении таких изменений можно не удостоверять у нотариуса. Для этого нужно провести собрание с присутствием всех участников и на нем принять решения:
- о внесении необходимых изменений в устав;
- о подтверждении принятия этого решения и состава участников подписями всех участников на протоколе. Такое решение должно быть единогласным.
Закон не запрещает принимать необходимые решения без нотариуса и без внесения изменений в устав, но тогда участникам придется каждый раз собираться в полном составе.
Такие правила установлены в подпункте 3 пункта 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса РФ.
Внимание: с 1 сентября 2014 года нужно обращаться к нотариусу, чтобы подтвердить принятие решения на общем собрании и состав присутствовавших участников. Но это требование можно обойти, если внести изменения в устав
Новое требование устанавливает подпункт 3 пункта 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса РФ. Он же содержит исключение и позволяет участникам предусмотреть более простые правила подтверждения:
- в уставе или
- решении общего собрания участников, принятом единогласно.
Так, можно установить, что принятие решения и состав участников будут подтверждать:
- подписи всех или отдельных участников на протоколе, либо
- аудио-, видеозапись или использование других технических средств.
Можно предусмотреть и любой другой способ подтверждения, не противоречащий закону (при этом ограничения не установлены).
В целом требование о привлечении нотариуса направлено против фальсификации решений. Его присутствие затрудняет процесс подделки. При подмене протокола с применением печати нотариуса достаточно будет доказать, что нотариальное действие не значится в реестре нотариуса.
На общества, в которых решения принимает единственный участник, эти требования не распространяются, поскольку установлены только в отношении собраний.
Пример положения устава
Подтверждение подписями всех участников
4.2. В соответствии с пунктом 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса РФ принятие общим собранием участников Общества решения и состав участников Общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются подписанием протокола всеми участниками, присутствовавшими на собрании.
Подтверждение подписями отдельных участников
4.2. В соответствии с пунктом 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса РФ принятие общим собранием участников Общества решения и состав участников Общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются подписанием протокола председателем и секретарем собрания, которые должны быть участниками Общества.
Подтверждение с использованием технических средств
4.2. В соответствии с пунктом 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса РФ принятие общим собранием участников Общества решения и состав участников Общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются видеозаписью, сделанной во время собрания. Компакт-диск с видеозаписью прилагается к протоколу.
Подтверждение иным способом (подписями отдельных лиц)
4.2. В соответствии с пунктом 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса РФ принятие общим собранием участников Общества решения и состав участников Общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются подписанием протокола председателем и секретарем собрания.
Внимание: если юридический адрес ООО не совпадает с указанным в уставе и ЕГРЮЛ, это повлечет за собой целый ряд негативных последствий. Чтобы их избежать, зарегистрируйте изменение юридического адреса в уставе.
Ответственных лиц, в частности, руководителя организации, представители налоговой службы вправе оштрафовать на 5000 руб. и лишить права занимать руководящие посты до трех лет. А если в суде контролеры докажут, что при регистрации были предоставлены заведомо ложные сведения, то руководителю грозит лишение свободы на срок до двух лет. Это следует из положений подпункта «в»пункта 1 статьи 5 и статьи 25 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ, абзаца 3 пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса РФ, частей 3 и 4 статьи 14.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 170.1 Уголовного кодекса РФ.
Более того, организацию, у которой юридический и фактический адреса не совпадают, могут ликвидировать. Это произойдет, если до организации не будет доходить корреспонденция налоговой инспекции или судов, направленная по тому адресу, что значится в ЕГРЮЛ. Допустим, когда почта возвращает налоговикам отправленную корреспонденцию с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т. п. Возможность ликвидировать из-за этого организацию признали судьи в постановлении Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 61.
И наконец, не получая письма, которые налоговая инспекция направляет по юридическому адресу, организация попросту рискует не исполнить в установленные сроки требования контролеров. А это опять же приведет к наказанию. Тем более что с 1 сентября 2013 года вся отправленная корреспонденция из налоговой инспекции по умолчанию считается доставленной до адресата, даже если тот не получил ее лично в руки. Такой порядок установлен положениями статьи 165.1 Гражданского кодекса РФ.
Чтобы избежать всех этих проблем, лучше своевременно подготовить необходимые изменения в устав и зарегистрировать их.
Изменения устава нужно зарегистрировать в налоговой инспекции.
Принятие решения о внесении изменений
Изменять устав ООО можно только по решению общего собрания участников. Вопрос можно решить как на очередном, так и на внеочередном общем собрании участников. Главное, чтобы он был включен в повестку дня. Данное ограничение не имеет значения, если на собрании присутствуют все участники ООО. Это следует из положений пункта 4статьи 12, пункта 2 статьи 36, пункта 7 статьи 37 и статьи 38 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ.
