Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Отправляем пояснения по НДС не разом, а частями

Подписка
Срочно заберите все!
№24
2 октября 2015 33 просмотра

В соответствии с п.4 ст.5 Федерального закона от 30.12.2008г. "Об аудиторской деятельности": Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.Вопрос: Государственное унитарное предприятие Республики Крым обязано ли проводить ежегодный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности или в соответствии с вышеуказанным пунктом это можно делать раз в пять лет.

 Государственное унитарное предприятие (далее ГУП) обязано проводить аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности ежегодно, но утверждение аудитора или аудиторской компании происходит раз в 5 лет в порядке проведения конкурса.

Пункт 1 статьи 26 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ и подп.6 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ устанавливают, что унитарные предприятия должны проводить обязательную аудиторскую проверку ежегодно.

Унитарные предприятия утверждают аудитора или аудиторскую компанию раз в 5 лет (пункт 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

Организации, которые перечислены в пункте 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ, могут заключить договор на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности только по результатам проведения открытого конкурса в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ. О контрактной системе выбора аудитора читайте в рекомендации ниже.

При проведении открытого конкурса следует ориентироваться на Информацию, Методические рекомендации Минфина России от 20.10.2014 № Б/Н.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: В чем особенности закупок в рамках контрактной системы.

<…>

«С 2014 года при участии в торгах или при их проведении нужно руководствоваться Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

Прекращает свое действие Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ). В отношении прав и обязанностей, возникших с 1 января 2014 году, подлежат применению положения Закона № 44-ФЗ (ст. 112 Закона № 44-ФЗ).

Сфера действия закона охватывает не только отношения поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг для государственных и муниципальных нужд, но и отношения, связанные с арендой имущества и приобретением недвижимого имущества (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ). Ранее такие сделки были изъяты из области действия Закона № 94-ФЗ.

Подробнее об отличиях Закона № 44-ФЗ от Закона № 94-ФЗ см. фрагмент записи вебинара «Обзор Закона № 44-ФЗ. Что нового по сравнению с Законом № 94-ФЗ».

Кто может быть заказчиком по Закону № 44-ФЗ

Заказчиками могут выступать следующие лица (ст. 3 и 15 Закона № 44-ФЗ)*:

  • государственные органы;
  • Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»;
  • органы управления государственными внебюджетными фондами либо государственные казенные учреждения, действующие от имени Российской Федерации или ее субъекта, уполномоченные принимать бюджетные обязательства и осуществляющие закупки;
  • муниципальные органы или муниципальные казенные учреждения, действующие от имени муниципальных образований, уполномоченные принимать бюджетные обязательства и осуществляющие закупки*;
  • автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия в случае предоставления им бюджетных средств на осуществление капитальных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности;
  • юридические лица в случае предоставления им бюджетных инвестиций для реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства;
  • бюджетные и автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия в случае передачи им полномочий на осуществление закупок.

По общему правилу бюджетные учреждения проводят закупки в рамках контрактной системы. При этом статья 15 Закона № 44-ФЗ позволяет проводить некоторые закупки на основании Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ). Для этого учреждение должно до начала года разработать Положение о закупке и разместить его на официальном сайте zakupki.gov.ru.

Подробнее см. фрагмент записи вебинара «Кто может выступать заказчиком по Закону № 44-ФЗ».

Отчетность и информационное обеспечение

Все существенные вопросы, связанные с подготовкой и проведением закупок, отражаются в единой информационной системе (далее – ЕИС). Она содержит планы закупок, планы-графики, информацию об их реализации, реестры контрактов, библиотеки типовых контрактов, каталоги товаров, работ и услуг, нормативно-правовые акты и другое (ст. 4 Закона № 44-ФЗ).

Контрактная система предусматривает обязательное планирование, нормирование закупок и обоснование закупок.

При проведении закупки обязательно должны быть обоснованы начальная (максимальная) цена контракта, способ определения поставщика. В случаях, предусмотренных Правительством РФ, проводится также общественное обсуждение закупок.

Начальную (максимальную) цену контракта заказчик определяет и обосновывает посредством одного из следующих методов (ст. 22 Закона № 44-ФЗ)*:

  • метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Принимают во внимание сведения о сложившихся рыночных ценах на закупаемые товары, работы и услуги (такой метод является приоритетным);
  • нормативный метод. Расчет цены на основе требований, предъявляемым к закупаемым товарам, работам и услугам;
  • тарифный метод. Применяют, когда цены на закупаемые товары, работы или услуги подлежат обязательному регулированию;
  • проектно-сметный метод. Применяют для контрактов на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и капитальное строительство в соответствии с методиками и нормативами;
  • затратный метод. Цену определяют из суммы произведенных затрат и прибыли, обычной для определенной сферы деятельности. Такой метод используют, когда невозможно применить иные методы.

Обмен документами в электронном виде возможен при условии использования усиленной электронной подписи.

Способы определения поставщиков

Закон № 44-ФЗ содержит более широкий перечень способов определения поставщика по сравнению с прежним законом.

Аукцион

1. Электронный аукцион (ст. 59 Закона № 44-ФЗ) проводят на электронной площадке среди неограниченного круга лиц.

2. Закрытый аукцион (ст. 84 Закона № 44-ФЗ) проводят в следующих случаях:

  • закупка связана с государственной тайной;
  • заключаются контракты на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • заключаются контракты на оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим лицам или юридическим лицам либо принимаемых заказчиками от физических лиц или юридических лиц во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории России и (или) территориях иностранных государств;
  • проводятся закупки услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов.

Конкурс

1. Открытый конкурс (ст. 48–55 Закона № 44-ФЗ) проводят по общему правилу, в нем участвует неограниченный круг лиц.

2. Конкурс с ограниченным участием (ст. 56 Закона № 44-ФЗ) проводят с предквалификационным отбором среди ограниченного круга участников с необходимым уровнем квалификации в ситуации, когда речь идет о закупках в сфере инноваций, высоких технологий, выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия и т. д.

3. Двухэтапный конкурс (ст. 57 Закона № 44-ФЗ) проводят среди неограниченного круга участников с предквалификационным отбором на первом этапе и проведением на втором этапе самого конкурса в сфере научных исследований, проектных работ, а также в случае, когда до проведения конкурса необходимо уточнение его характеристик с участниками.

4. Закрытый конкурс (ст. 84 Закона № 44-ФЗ).

5. Закрытый конкурс с ограниченным участием (ст. 84 Закона № 44-ФЗ).

6. Закрытый двухэтапный конкурс (ст. 84 Закона № 44-ФЗ).

Закрытые конкурсы проводят в тех же случаях, что и закрытые аукционы.

Запрос котировок (ст. 72 Закона № 44-ФЗ) проводят, когда начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. руб.

Запрос предложений (ст. 83 Закона № 44-ФЗ). Перечень случаев, в которых поставщика определяют таким способом, ограничен.

Также см. фрагмент записи вебинара «Способы определения поставщиков».

Дополнительные требования к участникам закупок

Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых в соответствии с планом-графиком превышает 100 млн руб., создают контрактные службы (при этом создавать специальное структурное подразделение не обязательно). В ином случае заказчик назначает лицо, ответственное за проведение закупок (ст. 38 Закона № 44-ФЗ).

Закон № 44-ФЗ уточнил требования к участникам закупки. Одним из ключевых требований было отсутствие недоимки по налогам и сборам перед бюджетом. Теперь к отсутствию недоимки приравнены ситуации, когда участнику закупки предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит, когда имеются судебные акты о признании налоговых обязанностей исполненными, о признании недоимок безнадежными ко взысканию (п. 5 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).

Закон № 44-ФЗ предъявляет дополнительные требования к максимально полному описанию объекта закупки с указанием различных характеристик, условных обозначений, с возможным использованием стандартных показателей, требований, чертежей, спецификаций, планов и т. п.

Документация о закупке должна содержать изображение закупаемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, информацию о дате, времени и месте, порядке и графике осмотра образца или макета товара, на поставку которого проводится закупка, если в документации о закупке содержится требование о соответствии товара образцу, и т. д. (ст. 33 Закона № 44-ФЗ).

Подробнее см. фрагмент записи вебинара «Требования к участникам закупок».

Ответственность за нарушение контракта

За нарушение контракта установлена ответственность. Размеры предусмотрены в постановлении Правительства от 25 ноября 2013 г. № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом»:

Цена контракта Штраф за нарушения со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя) Штраф за нарушения со стороны заказчика
Не превышает 3 млн руб. 10% 2,5%
От 3 до 50 млн руб. 5% 2%
От 50 до 100 млн руб. 1% 1,5%
Свыше 100 млн руб. 0,5% 0,5%

Штраф взимают единовременно за нарушения, которые не касаются просрочек исполнения обязательств. В свою очередь, при просрочке со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя) пени составляет не менее 1/300 ставки рефинансирования. Сумму неустойки нужно уменьшить на сумму, пропорциональную объему фактически исполненных обязательств. При этом расчет можно произвести по формуле:

П = (Ц – В) x С,

где:

Ц – цена контракта;

В – стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту. Определяется на основании документа о приемке товаров (результатов работ, оказания услуг), в том числе отдельных этапов контрактов;

С – размер ставки, определяемый по формуле:

С = СЦБ x ДП,

где:

ДП – количество дней просрочки;

СЦБ – размер ставки рефинансирования на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К, который определяются по формуле:

К = ДП/ДК x 100%,

где:

ДП – количество дней просрочки;

ДК – срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).

При К, равном 0–50%, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования на дату уплаты пени.

При К, равном 50–100%, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования на дату уплаты пени.

При К, равном 100% и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования на дату уплаты пени.

Совместные аукционы и конкурсы

Совместные конкурсы и аукционы предусматривает статья 25 Закона № 44-ФЗ.

Правила проведения совместных конкурсов и аукционов утверждены постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1088.

Заказчики заключают между собой соглашение о совместном проведении аукциона или конкурса, выбирают организатора, вносят сведения о нем в план-график, и он в дальнейшем выполняет все необходимые действия, связанные с проведением мероприятия.

Расходы на проведение стороны несут пропорционально доле начальной (максимальной) цены контракта каждого заказчика в общей сумме начальных (максимальных) цен, в целях заключения которых проводится совместный конкурс или аукцион.

Контракт с победителем совместного конкурса или аукциона каждый заказчик заключает самостоятельно. При признании совместного конкурса или аукциона несостоявшимся принятие решения о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и согласование такого решения осуществляют заказчики самостоятельно.

Централизованные закупки

Полномочия по проведению закупок можно возложить на один или несколько государственных или муниципальных органов, казенное учреждение (ст. 26 Закона № 44-ФЗ).

Полномочия по проведению закупок для одного или несколько федеральных органов исполнительной власти, федеральных казенных и бюджетных учреждений президент или правительство могут возложить на один или несколько таких субъектов. Аналогичные полномочия имеются у высшего органа исполнительной власти субъекта РФ в отношении учреждений и органов на его территории.

Антидемпинговые меры

Антидемпинговые меры, которые предусматривает Закон № 44-ФЗ, направлены против злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Так, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более 15 млн руб. и участник закупки, с которым заключается контракт, предложил цену на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, такой контракт можно заключить только после того, как участник предоставит обеспечение. Его размер должен в 1,5 раза превышать размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не должен быть менее размера аванса (если контракт его предусматривает). Если же цена составляет 15 млн руб. и менее, то участник предоставляет либо названное обеспечение, либо информацию о своей добросовестности.

К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относятся сведения, содержащиеся в реестре контрактов и подтверждающие исполнение в течение не менее одного года до даты подачи заявки*:

  • трех контрактов (при этом все они должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней),
  • либо четырех и более контрактов (при этом не менее 75 процентов контрактов должно быть исполнено без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).

В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем 20 процентов цены, по которой участник закупки предложил заключить контракт.

Такие правила предусматривает статья 37 Закона № 44-ФЗ.».

<…>

05.10.2015

С уважением, Ирина Коноплева,

эксперт Системы Юрист

Ответ утвержден Викторией Рыбалкиной,

руководителем экспертной поддержки Системы Юрист

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка