Из приведенного ниже письма Минфина России можно сделать вывод, что при отсутствии прямого упоминания расходов в ст. 18 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ их принадлежность к этой статье и возможность отнесения за счет средств дольщиков определяется наличием этих расходов в сводном расчете стоимости строительства и в сметной стоимости строительства. Так обосновывается связь расходов на доставку материалов со строительством объекта.
По ситуации с отнесением расходов, не упомянутых прямо в ст. 18 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ, за счет средств дольщиков, когда смета отсутствует, разъяснений официальных органов нет. Поэтому вы можете обратиться с запросом в свою налоговую инспекцию или в Минфин России и действовать согласно полученным разъяснениям.
Обоснование
1. Из ПИСЬМА МИНФИНА РОССИИ от 05.07.2011 № 03-03-06/1/396
«Из письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.06.2011 № 16298-ИП/08 следует, что средства на покрытие затрат по добровольному страхованию работников и имущества, в том числе страховых рисков, подлежат учету в главе 9 "Прочие работы и затраты" сводного расчета стоимости строительства и включаются в сметную стоимость строительства многоквартирных домов или иных объектов недвижимости.
Таким образом, оплата расходов в виде страхования имущества и ответственности подрядчика, предусмотренная договором подряда и сметным расчетом, осуществляется застройщиком за счет средств участников долевого строительства в качестве возмещения затрат на строительство. Следовательно, такие затраты, осуществленные за счет средств дольщиков в рамках целевого финансирования, для целей налогообложения прибыли организаций в составе расходов застройщика не учитываются при условии ведения раздельного учета доходов и расходов.»
2. Из статьи журнала «Учет в строительстве», № 3, марта 2010
Расходы, не включаемые в стоимость строительства
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Необоснованные расходы
К ним относятся любые расходы, если организация не может обосновать их связь со строительством. Наибольшее количество вопросов возникает в отношении расходов по инвестиционному контракту, заключаемому между застройщиком и администрацией. В письме Минфина России от 25 мая 2007 г. № 03-03-06/1/319 определены условия, при которых указанные расходы можно рассматривать как экономически обоснованные и учитывать при исчислении налога на прибыль. В частности, такое возможно в случае, если в рамках инвестиционного контракта предусмотрены дополнительные обременения в пользу органов государственной власти или органов местного самоуправления, без несения расходов на выполнение которых у организации отсутствует возможность осуществлять строительство объекта недвижимости. Правда, при этом должны возникать и встречные обязательства со стороны администрации в виде предоставления прав на необходимый для строительства земельный участок, а также разрешения на строительство.
Таким образом, ключевым здесь является наличие или отсутствие возможности осуществлять строительство без несения данных расходов. Так, если по условиям инвестконтракта администрация предоставляет в аренду земельный участок, то правомерность включения затрат по инвестконтракту в стоимость строительства вряд ли будет кем-то оспариваться. А если земельный участок уже принадлежит организации на праве собственности, как тогда обосновать необходимость несения затрат по инвестконтракту? Для получения разрешения на строительство необходимо выполнить соответствующие условия, предусмотренные Градостроительным кодексом РФ, и «пожелания» администрации формально не имеют никакого значения.
Тем не менее на практике организации, как правило, также включают расходы по таким инвестконтрактам в стоимость строительства. В этом случае не исключено, что впоследствии организации придется доказывать необходимость несения данных затрат в судебном порядке.
3. Из книги «Строительство: особенности учета и налогообложения для подрядчиков. Александр Дементьев»
2.2. Цена договора
Важным условием договора строительного подряда является цена договора. При ее определении следует руководствоваться статьей 709 Гражданского кодекса РФ.
Цена договора подряда должна покрывать издержки подрядчика и предусматривать его вознаграждение.
Организациям, осуществляющим капитальное строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов, при определении стоимости строительной продукции необходимо руководствоваться Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденной постановлением Госстроя России № 15/1 от 5 марта 2004 г.
Данная Методика определяет порядок сметного ценообразования в строительстве на основе сметных нормативов.
При строительстве, осуществляемом коммерческими организациями за счет собственных средств, применение указанной Методики является рекомендательным, поскольку сметное ценообразование имеет в строительстве приоритет по сравнению с иными формами и методами расчета цены договоров строительного подряда.
4. Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса
Как обратиться в налоговую инспекцию за получением информации, касающейся расчета и уплаты налогов
Обратиться в налоговую инспекцию можно:
- устно (по телефону или лично к сотруднику отдела по работе с налогоплательщиками). Так обычно задают вопросы организационного характера (например, о графике приема конкретного инспектора или отдела);
- по электронной почте через Интернет;
- по телекоммуникационным каналам связи. При подготовке и отправке электронных обращений следует руководствоваться Методическими рекомендациями, утвержденными приказом ФНС России от 13 июня 2013 г. № ММВ-7-6/196;
- письменно. Рекомендуемые образцы оформления письменных запросов приведены в приложениях 6, 7, 8 и 9 к Административному регламенту, утвержденному приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н. Запрос можно направить по почте или передать его лично в отдел работы с налогоплательщиками.
Кроме того, образцы составления запросов (писем, заявлений), а также информация о том, как их следует оформить и по какому адресу направить, размещаются в каждой налоговой инспекции на информационных и тематических стендах. Об этом сказано в подпунктах 2.2.1, 4.4.1.5 и 4.4.1.6 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444. Этот документ применяется в части, не противоречащей Административному регламенту, утвержденному приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н.
Письмо, направленное в инспекцию, должно быть подписано законным или уполномоченным представителем организации. Например, главный бухгалтер является уполномоченным представителем организации. Поэтому он может подписать запрос в налоговую инспекцию, только приложив к письму копию доверенности на право подписи (п. 3 ст. 26, п. 3 ст. 29 НК РФ). Анонимные запросы, а также запросы, подписанные уполномоченными представителями без приложения копий доверенностей налоговые инспекции вправе не рассматривать. Кроме того, основанием для отказа в рассмотрении запроса является отсутствие на нем печати организации. Печать нужна независимо от того, как оформлен запрос: на обычном листке бумаги или на фирменном бланке. Об этом сказано в подпункте 2 пункта 27 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н, пункте 4.3.2.1 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444.
Ответить на запрос налоговая инспекция должна не позднее 30 календарных дней со дня его регистрации. Срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен до 60 календарных дней. Но об этом налоговая инспекция должна проинформировать организацию и указать причины продления. Такой порядок установлен пунктом 4.3.2 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444.
Чтобы получить оперативную информацию, позвоните по телефону справочной службы налоговой инспекции. Номер телефона можно узнать на информационном стенде, на сайте инспекции или в местных СМИ. Такие правила установлены пунктами 4.3.1 и 4.3.3 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444. Номера телефонов московских налоговых инспекций приведены в таблице.
5. Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса
Как обратиться в Минфин России (региональные и местные финансовые ведомства) за разъяснениями по налоговому законодательству
Обратиться в Минфин России (региональные и местные финансовые ведомства) можно только письменно (п. 1, 2 ст. 34.2 и подп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).
Порядок составления письменного обращения законодательно не урегулирован. В справочной службе Минфина России разъясняют, что запрос можно направить в произвольной форме. Единственное обязательное условие, которое Минфин России предъявляет к письменному запросу, – это наличие сведений об организации (ИНН, КПП, адрес). При этом без доверенности запрос может подписать только руководитель организации (ее законный представитель). Все остальные (уполномоченные представители) должны прилагать к запросу доверенность, подтверждающую их полномочия. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 19 декабря 2007 г. № 03-03-07/24.
Адрес Минфина России: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9. Адреса региональных или местных финансовых органов можно узнать в СМИ или на их официальных сайтах в Интернете.
Ответить на письменный запрос Минфин России и территориальные финансовые органы должны в течение двух месяцев со дня регистрации запроса. По решению руководителя финансового органа этот срок может быть продлен еще на один месяц. Такой порядок установлен пунктом 3 статьи 34.2 Налогового кодекса РФ.