Законодательством установлено: за то, чтобы внести изменения в устав, по умолчанию должно проголосовать не менее 2/3 от общего числа участников ООО. Однако в уставе можно предусмотреть и большее число голосов для принятия такого решения (п. 8 ст. 37 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ*).
По итогам собрания оформите протокол. В нем зафиксируйте решение собственников о соответствующих изменениях устава. Форма протокола общего собрания участников ООО и требования к ней в законодательстве не предусмотрены. Поэтому составить протокол можно в свободной форме, воспользовавшись, например, требованиями, установленными для протоколов общего собрания акционеров в пункте 2 статьи 63 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ и пункте 4.29 Положения, утвержденногоприказом ФСФР России от 2 февраля 2012 г. № 12-6/пз-н. Форму протокола также утверждает общее собрание участников ООО (подп. 8 п. 2 ст. 33 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).
Если же в обществе один учредитель, решение он принимает единолично (ст. 39 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).
Оформление изменений в устав
Изменения в устав оформите новой редакцией. Либо подготовьте отдельный документ, в котором укажите, как и какой конкретно пункт устава меняете. Оба варианта имеют равную юридическую силу. Правда, зачастую использовать единую действующую редакцию устава удобнее, нежели каждый раз согласовывать между собой несколько документов.
Госрегистрация изменений
Внесенные изменения нужно зарегистрировать. Для этого представьте государственному регистратору в налоговую инспекцию, по местонахождению организации необходимый пакет документов. Сделать это можно несколькими способами:
- лично представить весь пакет документов;
- отправить по почте письмом с объявленной ценностью;
- направить в электронном виде через Интернет.
Это следует из положений пункта 1 статьи 9 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ.
Состав пакета документов зависит от порядка их представления. В общем случае он заявительный. Однако изменения, связанные с филиалами, оформляют в уведомительном порядке.
При заявительном порядке в налоговую инспекцию представьте следующие документы:
- заявление о госрегистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, по форме № Р13001;
- решение (протокол) общего собрания участников ООО о внесении соответствующих изменений;
- новый устав или изменения к старому (в двух экземплярах);
- документ об уплате госпошлины.
Это следует из положений пункта 1 статьи 17 и пункта 1 статьи 18 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ, абзаца 2 пункта 4 статьи 12 и статьи 13 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ.
Заявление о госрегистрации изменений по форме № Р13001 заполняйте с учетом Требований к оформлению, утвержденных приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25. Заявление состоит из страницы 001 и листов А–М. Страницу 001 и лист М нужно обязательно заполнить и подать в налоговую инспекцию независимо от причины, по которой вносятся изменения. А листы А–Л заявления заполняются лишь для соответствующего изменения. Например, при регистрации изменения юридического адреса необходимо оформить только страницу 001 и листы Б и М.*
За государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы, придется заплатить госпошлину в размере 20 процентов от величины госпошлины за регистрацию ООО при создании. Таким образом, платеж за внесение изменений в ЕГРЮЛ составляет 800 руб. (подп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
Подтверждение уплаты госпошлины представлять не обязательно. Налоговая служба может сама запросить информацию об уплате пошлины в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП). Поэтому, если не представить документ об уплате пошлины, основанием для отказа в регистрации это не будет.
На это указывает Минфин России в пункте 46.1 Административного регламента, утвержденногоприказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н.
В отдельных случаях регистратору необходимо представить дополнительные документы.
Так, при увеличении устава за счет дополнительных вкладов участников и третьих лиц нужно подать документы, подтверждающие внесение вкладов в полном объеме (абз. 2 п. 2.1 ст. 19 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).
При смене юридического адреса подготовьте также:
- если арендуете помещение – заверенную руководителем копию договора аренды помещения по новому адресу. При этом в договоре желательно отдельно указать, что арендодатель не возражает против регистрации арендатора по адресу помещения. Также нужно представить заверенную руководителем или арендодателем копию свидетельства о госрегистрации права собственности на помещение. Кроме того, можно представить гарантийное письмо от собственника, лишний раз подтверждающее согласие арендодателя на регистрацию фирмы по адресу помещения, а также акт приема-передачи;
- если помещение находится в собственности организации – заверенные руководителем копию договора купли-продажи недвижимости по новому адресу и копию свидетельства о государственной регистрации права собственности на помещение.
Формально требовать эти документы регистратор не вправе (п. 4 ст. 9 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ). Однако если при изменении юридического адреса их не представить, то в регистрации могут отказать, сославшись на недостоверность сведений. Такое решение будет обосновано прямыми нормами подпункта «р» пункта 1 статьи 23 и подпункта «в» пункта 1 статьи 5 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ.
Регистрирующий орган в течение пяти дней вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 19 Закона о государственной регистрации). Компания получает на руки (или по почте):
- лист записи ЕГРЮЛ;
- устав (изменения как отдельный документ) с отметкой налогового органа.
Заявителем при регистрации изменений в учредительные документы может выступить руководитель или другой представитель организации, которому уставом разрешено действовать без доверенности (подп. «а» п. 1.3 ст. 9 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ, п. 2 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н).
С 1 сентября 2014 года в компании может быть несколько директоров. Полномочия по подаче документов в налоговую инспекцию могут быть возложены на кого-то из них на основании устава или иного внутреннего документа общества.
Заявитель подписывает заявление (уведомление). Подлинность подписи нужно засвидетельствовать у нотариуса (п. 1.2 ст. 9 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).
Порядок государственной регистрации изменений подробно описан в статье 9 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ и Административном регламенте, утвержденном приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н.
В законодательстве не закреплено, в какие сроки необходимо подать документы в налоговую инспекцию с того момента, как принято решение внести изменения в устав. Исключение – ситуация, когда меняется размер уставного капитала. Тут сроки следующие:
- не более месяца – при его увеличении;
- не более трех рабочих дней – при его уменьшении.
Это следует из положений пункта 5 статьи 5 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ истатей 17–23 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ.
Однако в интересах организации зарегистрировать изменения как можно скорее. Ведь для третьих лиц новые положения будут действовать только с момента их госрегистрации.
Датой представления документов считается день их получения налоговой инспекцией (п. 2 ст. 9 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).
Если заявитель лично представляет документы, в этот же день ему выдают расписку об их получении.
Если документы направить по почте, то расписку так же вышлют на адрес организации письмом не позднее следующего дня после их получения.
Если документы представить в электронной форме, то расписку так же через Интернет отправят организации не позднее следующего дня после их получения.
Это следует из положений пункта 3 статьи 9 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ.
Решение о госрегистрации изменений или об отказе в регистрации налоговая инспекция должна принять в срок не более пяти рабочих дней с момента подачи документов (п. 1 ст. 8 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).
Получить документы по результату государственной регистрации может как заявитель, так и лицо, действующее от его имени на основании доверенности (п. 3 ст. 11 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ, письмо ФНС России от 28 августа 2006 г. № 09-1-03/4151).
Из рекомендации Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса
В каких случаях организация должна встать на учет в налоговой инспекции и как это сделать
Любая организация с самого создания должна встать на учет в налоговой инспекции. И неважно, ведет она деятельность или нет, есть у нее налоговые обязательства или нет. Об этом сказано в пунктах 1 и 2 статьи 83 Налогового кодекса РФ.
Создание организации – не единственная причина постановки на учет, могут быть и другие. То есть в течение всего периода своей работы организация может обращаться в налоговую инспекцию для регистрации несколько раз. Разобраться с каждым случаем поможет эта рекомендация.
Когда нужно регистрироваться в инспекции
Организация обязана обратиться в налоговую инспекцию для постановки на учет, если она:
- только создается (п. 1 ст. 83 НК РФ);
- открывает обособленное подразделение (п. 1 ст. 83 НК РФ);
- приобретает или получает недвижимость и транспортные средства (п. 1 ст. 83 НК РФ);
- получила лицензию на пользование участком недр (заключила с государством соглашение о разделе продукции) (п. 1 ст. 335 НК РФ);
- начинает применять ЕНВД (п. 2 ст. 346.28 НК РФ);
- начинает деятельность в сфере игорного бизнеса (п. 2 ст. 366 НК РФ);
- получает статус крупнейшего налогоплательщика (п. 1 ст. 83 НК РФ);
- становится ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков или участником договора инвестиционного товарищества (п. 4.3 и 4.4 ст. 83 НК РФ).
Как поставить на учет обособленные подразделения
По местонахождению каждого своего обособленного подразделения организация должна встать на налоговый учет (абз. 2 п. 1 ст. 83 НК РФ). Определить территориально, в какую инспекцию обратиться, можно на официальном сайте ФНС России.*
При этом для филиалов (представительств) действуют одни правила постановки на учет, а для тех обособленных подразделений, которых нет в уставе организации, – другие.
Подразделения, которых нет в уставе
Для постановки на учет обособленных подразделений, которых нет в уставе, нужно обратиться в инспекцию по местонахождению организации. А на учет ставит инспекция по местонахождению обособленного подразделения. Это следует изпункта 2 статьи 23, пункта 4 статьи 83 Налогового кодекса РФ.
Если у организации несколько обособленных подразделений в одном муниципальном образовании, она может выбрать одну инспекцию, в которой подразделения будут на учете. Выбрать можно инспекцию по местонахождению любого из подразделений. Даже если подразделения находятся на территориях, подведомственных разным налоговым инспекциям (абз. 3 п. 4 ст. 83 НК РФ).
Но заметьте, это правило распространяется только на обособленные подразделения. Если же в одном населенном пункте, но на территориях, подведомственных разным инспекциям, расположены головное отделение организации и ее обособленное подразделение, то выбрать одну инспекцию для учета нельзя (письмо Минфина России от 15 апреля 2011 г. № 03-02-07/1-126).
Ситуация: нужно ли организации встать на налоговый учет в инспекции по месту проведения работ вахтовым методом. Продолжительность работ – более одного месяца
Да, нужно.
Организация должна встать на учет по местонахождению каждого обособленного подразделения (абз. 2 п. 1 ст. 83 НК РФ). Обособленное подразделение – это любое территориально обособленное от организации помещение, в котором оборудованы рабочие места, созданные на срок более одного месяца (ст. 11 НК РФ). Рабочим местом сотрудников при вахтовом методе является объект (участок), на котором ведутся работы. Об этом сказано в пункте 1.1 Положений, утвержденныхпостановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС, Минздрава СССР от 31 декабря 1987 г. № 794/33-82.
Таким образом, если сотрудники выполняют работы на объекте (участке) более одного месяца, организация должна встать на налоговый учет по местонахождению объекта (участка). Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 17 марта 2010 г. № 03-02-07/1-114 и ФНС России от 19 января 2012 г. № ПА-4-6/604.
Ситуация: нужно ли организации встать на налоговый учет в инспекции по местонахождению ее склада, который находится по другому адресу и в котором имеется лишь одно рабочее место охранника
Да, нужно.
Организация должна встать на учет по местонахождению каждого обособленного подразделения (абз. 2 п. 1 ст. 83 НК РФ). Обособленным признается любое территориально обособленное от организации подразделение, в котором оборудованы рабочие места, созданные на срок более одного месяца (ст. 11 НК РФ).
Из этих норм следует, что количество стационарных рабочих мест (как и режим работы сотрудников) не имеет значения для признания склада обособленным подразделением организации. Поэтому, даже если в обособленном подразделении работает только один сотрудник, организация должна встать на учет по местонахождению подразделения.
Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 3 сентября 2012 г. № 03-02-07/1-211 и от 21 декабря 2009 г. № 03-02-07/1-550, УФНС России по г. Москве от 31 марта 2010 г. № 16-15/033302.
Ситуация: какой день считается датой создания обособленного подразделения
День обустройства рабочих мест и фактического начала ведения деятельности через подразделение.
Для постановки обособленного подразделения на налоговый учет решающую роль играет создание хотя бы одного стационарного рабочего места (п. 2 ст. 11 НК РФ).Рабочим является место, которое находится под контролем работодателя и где сотрудник должен находиться (куда он должен прибыть) для выполнения работ (абз. 6 ст. 209 ТК РФ).
Понятие рабочего места различается для каждой отдельной организации и зависит от характера выполняемых работ. Поэтому датой создания можно считать:
- дату окончания обустройства рабочего места;
- дату принятия первого сотрудника на работу;
- другую дату, связанную с началом деятельности подразделения.
Такой вывод подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 12 июля 2011 г. № А14-8856/2010/337/28, Московского округа от 17 января 2011 г. № КА-А40/16989-10, Западно-Сибирского округа от 6 февраля 2007 г. № Ф04-8807/2006(29891-А45-19), Дальневосточного округа от 12 декабря 2007 г. № Ф03-А73/07-2/5541)*.
Какие документы подать в инспекцию
В течение месяца со дня создания обособленного подразделения организация должна уведомить об этом налоговую инспекцию (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Ту, в которой организация состоит на учете. Подать нужно следующие документы:
– сообщение о создании обособленного подразделения. Форма, формат и порядокзаполнения сообщения утверждены приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362;
– уведомление о выборе налоговой инспекции. Форма, формат и порядокзаполнения уведомления утверждены приказом ФНС России от 11 августа 2011 г. № ЯК-7-6/488. Данное уведомление отправьте, только если организация вправе выбирать инспекцию для постановки на учет обособленного подразделения.
Вместе с сообщением и уведомлением можно представить копии документов, подтверждающих создание обособленного подразделения. Например, приказ о создании подразделения.
Такой порядок следует из пункта 4 статьи 83 Налогового кодекса РФ и пункта 3Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 5 ноября 2009 г. № 114н.*
Внимание: если заявление о постановке на учет обособленного подразделения подать позже срока, то организации грозит штраф в размере 5000 руб. (п. 1 ст. 129.1 НК РФ). А за деятельность в незарегистрированном обособленном подразделении санкции могут быть более строгими.
За ведение деятельности без постановки на налоговый учет (в т. ч. по местонахождению обособленного подразделения) с организации могут взыскать 10 процентов доходов, полученных от этого бизнеса, но не менее 40 000 руб. Такие меры ответственности предусмотрены пунктом 2 статьи 116 Налогового кодекса РФ.*
Правда, некоторые суды признают, что в такой ситуации ответственность, установленная пунктом 2 статьи 116 Налогового кодекса РФ, не применяется (см., например, определение Верховного суда РФ от 26 февраля 2015 г. № 305-КГ14-9035, постановление Арбитражного суда Московской области от 30 октября 2014 г. № А40-130227/2013). Однако наличие таких решений не означает, что в аналогичных ситуациях проверяющие не попытаются оштрафовать компанию именно по пункту 2статьи 116 Налогового кодекса РФ.
Стоит отметить, что если обособленное отделение открывается на территории той же налоговой инспекции, где находится головная организация, то штрафы по пункту 1 статьи 129.1 Налогового кодекса РФ не грозят. В этом случае организацию могут оштрафовать только на 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ). Оштрафуют за то, что организация не представила в налоговую инспекцию, где она уже состоит на учете, документы, необходимые для налогового контроля. Такая позиция отражена вписьме ФНС России от 27 февраля 2014 г. № СА-4-14/3404.*
Сообщение (уведомление, подтверждающие документы) можно:
– передать в инспекцию лично;
– отправить в электронном виде (с квалифицированной электронной подписью);
– отправить по почте заказным письмом.
Об этом сказано в пункте 5.1 статьи 84 Налогового кодекса РФ.
Как быстро обособленное подразделение поставят на учет
Инспекция обязана поставить обособленное подразделение на учет в течение пяти рабочих дней с того дня, когда она получила от организации все необходимыедокументы (абз. 2 п. 2 ст. 84 НК РФ). В тот же срок инспекторы направят организации по почте уведомление о постановке на учет по форме, утвержденной приказом ФНС России от 11 августа 2011 г. № ЯК-7-6/488. Если же вы запрашивали уведомление в электронном виде, в таком виде и получите. Такой порядок следует из положенийпункта 5.1 статьи 84 Налогового кодекса РФ и письма Минфина России от 10 мая 2012 г. № 03-02-07/1-117.
Инспекция, в которой подразделение зарегистрировали, присваивает ему КПП. Новый ИНН подразделению не присваивается: ИНН у подразделения тот же, что и у организации. Это следует из положений пунктов 6 и 7 Порядка, утвержденногоприказом ФНС России от 29 июня 2012 г. № ММВ-7-6/435.
Филиал или представительство
Организация должна состоять на учете в налоговой инспекции отдельно по каждому своему филиалу или представительству. Чтобы поставить на учет филиал или представительство, документы подавайте в инспекцию по местонахождению организации.
Какие документы подать в инспекцию
В инспекцию подайте следующие документы:
– уведомление о внесении изменений в учредительные документы. Информацию о созданном филиале (представительстве) отразите в листе Ауведомления;
– решение о внесении изменений в учредительные документы (в связи с созданием филиала или представительства);
– изменения, вносимые в учредительные документы, либо учредительные документы в новой редакции (в двух экземплярах).
Такой порядок установлен пунктом 1 статьи 19 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ.
Как быстро зарегистрируют филиал или представительство
Инспекция обязана зарегистрировать филиал (представительство) в течение пяти рабочих дней с той даты, когда она получила от организации полный набор документов. В тот же срок инспекция вносит запись о регистрации в ЕГРЮЛ и отправляет организации письменное уведомление о внесении записи в реестр. Это следует из пункта 2 статьи 19 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ.
Одновременно с регистрацией инспекция поставит филиал (представительство) на налоговый учет и выдаст уведомление. Об этом сказано в пункте 3 статьи 83 и пункте 2статьи 84 Налогового кодекса РФ.
Из рекомендации Александра Поротикова, кандидат юридических наук, судьи Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда, Виталия Перелыгина, эксперта ЮСС «Система Юрист», Михаила Латушкина, кандидата юридических наук, начальника правового управления филиала «Центральный» ОАО «Оборонэнергосбыт»
Как закрыть филиал или представительство ООО
Чтобы закрыть (ликвидировать) такие обособленные подразделения ООО, как филиал или представительство, необходимо совершить следующие действия:
- принять решение о закрытии филиала (представительства);
- уведомить налоговую инспекцию о предстоящем закрытии филиала (представительства);
- подготовить филиал (представительство) к закрытию и расформировать штат сотрудников обособленного подразделения;
- зарегистрировать ликвидацию филиала (представительства);
- уведомить орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов.
О том, как ликвидировать иное обособленное подразделение, см. Как закрыть обособленное подразделение, не являющееся филиалом и представительством.
Как уведомить налоговую инспекцию о предстоящем закрытии филиала (представительства) ООО
О том, что ООО прекращает работать через филиал (представительство), необходимо сообщить в налоговую инспекцию по месту нахождения общества (абз. 2 подп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ). Это нужно сделать в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о закрытии филиала (представительства).*
Обоснование
Подпункт 3.1 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ устанавливает, что ООО обязано сообщить о ликвидируемом филиале (представительстве) в течение трех дней. По общему правилу (т. е. если иное прямо не предусмотрено законом) срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях (п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Следовательно, в статье 23 Налогового кодекса РФ речь идет именно о рабочих, а не о календарных днях.
Форма сообщения и порядок его заполнения утверждены приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362@ (далее – приказ № ММВ-7-6/362@).*
Внимание! За нарушение срока подачи сообщения о закрытии филиала (представительства) ООО предусмотрена ответственность в виде штрафа.
Если ООО представит такое сообщение позднее трех рабочих дней с момента принятия решения о закрытии филиала или представительства (например, через 10 дней), то инспекция может привлечь общество к ответственности на основаниипункта 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ, взыскав штраф в размере 200 руб. Кроме того, на генерального директора может быть наложен административный штраф в размере от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).
Как зарегистрировать ликвидацию филиала (представительства) ООО
Для завершения процедуры ликвидации филиала (представительства) необходимо уведомить налоговую инспекцию по месту нахождения ООО об изменениях в уставе, связанных с закрытием обособленного подразделения. Юридическое значение имеет момент уведомления: с такого момента новая редакция устава ООО вступает в силу для третьих лиц (п. 5 ст. 5 Закона об ООО).
Срок, в течение которого необходимо уведомить инспекцию об изменениях в уставе, законом не предусмотрен. Имеет смысл сделать это уже после того, как будут завершены необходимые мероприятия, касающиеся ликвидации подразделения (например, после закрытия расчетного счета, увольнения сотрудников, расторжения договора аренды)*. В противном случае (т. е. при уведомлении инспекции в более ранний срок) возникнет ситуация, при которой ООО, не имеющее филиалов и представительств, продолжит вести деятельность через обособленное подразделение.
Обоснование
Признаками обособленного подразделения являются (абз. 20 п. 2 ст. 11 НК РФ):
- территориальная обособленность, то есть нахождение подразделения по адресу, отличному от юридического адреса организации;
- наличие оборудованных стационарных рабочих мест, то есть рабочих мест, созданных на срок более одного месяца.
Если предположить, что налоговая инспекция зарегистрирует ликвидацию филиала (представительства) непосредственно после принятия решения о такой ликвидации, то возникнет следующая ситуация: ООО арендует помещение, в котором оборудованы стационарные рабочие места, но не имеет по этому адресу филиалов или представительств. Налицо признаки того, что ООО ведет деятельность через обособленное подразделение. Выходит, общество должно исполнить обязанность по постановке на учет по месту нахождения подразделения (подп. 3 п. 2 ст. 23, п. 1, 4 ст. 83 НК РФ). Однако это противоречит интересам ООО, ведь общество ставило цель прекратить деятельность через филиал (представительство). В результате же такая деятельность, наоборот, формально начинает осуществляться, но уже через обособленное подразделение, не являющееся филиалом или представительством (через простое обособленное подразделение).
Кроме того, при «поспешной» регистрации ликвидации филиала (представительства) могут возникнуть и иные проблемы. Например,трудовые споры с сотрудниками, работающими в «несуществующем» представительстве, либо совершение операций по счету «несуществующего» филиала.
Безусловно, все перечисленные случаи во многом нелогичны и нуждаются в правовом регулировании. Вместе с тем, в настоящее время в законодательстве не уделено достаточного внимания вопросам о последствиях, которые влечет за собой «преждевременная» регистрация ликвидации филиалов и представительств.
Чтобы негативных последствий при такой регистрации не возникло, налоговую инспекцию имеет смысл уведомить об изменениях в уставе ООО после того, как:
- общество прекратит вести какую-либо деятельность через ликвидируемый филиал (представительство);
- филиал (представительство) перестанет отвечать признакам обособленного подразделения, перечисленным в абзаце 20 пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ.
В инспекцию нужно представить следующие документы.
Обоснование
Перечень представляемых документов установлен в пункте 1 статьи 19 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации).
Этот же перечень приведен в пункте 25 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (утв. приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н; далее – Административный регламент).
1. Уведомление о внесении изменений в учредительные документы по форме № Р13002, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@ (далее – приказ № ММВ-7-6/25@). В роли заявителя выступает генеральный директор или иное лицо, действующее от имени общества без доверенности.*
Нужно ли заверять у нотариуса подпись заявителя на уведомлении о внесении изменений в учредительные документы в связи с закрытием филиала (представительства) ООО
Да, нужно, за исключением ситуации, когда документы для внесения изменений в устав направляют в инспекцию в форме электронных документов.
С 5 мая 2014 года вступили в силу изменения, внесенные в пункт 1.2статьи 9 Закона о государственной регистрации Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 107-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"».
Теперь закон прямо предусматривает, что подпись на уведомлении о внесении изменений в учредительные документы не нужно заверять у нотариуса, если заявитель направляет необходимые документы через информационно-телекоммуникационные сети (в т. ч. Интернет) в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (абз. 5 п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации).
Во всех других случаях подпись заявителя необходимо засвидетельствовать в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации, п. 38 Административного регламента,абз. 3 п. 1.18 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом № ММВ-7-6/25@).
2. Решение (протокол) о внесении в устав ООО изменений, связанных с закрытием филиала (представительства).
3. Устав ООО в новой редакции либо изменения в уставе, оформленные в виде отдельного документа*. Если ООО представляет документы непосредственно в инспекцию или направляет их по почте, то устав (изменения в уставе) необходимо подать в двух экземплярах. Если же документы направляются в электронной форме через Интернет (например, через сайт ФНС России или единый портал государственных и муниципальных услуг), то устав (изменения в уставе) подается в одном экземпляре.
В течение пяти дней с момента получения документов инспекция вносит в ЕГРЮЛ запись о закрытии филиала (представительства) ООО (п. 2 ст. 19 Закона о государственной регистрации, п. 16 Административного регламента). Не позднее одного рабочего дня с момента внесения такой записи инспекция выдает обществу документы, подтверждающие факт регистрации (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрации, абз. 2 п. 15 Административного регламента):
- лист записи ЕГРЮЛ;
- устав ООО (изменения в уставе как отдельный документ) с отметкой инспекции.
С 11 марта 2014 года вместе с этими документами выписку из ЕГРЮЛ не выдают (абз. 2 п. 4 приложения к приказу Минфина России от 26 декабря 2013 г. № 139н).
Если ООО представило документы через Интернет, то лист записи ЕГРЮЛ и устав (изменения в уставе) инспекция направляет обществу по e-mail в электронной форме. Причем устав (изменения в уставе) заверяется электронной подписью инспекции. По своему усмотрению ООО может потребовать выдачи всех документов в письменном (бумажном) виде (п. 3 ст. 11, п. 1 ст. 19 Закона о государственной регистрации, п. 89 Административного регламента).
Нужно ли представлять какие-либо документы для снятия ООО с учета в налоговом органе по месту нахождения филиала (представительства)
Нет, не нужно.
Достаточно лишь подать документы для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации филиала (представительства). На основании такой записи налоговая инспекция самостоятельно снимет ООО с учета по месту нахождения ликвидированного подразделения (абз. 2 п. 5 ст. 84 НК РФ).*
Из рекомендации Александра Поротикова, кандидата юридических наук, судьи Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда, Виталия Перелыгина, эксперта ЮСС «Система Юрист», Михаила Латушкина, кандидата юридических наук, начальника правового управления филиала «Центральный» ОАО «Оборонэнергосбыт»
Как создать филиал ООО
По умолчанию вопрос о создании филиала относится к компетенции общего собрания участников ООО (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»; далее – Закон об ООО). Однако возможны случаи, когда решение о создании филиала уполномочен принимать иной орган управления общества.
Так, решение о создании филиала принимает совет директоров (наблюдательный совет), если:
- такой орган образован (п. 2 ст. 32 Закона об ООО)
- и устав общества предусматривает, что к компетенции именно этого органа относится вопрос о создании филиалов (подп. 7 п. 2.1 ст. 32 Закона об ООО).
Решение о создании филиала единолично принимает участник ООО, если выполняются два условия:
- общество состоит из одного участника (ст. 39 Закона об ООО);
- в обществе не образован совет директоров (наблюдательный совет) либо, если такой орган создан, к его компетенции не относится вопрос о создании филиалов (п. 2, подп. 7 п. 2.1 ст. 32 Закона об ООО).
Как создать филиал по решению общего собрания участников ООО
Чтобы создать филиал в обществе, где решение о создании этого обособленного подразделения принимает общее собрание участников, необходимо совершить следующие действия.
Во-первых, принять решение о проведении общего собрания участников (очередного или внеочередного) по вопросу о создании филиала.
Созвать очередное собрание, включив в его повестку дня вопрос о создании филиала, можно только в сроки, предусмотренные уставом (ст. 34 Закона об ООО).*
Если создать филиал нужно в максимально короткий срок, то имеет смысл провести внеочередное собрание. Такое собрание созывает исполнительный орган общества (генеральный директор или правление) по собственной инициативе либо по требованию (п. 2 ст. 35 Закона об ООО):
- совета директоров (наблюдательного совета);
- ревизионной комиссии (ревизора);
- аудитора;
- участников общества, обладающих в совокупности не менее чем 1/10 от общего числа голосов участников общества.
Во-вторых, разработать проект Положения о филиале. По закону филиал действует на основании положения, утвержденного обществом (п. 4 ст. 5 Закона об ООО). Такое положение нужно утвердить на общем собрании участников, рассматривающем вопрос о создании филиала (подп. 8 п. 2 ст. 33 Закона об ООО). Задача юриста – составить проект этого положения, передав его на утверждение собранию. Документ имеет смысл разработать при взаимодействии с лицом – инициатором созыва собрания.
В-третьих, подготовить проект новой редакции устава, включив в него сведения о создаваемом филиале (п. 5 ст. 5 Закона об ООО). Вместо проекта новой редакции устава можно подготовить проект изменений (дополнений), связанных с созданием филиала, в виде отдельного документа – приложения к уставу. Однако предпочтительнее отразить изменения именно в проекте новой редакции устава, поскольку впоследствии использовать устав в единой действующей редакции будет удобнее и проще, чем частично действующую редакцию устава, дополненную приложениями на отдельных листах.
Проект новой редакции устава подготавливает юрист общества, опираясь на сведения, содержащиеся в проекте Положения о филиале. Какую именно информацию о филиале необходимо отразить в уставе ООО, закон не предусматривает. Юристу имеет смысл включить в проект устава новый пункт (раздел), содержащий:
- указание на то, что в обществе создан филиал (при этом пункт действующей редакции устава об отсутствии у общества филиалов необходимо исключить);
- сведения о наименовании, месте нахождения, функциях, об организационной структуре филиала. Фактически в проекте устава нужно продублировать основную информацию, указанную в проекте Положения о филиале.
В-четвертых, провести общее собрание участников (очередное либо внеочередное), на котором нужно принять решения по следующим вопросам:
- о создании филиала;
- об утверждении Положения о филиале;
- об утверждении устава общества в новой редакции (о внесении в устав ООО изменений, связанных с созданием филиала).
Решения по вопросам о создании филиала и об утверждении устава в новой редакции принимаются большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов участников общества (п. 1 ст. 5, п. 8 ст. 37 Закона об ООО). Для утверждения Положения о филиале достаточно простого большинства голосов участников, то есть более 50 процентов от общего числа голосов (абз. 3 п. 8 ст. 37 Закона об ООО).
В-пятых, уведомить свою налоговую инспекцию об изменениях в уставе, связанных с созданием филиала. Срок, в течение которого это необходимо сделать, законом не установлен. Юридическое значение имеет только момент уведомления: с такого момента новая редакция устава ООО вступает в силу для третьих лиц (п. 5 ст. 5 Закона об ООО).*
Должно ли ООО встать на учет в налоговом органе по месту нахождения филиала
Да, должно, но никакие дополнительные действия совершать для этого не нужно.
По закону постановка на учет в налоговом органе по месту нахождения филиала осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 83 НК РФ). Сведения о создании филиала в ЕГРЮЛ вносит налоговая инспекция, которую общество уведомило об изменениях в уставе. Эта же инспекция должна проследить за тем, чтобы ООО было поставлено на учет в инспекцию по месту нахождения филиала.*
В-шестых, назначить руководителя (директора) филиала и выдать ему доверенность.
Орган, уполномоченный назначать (избирать) директора филиала, должен быть указан в Положении о филиале и (или) уставе ООО. Как правило, таким органом является единоличный исполнительный орган (генеральный директор), который самостоятельно принимает решение о назначении директора филиала. А именно:
- подписывает трудовой договор (ст. 57, 67 ТК РФ);
- издает приказ о приеме на работу (ст. 68 ТК РФ).
Однако в уставе (Положении о филиале) может быть предусмотрено, что решение об избрании директора филиала принимает общее собрание участников, а генеральный директор лишь исполняет это решение – заключает трудовой договор с конкретным (избранным) лицом и оформляет прием этого лица на работу.
Директор филиала действует от имени ООО на основании доверенности (абз. 2 п. 4 ст. 5 Закона об ООО; абз. 2 п. 20 постановления от 1 июля 1996 г. Пленума Верховного суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»). Текст такой доверенности составляет юрист общества, подписывает документ генеральный директор.
При составлении доверенности необходимо:
- проследить за тем, чтобы действия, которые директор филиала будет совершать от имени ООО, соответствовали полномочиям директора, перечисленным в Положении о филиале;
- по возможности наиболее детально определить круг этих действий. Например, указать, какие именно договоры директор филиала вправе подписывать от имени ООО. Такая конкретизация будет ограничивать самостоятельность руководителя филиала и позволит избежать нежелательных для общества последствий (к примеру, отчуждения недвижимого имущества третьим лицам).
В-седьмых, уведомить о создании филиала орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов. Это необходимо сделать в течение месяца со дня создания филиала (п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»; далее – Закон о страховых взносах). Месячный срок начинает течь с момента уведомления налоговой инспекции об изменениях в уставе (п. 5 ст. 5 Закона об ООО).
В-восьмых, встать на учет в территориальных органах внебюджетных фондов по месту нахождения филиала*. Это необходимо сделать лишь в случае, если одновременно выполняются три условия:
- филиал имеет отдельный баланс;
- филиал имеет отдельный расчетный счет;
- филиал самостоятельно начисляет выплаты и иные вознаграждения в пользу сотрудников.