В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 256 НК, дороги и асфальтирование территории не подлежат амортизации. Следовательно, в целях налогообложения прибыли капитальные расходы на их создание не учитываются. Расходы на благоустройство территории текущего характера также не учитываются в целях налогообложения прибыли, поскольку не связаны с деятельностью, направленной на получение дохода, и, следовательно, не удовлетворяют критериям признания расходов, предусмотренным ст. 252 НК. Такая точка зрения отражена в письмах Минфина России, приведенных в материале ответа.
В налоговом учете такие объекты можно амортизировать, если их обустройство обусловлено требованиями законодательства.
С другой стороны такие объекты относятся к объектам дорожного хозяйства. Буквальное прочтение пп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ позволяет сделать вывод о том, что если при строительстве объектов дорожного хозяйства не было использовано бюджетное или другое целевое финансирование, то амортизацию по таким объектам начислять можно. Главное, чтобы обустройство таких объектов было связано с деятельностью, направленной на получение доходов (п. 1 ст. 252 НК РФ). В арбитражной практике есть примеры судебных решений, которые подтверждают правомерность такого подхода (смотрите в материале ответа).
Не исключено, что при проверке налоговая инспекция не согласится с включением таких расходов в расчет налогооблагаемой прибыли. В таком случае свою позицию Вашей организации придется отстаивать в суде.
Но если у Вашей организации есть доказательства производственной направленности затрат, то позицию можно отстоять в суде.
Например, постановления федеральных арбитражных судов Московского округа от 12.10.10 № КА-А40/12233–10, от 25.05.11 № КА-А41/4670–11. В вашем случае производственная направленность расходов видна. Но чтобы снизить риск спора, стоит подготовить приказ о строительстве дороги и асфальтированию территории, в котором прописать, для чего будут использоваться активы.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1.Ситуация: можно ли в налоговом учете начислять амортизацию по таким объектам, как асфальтовые (бетонные, тротуарные) покрытия, которые созданы без привлечения бюджетного (целевого) финансирования
Да, можно, если обустройство таких объектов обусловлено требованиями законодательства.*
По общему правилу независимо от источников финансирования асфальтовые (бетонные, тротуарные) покрытия относятся к объектам внешнего благоустройства, и, следовательно, амортизация по ним не начисляется (подп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ). Такая точка зрения отражена в письмах Минфина России от 30 января 2008 г. № 03-03-06/1/63, от 30 октября 2007 г. № 03-03-06/1/745, от 30 мая 2006 г. № 03-03-04/1/487, от 25 апреля 2005 г. № 03-03-01-04/1/201 и от 13 октября 2004 г. № 03-03-01-04/1/73.*
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
В то же время для отдельных отраслей экономики обустройство производственных площадок с асфальтовым и другими видами покрытий рядом с производственными объектами является обязательным в силу законодательства, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности. В таких случаях организация может начислять на них амортизацию. Такой вывод сделан в письме Минфина России от 19 июня 2008 г. № 03-03-06/1/362.
Главбух советует: есть аргументы, позволяющие начислять амортизацию по асфальтовым (бетонным, тротуарным) покрытиям, созданным без привлечения бюджетных средств, независимо от того, обусловлено ли их обустройство нормами законодательства или нет. Они заключаются в следующем.*
Асфальтовые (бетонные, тротуарные) покрытия относятся к объектам дорожного хозяйства. Буквальное прочтение подпункта 4 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса РФ позволяет сделать вывод о том, что если при строительстве объектов дорожного хозяйства не было использовано бюджетное или другое целевое финансирование, то амортизацию по таким объектам начислять можно. Главное, чтобы обустройство таких объектов было связано с деятельностью, направленной на получение доходов (п. 1 ст. 252 НК РФ). В арбитражной практике есть примеры судебных решений, которые подтверждают правомерность такого подхода (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 1 июня 2009 г. № А56-33207/2008, от 14 января 2008 г. № А56-4910/2007, от 18 июля 2005 г. № А56-11749/04 и от 25 октября 2004 г. № А56-32626/03, Волго-Вятского округа от 22 октября 2008 г. № А28-1630/2008-43/29, Московского округа от 23 июля 2008 г. № КА-А40/6654-08, Уральского округа от 26 июня 2008 г. № Ф09-4500/08-С3, Поволжского округа от 13 июня 2012 г. № А55-19091/2011).*
Кроме того, организация может включить такие объекты (стоимостью более 40 000 руб.) в состав амортизируемого имущества:*
- в качестве сооружения;
- в качестве капитальных вложений в арендованные основные средства.
Учесть твердые декоративные покрытия в качестве сооружений можно по следующим основаниям. Во-первых, они улучшают доступ к организации, способствуют привлечению дополнительных клиентов, а значит, положительно влияют на увеличение продаж. Во-вторых, наличие твердого покрытия позволяет сократить время погрузочно-разгрузочных работ, что также повышает эффективность бизнеса. Из этого следует, что твердое покрытие используется в деятельности, связанной с получением доходов, и соответствует определению амортизируемого имущества, указанному в пункте 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ. Основанием для начисления амортизации в этом случае является абзац 1пункта 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ.*
Не исключено, что при проверке налоговая инспекция не согласится с включением расходов на устройство (укладку) твердых покрытий в расчет налогооблагаемой прибыли. В таком случае свою позицию организации придется отстаивать в суде.*
Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга
2.Статья: Компания вправе амортизировать дорогу
Анна Сомова, эксперт «УНП»
«…У нас есть склад. Построили для подъезда к нему грунтовую дорогу без щебеночного покрытия. Является ли этот объект основным средством? Если да, как определить срок эксплуатации, учитывая, что в классификаторе такого наименования нет?..»*
— Из письма главного бухгалтера Ольги Николаевой, г. Москва
Да, Ольга, дорога является амортизируемым основным средством. Ведь она принадлежит компании, стоит дороже 40 тыс. рублей, а срок ее полезного использования более 12 месяцев (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ). Это подтверждают чиновники (письмо Минфина России от 03.08.12 № 03-03-06/1/386).*
В Классификации основных средств (утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.02 № 1) подъездные дороги не поименованы. Но в седьмой амортизационной группе есть скоростная дорога с грунтовым покрытием. Поэтому безопаснее отнести ваш актив к этой группе и амортизировать в период от 15 до 20 лет включительно.
Налоговики на местах иногда приравнивают дороги к объектам внешнего благоустройства и исключают амортизацию по ним из расчета налоговой базы. Но если у компании есть доказательства производственной направленности затрат, судьи ревизоров не поддерживают (постановления федеральных арбитражных судов Московского округа от 12.10.10 № КА-А40/12233–10, от 25.05.11 № КА-А41/4670–11). В вашем случае производственная направленность расходов налицо, ведь без дороги автомобили не смогут подъехать к складу. Но чтобы снизить риск спора, стоит подготовить приказ о строительстве дороги, в котором прописать, для чего будут использоваться подъездные пути.*
ГАЗЕТА «УЧЕТ. НАЛОГИ. ПРАВО», № 39, ОКТЯБРЬ 2013