1. нет, налоговых проверок фирмы "А" после смены учредителей не будет, поскольку смена учредителей не является критерием для проведения выездных проверок налоговым органом.
2. налоговых проверок фирмы "Б" также не будет, поскольку приобретение доли (части доли) юридического лица не является критерием для проведения выездных проверок налоговым органом.
3. учредителю и директору фирмы "А" ничего не грозит, фирма «А» не находится в процессе банкротства, а это основное условие привлечения к субсидиарной ответственности.
4. поскольку бывший директор или учредитель не привлекаются к ответственности в данном случае, сроки давности в данном случае исчислять не требуется.
Если бы существовала опасность привлечения к субсидиарной ответственности, срок давности применялся бы общий, сроков в 3 года (ст. 196 ГК РФ).
При этом если после продажи доли в уставном капитале Фирмы «А» контролирующие органы выявят нарушения законодательства Фирмой А, к ответственности будет привлекаться действующий руководитель Фирмы «А».
Обоснование
Гражданский кодекс Российской Федерации
«Статья 56. Ответственность юридического лица
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
1. Юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Особенности ответственности казенного предприятия и учреждения по своим обязательствам определяются правилами абзаца третьего пункта 6 статьи 113, пункта 3 статьи 123.21, пунктов 3 - 6 статьи 123.22 и пункта 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса. Особенности ответственности религиозной организации определяются правилами пункта 2 статьи 123.28 настоящего Кодекса.
2. Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или другим законом.
Статья 196. Общий срок исковой давности
1. Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
2. Срок исковой давности не может превышать десять лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
Статья 197. Специальные сроки исковой давности
1. Для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.
2. Правила статьи 195, пункта 2 статьи 196 и статей 198 - 207 настоящего Кодекса распространяются также на специальные сроки давности, если законом не установлено иное».
Статья 3 Закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»
«1. Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
2. Общество не отвечает по обязательствам своих участников.
3. В случае несостоятельности (банкротства) общества по вине его участников или по вине других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на указанных участников или других лиц в случае недостаточности имущества общества может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
4. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не несут ответственности по обязательствам общества, равно как и общество не несет ответственности по обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
Из ситуации Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса
Нужно ли учредителям (участникам, акционерам) погашать задолженность по налогам (пеням, штрафам), если ликвидируемая организация не может рассчитаться с бюджетом самостоятельно
Ответ на этот вопрос зависит от того, несут ли учредители (участники, акционеры) ответственность по долгам организации.
Если ликвидируемая организация не может полностью уплатить налоги (пени, штрафы), то оставшаяся задолженность погашается учредителями (участниками, акционерами) в порядке, установленном законодательством России (п. 2 ст. 49 НК РФ). Однако норма пункта 2 статьи 49 Налогового кодекса РФ касается только учредителей (участников, акционеров), которые несут субсидиарную ответственность по долгам организации (п. 15 постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума ВАС РФ от 11 июня 1999 г. № 41/9). То есть тех учредителей (участников, акционеров), которые должны будут удовлетворить требования кредиторов, если сама организация как основной должник не сможет этого сделать (п. 1 ст. 399 ГК РФ).
Ответ на вопрос, несут учредители (участники, акционеры) субсидиарную ответственность или нет, зависит от организационно-правовой формы учрежденной ими организации. Так, например, учредители (участники) ООО не отвечают по обязательствам организации (п. 1 ст. 87 ГК РФ). Аналогичная норма предусмотрена и для учредителей (акционеров) АО (п. 1 ст. 96 ГК РФ). Однако на учредителей (участников, акционеров) может быть возложена субсидиарная ответственность по уплате налогов, если они виновны в несостоятельности (банкротстве) организации (п. 3 ст. 3 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ, п. 3 ст. 3 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ).
Собственники частной некоммерческой организации, а также участники простого товарищества несут субсидиарную ответственность в любом случае (п. 2 ст. 123.23, п. 1 ст. 75 ГК РФ).
Если на учредителей (участников, акционеров) не может быть возложена обязанность заплатить налоги, а организация имеет задолженность перед бюджетом, действует следующий порядок. Если имущества организации недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, она может быть ликвидирована только в порядке, предусмотренном статьей 65 Гражданского кодекса РФ (признание несостоятельности (банкротства)) (п. 6 ст. 61 ГК РФ). В этом случае недоимка по налогам (пеням, штрафам), взыскание которой невозможно, признается безнадежной и списывается (ст. 59 НК РФ).Порядок списания безнадежной задолженности утвержден приказом ФНС России от 19 августа 2010 г. № ЯК-7-8/393.
Из рекомендации Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
В каких случаях инспекторы могут провести выездную налоговую проверку
Основание для проверки
Основанием для проведения выездной налоговой проверки в организации является решение руководителя инспекции или его заместителя (абз. 1 п. 1 ст. 89 НК РФ). Его форма приведена в приложении 3 к приказу ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189.
По общему правилу решение о проведении выездной проверки принимает налоговая инспекция по местонахождению организации (абз. 1 п. 2 ст. 89 НК РФ). Однако в двух случаях такое решение выносит инспекция, в которой организация состоит на учете, независимо от ее местонахождения. Это правило распространяется на:
- организации, которые признаются крупнейшими налогоплательщиками (абз. 2 п. 2 ст. 89 НК РФ);
- организации, имеющие статус участника проекта «Сколково» (абз. 3 п. 2 ст. 89 НК РФ).
Критерии отбора для проверки
Налоговый кодекс не устанавливает, при каких обстоятельствах руководитель инспекции (его заместитель) может принять решение о проведении выездной проверки в организации. Вместе с тем, приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333 утверждена Концепция системы планирования выездных проверок и определены критерии, по которым производится отбор организаций для назначения в них выездных проверок (приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333).
Критерии отбора представляют собой конкретные обстоятельства или показатели деятельности, при наличии которых организация попадает в зону риска совершения налогового правонарушения. Для инспекции наличие таких факторов будет основанием для включения организации в план выездных проверок. Так, например, основанием для назначения выездной проверки может стать частая смена адресов организацией или отражение убытка в отчетности на протяжении нескольких лет подряд.
В Концепции не сказано, скольким критериям организация должна соответствовать, чтобы ее включили в план проверок. Поэтому инспекция может назначить выездную проверку в организации как при полном отсутствии этих критериев, так и при наличии хотя бы одного из них.
Кроме того, основанием для назначения выездной проверки может быть информация, подготовленная комиссиями по легализации налоговой базы, которые созданы в налоговых инспекциях. В частности, выездную проверку могут назначить, если представитель организации не явится на заседание такой комиссии без уважительной причины. Об этом сказано в письме ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12722.
Дополнительным критерием для назначения выездной проверки может быть участие организации в региональном инвестиционном проекте. При соблюдении определенных условий участники таких проектов имеют право на специальные налоговые льготы. Поэтому помимо перечня конкретных налогов в ходе проверок таких организаций инспекции могут проверить степень их соответствия условиям проекта и показатели его реализации. Другими словами, инспекторы будут проверять правомерность применения льгот, обусловленных участием в региональном инвестиционном проекте. Такой порядок следует из положений статьи 89.2Налогового кодекса РФ. Он распространяется как на действующих участников региональных инвестиционных проектов, так и на тех, кто уже утратил этот статус.
Справочная информация: Критерии отбора организаций для проведения в них выездных налоговых проверок
Критерий1 (приложение 2 к приказу ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333) |
Характеристика критерия |
Налоговая нагрузка ниже среднего уровня по отрасли (виду деятельности) | Налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Росстата2 |
Убыток в бухгалтерской или налоговой отчетности на протяжении нескольких налоговых периодов | Убыточная деятельность организации на протяжении двух и более календарных лет |
Значительные суммы вычетов по НДС | Доля вычетов по НДС в сумме налога, начисленного за 12 месяцев, равна или превышает 89 процентов |
Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг) | Несоответствие темпов роста расходов и доходов, отраженных в декларации по налогу на прибыль, аналогичному соотношению по данным формы № 2 |
Размер среднемесячной зарплаты на одного сотрудника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности | Информация о среднем уровне зарплаты по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту РФ берется из общедоступных информационных источников3 |
Неоднократное приближение показателей, дающих право применять спецрежим, к их предельному значению | Во внимание принимается приближение, при котором показатель отличается от предельного значения менее чем на 5 процентов. При этом частота таких приближений – два и более раз в течение одного календарного года |
Заключение договоров с перекупщиками и посредниками без наличия разумных экономических и иных причин | Во внимание принимаются обстоятельства, свидетельствующие о получении организацией необоснованной налоговой выгоды4 |
Непредставление пояснений о выявленных инспекцией несоответствиях показателей деятельности, и (или) непредставление в инспекцию запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т. п. |
Отсутствие без объективных причин пояснений организации о выявленных в ходе камеральных проверок ошибках и (или) противоречиях между сведениями, содержащимися в налоговых декларациях (расчетах). Организации направленоуведомление с требованием представить необходимые пояснения или внести исправления. Необеспечение сохранности учетных данных и документов, необходимых для расчета и уплаты налогов. Невосстановление этих документов в случае их утраты в результате форс-мажорных обстоятельств |
«Миграция» между налоговыми инспекциями (организация часто меняет свое местонахождение и переходит из одной инспекции в другую) |
Во внимание принимаются: – два и более случая смены местонахождения с момента государственной регистрации организации; – снятие с учета и постановка на учет по новому местонахождению в период выездной налоговой проверки |
Отклонение уровня рентабельности организации от среднестатистического уровня рентабельности по виду деятельности5 | Во внимание принимается отклонение рентабельности от среднестатистического показателя на 10 процентов и более (рентабельность оценивается по данным бухучета) |
1 Перечень критериев не является исчерпывающим. При отборе на проверку налоговая инспекция может учитывать и другие обстоятельства. В частности, вероятность получения организацией необоснованной налоговой выгоды (разд. 4 Концепции, утвержденной приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333).
2 Показатели налоговой нагрузки по основным видам экономической деятельности за 2006–2011 годы приведены вприложении 3 к приказу ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333. Данные за 2012 год и последующие периоды можно скачать с официального сайта налоговой службы.
3 Указанными источниками являются:
– официальные интернет-сайты территориальных органов статистики (информация об адресах этих сайтов находится на официальном интернет-сайте Федеральной службы государственной статистики www.gks.ru);
– сборники экономико-статистических материалов, публикуемые территориальными органами статистики (статистический сборник, бюллетень и др.);
– территориальный орган статистики или налоговая инспекция по запросу;
– официальные интернет-сайты региональных налоговых управлений после размещения на них соответствующих статистических показателей (информация об адресах интернет-сайтов региональных налоговых управлений находится на официальном интернет-сайте ФНС России www.nalog.ru).
Кроме того, учитывается информация от граждан, организаций, предпринимателей и контролирующих ведомств о выплате зарплаты «в конвертах» и о фактах отказа от заключения трудовых договоров.
4 Признаки необоснованной налоговой выгоды приведены в постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53.
5 Показатели среднеотраслевой рентабельности по основным видам экономической деятельности за 2006–2011 годы приведены в приложении 4 к приказу ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333. Данные за 2012 год и последующие периоды можно скачать с официального сайта налоговой службы.