Самым важным моментом при создании филиала является порядок аккредитации оного. Нижеприведенная статья «Системы Юрист» раскрывает полностью порядок создания филиала иностранной организации на территории РФ.
Предприятия Украины, не прошедшие перерегистрацию, действительно крайне ограничены в правоспособности. То есть данное предприятие не может вести предпринимательскую деятельность, вступать в новые правоотношения по сделкам и т.д. Однако это не отменяет права собственности на недвижимость. То есть, после сворачивания деятельности, указанные имущественные права учредители могут передать новому аккредитованному филиалу без каких-либо ограничений.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».
1. Рекомендация. Как создать филиал иностранной организации в России и чем он отличается от ООО с иностранными инвестициями
«Одной из форм привлечения иностранных инвестиций на российский рынок, помимо создания российской организации с иностранными инвестициями, является создание филиалов иностранных юридических лиц на территории РФ. При этом можно вывести ряд преимуществ как для инвестора, выбирающего открытие филиала иностранной организации в России, так и для инвестора, выбирающего создание российской организации с иностранными инвестициями (см. сравнительную таблицу).
Для начала деятельности иностранной организации необходимо провести обязательную аккредитацию своего филиала на территории РФ, порядок проведения которой определяется Правительством РФ. Правовой основой создания в России обособленных подразделений иностранных юридических лиц является Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее – Закон об иностранных инвестициях).*
Что представляет собой филиал иностранной организации в России
Филиал иностранного юридического лица – это обособленное подразделение иностранного юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть.
Филиалы не являются самостоятельными юридическими лицами (ст. 55 ГК РФ). При создании и регистрации они наделяются имуществом создающих их иностранных юридических лиц. Их деятельность регламентирована положением о филиале, утвержденным головной организацией. Руководители филиалов назначаются самим юридическим лицом и действуют на основании доверенности, выданной юридическим лицом.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Филиал иностранного юридического лица создается в целях осуществления в России той деятельности, которую осуществляет за пределами России головная организация (абз. 1 ст. 21 Закона об иностранныхинвестициях). Иначе говоря, если иностранная организация создает филиал на территории РФ с целью осуществления предпринимательской деятельности, то и деятельность головной организации должна иметь коммерческий характер, то есть в стране своего резидентства головная компания должна быть зарегистрирована как коммерческая организация.
167.3132 (11,17)
Внимание! Иностранному инвестору необходимо учитывать, что имущественную ответственность по обязательствам, принятым филиалом от имени головной организации, несет сама головная организация
Исключение составляет только вопрос налогообложения. В соответствии с Налоговым кодексом РФ филиалы иностранной организации являются самостоятельным налогоплательщиком с обязанностью по уплате налогов и сборов на территории РФ (см. также постановление Президиума ВАС РФ от 4 июля 2006 г. № 1782/06).
Право иностранного инвестора на создание филиалов иностранной организации на территории России обременяется специальной обязанностью в виде аккредитации филиалов (на филиалы российских компаний такая обязанность не возлагается).
Что такое аккредитация филиала иностранных организаций
Аккредитация представляет собой официальное признание (подтверждение) правового статуса филиала иностранной организации.
При этом сам процесс аккредитации филиала иностранного юридического лица можно рассматривать как совокупность действий уполномоченных государственных органов РФ по рассмотрению вопроса о выдаче разрешения на открытие подразделений иностранного юридического лица на территории РФ, к которым, в частности, относятся и филиалы.
Кроме того, аккредитация филиалов иностранных юридических лиц является опосредованным государственным контролем за иностранным инвестированием в российскую экономику.
Как проводится процедура аккредитации филиала иностранных организаций
За аккредитацию филиалов, а также представительств иностранных юридических лиц с 1 января 2015 года отвечает Федеральная налоговая служба (абз. 2 п. 1 положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506).
Заявление об аккредитации необходимо представить в течение 12 месяцев со дня принятия решения об открытии филиала или представительства (ч. 2 ст. 21 Закона об иностранных инвестициях). Форма заявления установлена в приказе ФНС России от 26 декабря 2014 г. № ММВ-7-14/681@ «Об утверждении форм и форматов заявлений и документов, используемых при осуществлении аккредитации, внесении изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, прекращении действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации (за исключением представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, и представительств иностранных кредитных организаций)».
Порядок аккредитации утвержден приказом ФНС России от 26 декабря 2014 г. № ММВ-7-14/680@ (далее – Порядок № 680). Этот приказ также определяет:
- порядок внесения изменений в сведения, содержащиеся в Государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;
- порядок прекращения действия аккредитации иностранного филиала, представительства;
- порядок аккредитации представительств иностранных кредитных организаций и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации;
- перечень представляемых документов для проведения указанных выше процедур.
Государственная пошлина составляет 120 тыс. руб. за каждый филиал (подп. 5 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
Аккредитация осуществляется в течение 25 рабочих дней со дня представления необходимых документов (ч. 5 ст. 21 Закона об иностранных инвестициях).
Подтверждением аккредитации является документ о внесении записи в Государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц.
