Расходы на оплату такси можно учесть для налогообложения при условии их экономической обоснованности и документального подтверждения. Порядок документального оформления оказания услуг стороны могут предусмотреть в договоре.
Порядок организации поездок командированных сотрудников на такси нужно утвердить внутренним документом организации, например, приказом, положением и т.д. Документально подтвержденные расходы, связанные с проездом сотрудника до места командировки и обратно, можно включить в состав прочих расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ.
Способы документального оформления результата оказания услуг организация определяет самостоятельно. Никаких специальных разрешений на оказание услуг такси не требуется, поэтому организация - перевозчик не сможет предоставить таких документов.
Форма первичного документа – отчета или акта - для подтверждения расходов должна содержать все необходимые реквизиты. Кроме того в таком документе можно указать дату и время поездки, маршрут поездки, фамилию и должность командированного сотрудника, стоимость каждой поездки и т.д. Форму документа стороны могут утвердить приложением к договору об оказании услуг.
Обоснование
Из рекомендации
Андрея Кизимова, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Как учесть при налогообложении расходы на проезд в командировку транспортом общего пользования. Организация применяет общую систему налогообложения
Налог на прибыль
Документально подтвержденные расходы, связанные с проездом сотрудника до места командировки и обратно, включите в состав прочих расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль (подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ). Документальным подтверждением могут служить проездные билеты, бланки строгой отчетности, кассовые чеки и т. д. При этом вид общественного транспорта (самолет, поезд и т. д.) и уровень обслуживания в нем (бизнес-класс, вагоны повышенной комфортности и др.) не важны.
Налоги и взносы: проезд на такси
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Ситуация: как учесть при расчете налогов и взносов расходы на проезд командированного сотрудника на такси
При соблюдении определенных условий компенсацию сотруднику затрат на такси учтите в расходах при расчете налога на прибыль. НДФЛ и взносами на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и взносами на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний не облагайте.
По Трудовому кодексу РФ при направлении сотрудника в командировку организация обязана возместить ему соответствующие затраты, в том числе расходы на проезд (ст. 168 ТК РФ). Порядок и размеры возмещения командировочных расходов определяются в коллективном договоре (локальном нормативном акте). Поэтому в данный документ могут быть включены положения о компенсации затрат командированных сотрудников на такси. В частности, может быть предусмотрено, что организация компенсирует сотруднику проезд на такси:
- до места командировки и обратно к месту постоянной работы;
- до места отправления в командировку или до места выезда из командировки (например, из гостиницы до аэропорта, вокзала);
- по служебным делам во время командировки.
Такие затраты можно включить в состав расходов при расчете налога на прибыль. Это объясняется так.
Ни подпункт 12 пункта 1 статьи 264, ни статья 270 Налогового кодекса РФ не запрещают включать в состав расходов стоимость проезда командированного сотрудника на такси. Единственные требования: такие расходы должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Аналогичные выводы есть в разъяснениях Минфина России (письма от 14 июня 2013 г. № 03-03-06/1/22223, от 8 ноября 2011 г. № 03-03-06/1/720, от 27 августа 2009 г. № 03-03-06/2/162).
Суды также признают, что на сумму компенсации расходов на такси во время командировки можно уменьшить налогооблагаемую прибыль (см., например, постановления ФАС Московского округа от 5 июля 2010 г. № КА-А40/6676-10, Поволжского округа от 19 декабря 2007 г. № А72-2117/2007, Северо-Западного округа от 27 апреля 2007 г. № А05-11584/2006-31).
Документами, подтверждающими расходы сотрудника на такси, могут быть заказ-наряд и квитанция на оплату пользования легковым такси, оформленные в соответствии c Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112, а также чеки ККТ.
Такие выводы следуют из писем Минфина России от 27 июня 2012 г. № 03-11-04/2/80, от 4 октября 2011 г. № 03-03-06/1/621 и ФНС России от 30 декабря 2011 г. № АС-302/4415.
Данные документы сотрудник должен приложить к авансовому отчету по окончании служебной командировки (указания, утвержденные постановлением Госкомстата России от 1 августа 2001 г. № 55, Методические указания, утвержденные приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н).
НДФЛ с компенсации документально подтвержденных командировочных расходов и затрат, связанных с выполнением сотрудником своих трудовых обязанностей, удерживать не нужно (п. 3 ст. 217 НК РФ). В том числе и с компенсации расходов на такси – как при поездках по служебным делам во время командировки и до места отправления (вокзала, аэропорта), так и в случае, если сотрудник использует такси для проезда к месту командировки и обратно к месту постоянной работы. Поскольку законодательство не содержит ограничений в отношении видов транспортных средств, используемых для проезда в командировку и служебных поездок.
Аналогичные выводы подтверждает Минфин России в письмах от 27 июня 2012 г. № 03-04-06/6-180, от 25 апреля 2012 г. № 03-04-05/9-549, от 28 сентября 2011 г. № 03-04-06/6-241. При этом в письме от 14 мая 2010 г. № 03-04-06/1-97 финансовое ведомство пояснило: оплата услуг такси в связи со служебной необходимостью (в производственных целях) происходит в интересах самой организации, а не сотрудника. Поэтому компенсация таких расходов не включается в его налогооблагаемый доход.
Взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний не начисляйте с сумм документально подтвержденных и экономически обоснованных расходов на проезд командированного сотрудника:
- до места назначения и обратно;
- в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа.
Такой вывод следует из буквального толкования части 2 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и пункта 2 статьи 20.2 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ. При этом вид транспорта, которым должен воспользоваться сотрудник, не уточняется. Следовательно, он вправе добираться до места командировки и обратно, а также до вокзала или аэропорта любым способом, в том числе на такси. Аналогичные выводы следуют из письма Минздравсоцразвития России от 5 августа 2010 г. № 2519-19.
Что касается поездок сотрудника на такси по служебным делам во время командировки, то их можно квалифицировать как расходы, связанные с выполнением сотрудником трудовых обязанностей. И не облагать взносами на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний на основании подпункта «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и подпункта 2 пункта 1 статьи 20.2 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ. Правомерность такого подхода подтверждают судьи в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 16 июня 2014 г. № Ф03-1879/2014.
Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса
Как организовать документооборот в бухгалтерии
По каким формам составлять первичные документы
Формы первичных документов определяет руководитель организации по представлению лица, на которое возложено ведение бухучета (ч. 4 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).
Первичный документ должен содержать следующие обязательные реквизиты:
- наименование документа;
- дату составления документа;
- наименование экономического субъекта (организации), составившего документ;
- содержание факта хозяйственной жизни;
- величину натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
- наименование должностей лиц, совершивших сделку, операцию, и ответственных за ее оформление, либо наименование должностей лиц, ответственных за оформление свершившегося события;
- подписи указанных лиц с расшифровкой и иную информацию, необходимую для идентификации этих лиц.
Такой перечень установлен частью 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Первичный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным – непосредственно после его окончания (ч. 3 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).
Первичные документы составляют на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (ч. 5 ст.9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).
Из статьи журнала «Российский налоговый курьер», № 3, февраль 2014
Интересные судебные решения за последние две недели
Организация смогла обосновать необходимость расходов на проезд сотрудников к месту работы и обратно на такси
Реквизиты судебного акта: постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.12.13 № А13-6206/2012.
Причина спора: инспекция в ходе выездной проверки обнаружила, что при расчете налога на прибыль организация включала в расходы стоимость проезда сотрудников на такси. По мнению налоговиков, тем самым компания занизила базу по этому налогу за оба проверенных ими года, поскольку расходы на такси в принципе не являются экономически оправданными.
К тому же в квитанциях и других подтверждающих документах отсутствовали некоторые из обязательных реквизитов. В частности, в квитанциях не были указаны ФИО работников, воспользовавшихся услугами такси, и время оказания им этих услуг.
В итоге инспекторы исключили расходы на такси, как необоснованные и документально не подтвержденные, и доначислили компании налог на прибыль, пени и штраф.
Цена вопроса: 136 тыс. руб.
Кто победил в споре: организация.
Необходимость расходов на такси объяснялась выполнением работодателем обязательств перед сотрудниками по доставке их к месту работы и обратно
Аргументы и выводы судов: арбитражный суд первой инстанции отменил доначисления, а суды апелляционной и кассационной инстанций согласились с такой отменой. Арбитры установили, что доставка работников к месту работы и обратно на такси была обусловлена технологическими особенностями производства (см. врезку слева). Это подтверждается удаленностью предприятия от жилого массива и остановок транспорта общего пользования, а также отсутствием маршрутов общественного транспорта в месте нахождения компании.
В спорный период в организации действовало специальное положение, регламентирующее порядок использования корпоративного, личного и стороннего транспорта в производственных целях. В этом документе установлено, что для перевозки работников в служебных целях, в том числе по маршруту: город — производственная площадка — город, организация привлекала транспортные компании (такси), с которыми заключала договоры на перевозку.
Кроме того, в положении об использовании транспорта было прописано, что в связи со значительной удаленностью производственных площадей от города и отсутствием общественного транспорта организация компенсирует работникам понесенные ими транспортные расходы либо предоставляет им автотранспорт (такси) для поездок на работу и домой. Услуги такси компания оплачивала по безналичному расчету и выдавала каждому работнику, не получающему денежную компенсацию расходов на проезд, по 10 квитанций в месяц для осуществления по ним поездок на работу и с работы.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу, что расходы на оплату услуг такси имели непосредственное отношение к производственной деятельности организации, являлись для нее экономически обоснованными и были документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Более того, необходимость этих расходов была обусловлена выполнением работодателем своих обязательств перед сотрудниками по доставке их к месту работы и обратно. Поэтому суды разрешили компании признать спорные расходы при расчете налога на прибыль. Ведь перечень возможных расходов налогоплательщика, связанных с производством и реализацией, не является исчерпывающим (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). А фактов использования такси в непроизводственных целях не было зафиксировано — во всех случаях автотранспорт предоставлялся только для служебных целей.
Суды также отклонили претензии налоговиков к оформлению квитанций на проезд, поскольку эти квитанции составлялись по форме, согласованной сторонами договора перевозки. В них были указаны номер и дата документа, наименования заказчика и исполнителя, наименование услуги, количество пассажиров, маршрут и стоимость поездки, подписи ответственных лиц, то есть все реквизиты, необходимые для идентификации оказанной услуги.
Из статьи газеты «Учет. Налоги. Право», № 8, 25 февраля - 3 марта 2014
Ловушка в документе. В квитанциях такси не написана фамилия работников
В чем опасность. Если в квитанциях на такси нет фамилий сотрудников, инспекторы могут снять расходы. По их мнению, без Ф. И. О. невозможно доказать, кто ездил. Об этом стало известно из свежей судебной практики.
Как избежать проблем. Если поездки разовые, то самый безопасный вариант — попросить сотрудников приносить квитанции с Ф. И. О. Но стандартный бланк не предусматривает данных пассажиров (постановление Правительства РФ от 14.02.09 № 112). Если такси откажет, то квитанцию можно использовать как аргумент в споре. Раз Ф. И. О. не предусмотрено, то его нельзя и требовать. Если сотрудники ездят постоянно, стоит заключить договор со службой такси. А все заявки на перевозку пассажиров оформлять письменно. Если налоговики предъявят претензии, от них получится отбиться в суде (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.12.13 № А13-6206/2012).
Из статьи газеты «Учет. Налоги. Право», № 16, 22 апреля - 5 мая 2014
Столичные фонды разрешают не платить взносы с расходов на такси
Компании Москвы и области, которые оплачивают поездки сотрудников на такси напрямую перевозчику, вправе не перечислять взносы со стоимости услуг. Это нам подтвердили в Отделении ПФР по Москве и области, а также в отделениях ФСС РФ двух регионов.
Недавно ВАС РФ признал, что оплата такси освобождена от взносов, если компания перечисляет деньги транспортной компании, а не выдает сотрудникам (определение ВАС РФ от 19.03.14 № ВАС-2662/14). Специалисты отделений ПФР и ФСС РФ нам сообщили, что обычно проверяющие из фондов не учитывают судебную практику. Фонды руководствуются только постановлениями Конституционного суда или Пленума ВАС РФ, но не судебными решениями по спорам с отдельными страхователями.
Тем не менее в данном случае мнение фондов совпадает с позицией судей: не нужно облагать взносами оплату такси непосредственно контрагенту-перевозчику. В фондах добавили, что также не надо начислять взносы, если организация компенсирует сотруднику расходы на такси в командировке (ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ). Но в остальных ситуациях, если компания выдаст работникам деньги на руки для служебных поездок на такси, необходимо заплатить взносы с этих сумм. Иначе на проверке фонды доначислят взносы, причем ПФР и ФСС готовы отстаивать свое решение, невзирая на то, как будет складываться судебная практика.