Законодатель указал причины отказа в аккредитации. В аккредитации откажут при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в части 3 статьи 21 Закона об иностранных инвестициях.
Отказ в аккредитации можно обжаловать в судебном порядке.
На сайте Федеральной налоговой службы своего региона можно подробнее узнать информацию об аккредитации филиалов, представительств иностранных юридических лиц.
Что происходит после аккредитации филиала иностранных организаций
После завершения процедуры аккредитации филиалу выдается разрешение на открытие. Срок аккредитации составляет 25 рабочих дней со дня представления необходимых документов (ч. 5 ст. 21 Закона об иностранных инвестициях).
При этом днем аккредитации будет считаться день внесения записи в Государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц (абз. 2 ч. 3 ст. 4 Закона об иностранных инвестициях).
167.3133 (11,17)
Внимание! Филиалы иностранных юридических лиц, которые были аккредитованы до 1 января 2015 года и у которых не истек срок действия аккредитации, будут обязаны не позднее 1 апреля 2015 года представить сведения для внесения их в государственный реестр
Такое правило содержится в пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 106-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 106-ФЗ).
Исключение составляют иностранные кредитные организации и представительства иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации, поскольку:
- в отношении иностранных кредитных организаций Закон № 106-ФЗ вступил в силу 3 мая 2014 года (п. 2 ст. 8 Закона № 106-ФЗ), и в качестве органа, уполномоченного на аккредитацию, выступает Центробанк России;
- в отношении представительства иностранных юридических лиц в качестве органа, уполномоченного на аккредитацию, выступает Федеральное агентство воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (Росавиация).
Для внесения сведений в реестр необходимо обратиться в территориальный орган ФНС России.
Формы и порядок представления сведений установлены в приказе ФНС России от 26 декабря 2014 г. № ММВ-7-14/684@ «Об утверждении форм, форматов и порядка представления сведений о филиале, представительстве иностранного юридического лица, которые аккредитованы или осуществляют деятельность на основании разрешения на открытие представительства на территории Российской Федерации до 1 января 2015 года и у которых срок действия соответственно аккредитации или разрешения не истечет до 1 апреля 2015 года, для внесения в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц».
Госпошлина за внесение сведений в реестр не взимается.
После внесения сведений в реестр филиалы иностранных юридических лиц считаются аккредитованными до окончания срока действия аккредитации (п. 7 ст. 8 Закона № 106-ФЗ).
Если филиал иностранного юридического лица не внесет сведения в реестр (т. е. не пройдет перерегистрацию), то с 1 апреля 2015 года прекращается действие аккредитации такого филиала (п. 11 ст. 8 Закона № 106-ФЗ).
После аккредитации организация должна выполнить следующее.
1. Как и российское юридическое лицо, иностранная организация обязана встать на учет в налоговом органе в связи с открытием филиала на территории РФ.
Для этого иностранное юридическое лицо обязано подать заявление в налоговый орган по установленной форме по месту открытия филиала в течение 30 календарных дней со дня начала осуществления филиалом деятельности на территории РФ (ст. 83 НК РФ, приказ ФНС России от 13 февраля 2012 г. № ММВ-7-6/80@ «Об утверждении форм, порядка их заполнения и форматов документов, используемых при учете иностранных организаций в налоговых органах», приказ Минфина России от 30 сентября 2010 г. № 117н «Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения»). Одновременно с этим заявлением иностранная организация предоставляет все необходимые документы согласно перечню, установленному пунктом 10 Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения (приложение к приказу Минфина России от 30 сентября 2010 г. № 117н).
Датой постановки на учет в налоговом органе иностранной организации является дата создания филиала иностранной организации, указанная в заявлении о постановке ее на учет.
2. В необходимых случаях при открытии филиала провести аккредитацию работников.
Персональную аккредитацию обязаны пройти все постоянно работающие в России иностранные сотрудники филиалов и при необходимости члены их семей.
Российские граждане проходят аккредитацию только в случае назначения их на пост главы филиала. Персональная аккредитация иностранных граждан подтверждает их официальный статус и обеспечивает право работать в России без получения дополнительного разрешения в органах ФМС.
Срок персональной аккредитации ограничивается периодом действия аккредитации филиала.
Аккредитованным сотрудникам филиала и членам их семей предоставляется паспортно-визовая поддержка. Всем персонально аккредитованным сотрудникам на период аккредитации выдается документ – аккредитационная карточка.
131.76947 (11,17)
Когда филиал иностранной организации может заключать договоры в рамках деятельности на территории России
Филиал иностранной организации имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность (заключать договоры и пр.) на территории РФ со дня аккредитации.
И с этого же дня на филиал распространяются все гарантии, льготы и защита, предоставляемые Законом об иностранных инвестициях.
Таким образом, для филиалов иностранных юридических лиц момент возникновения гражданской правоспособности определяется моментом окончания процедуры аккредитации филиала.
Что представляет собой представительство иностранного юридического лица (чем оно отличается от филиала иностранной организации)
Закон об инвестиционной деятельности не раскрывает понятия «представительство иностранного юридического лица» наряду с понятием «филиал иностранного юридического лица».
Разница состоит в преимуществе налогообложения представительства, поскольку деятельность иностраннойкомпании через представительство (не через филиал) не подпадает под определение «постоянное представительство иностранной организации» (ст. 306 НК РФ).
С 1 января 2015 года статья 21 Закона об инвестиционной деятельности устанавливает порядок создания представительства иностранного юридического лица наряду с филиалом. Поэтому все указанные выше правила по созданию, открытию на территории РФ филиала применимы и для представительства.
Какими нормативными актами регулируются инвестиционные отношения
Инвестиционный климат страны во многом зависит от той нормативной базы, которая регулирует эти отношения, от уровня администрирования и объема гарантий, предоставляемых иностранным инвесторам. В связи с этим основной задачей законодательства, регулирующего инвестиционные отношения, является установление максимально прозрачных правил игры, исключающих возможность злоупотреблений как со стороны инвестора, так и со стороны государства.
Система отечественного законодательства содержит как общие, так и специальные нормативные акты, касающиеся иностранных инвестиций.
1. К общим нормативно-правовым актам, распространяющимся на иностранных и на национальных инвесторов, относятся следующие.
- Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
- Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».
- Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».
- Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
- Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
Кроме того, инвестору нужно учитывать региональные нормативно-правовые акты, регулирующие инвестиции в отдельно взятом регионе РФ.
2. К специальным нормативно-правовым актам, направленным на регулирование исключительно иностранных инвестиций, относятся следующие.
- Закон об иностранных инвестициях.
- Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Говоря о нормативной базе, регулирующей инвестиционные отношения, важно упомянуть международные договоры, которые применяются в силу пункта 1 статьи 3 Закона об иностранных инвестициях. Это, в частности:
- Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (заключена в Сеуле в 1985 г.);
- Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств (заключена в Вашингтоне 18 марта 1965 г.);
- двусторонние соглашения и договоры РФ об избежании двойного налогообложения, о содействии капиталовложениям, взаимной защите инвестиций и т. п.
Важно отметить, что, как правило, вложение капитала преследует цель извлечения прибыли от такого вложения вне зависимости о того, о каком инвесторе идет речь – национальном или иностранном. Эта цель достигается через осуществление предпринимательской деятельности. Иными словами, цель инвестиций – это получение прибыли от реализации товаров (работ, услуг) с использованием объекта инвестирования. И с этой точки зрения представляется обоснованным рассматривать нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в целом в сфере предпринимательства, как часть законодательства об иностранных инвестициях (например, Гражданский кодекс РФ, федеральные законы об отдельных видах коммерческих организаций, федеральные законы о регистрации юридических лиц и отдельных видов сделок и т. д.).
2. Рекомендация. Как платить налоги и взносы организациям Крыма и г. Севастополя, не прошедшим перерегистрацию по российскому законодательству
«Что будет, если организация не прошла перерегистрацию
Расположенные в Крыму и г. Севастополе украинские предприятия, которые не прошли перерегистрацию по российскому законодательству, сохраняют за собой статус организаций, созданных по законодательству Украины. Но предпринимательскую деятельность они могут вести только после того, как зарегистрируются на территории России в качестве филиалов (представительств) иностранных организаций.
Украинские предприятия, сведения о которых не внесены в ЕГРЮЛ и которые не получили статуса филиалов (представительств) иностранных организаций, подлежат ликвидации. Их деятельность на территории России (в т. ч. в Крыму и г. Севастополе) признается незаконной. Им разрешается только одно – провести заключительные операции по обязательствам, возникшим до 1 марта 2015 года, и свернуть свой бизнес.*
Это следует из положений пунктов 1, 7 и 9 статьи 19 Закона от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ.
Таким образом, в настоящее время существует единственный вариант действий для украинских предприятий, которые намерены легализовать свою деятельность в Крыму и г. Севастополе. Это аккредитация в качестве филиала (представительства) иностранной организации. Порядок аккредитации утвержден приказом ФНС России от 26 декабря 2014 г. № ММВ-7-14/680. Проведением аккредитации занимается Межрайонная инспекция ФНС России № 47 по г. Москве (приказ ФНС России от 22 декабря 2014 г. № ММВ-7-14/668). Состав документов, которые нужно представить в инспекцию для аккредитации, установлен приказом ФНС России от 26 декабря 2014 г. № ММВ-7-14/681.*
Следует отметить, что на практике аккредитация в качестве филиала (представительства) иностранной организации возможна лишь для тех предприятий, которые действительно контролируются из-за границы. Ведь чтобы получить статус обособленного подразделения иностранной организации, в налоговую инспекцию надо представить в том числе учредительные документы иностранной организации. Без этого представительство просто не аккредитуют. Таким образом, украинские предприятия, которые до присоединения Крыма (г. Севастополя) к России были созданы как самостоятельные юридические лица, по формальным признакам пройти аккредитацию не смогут.
Это следует из положений статей 4 и 21 Закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ».