Организация вправе заключить договор мены (т. е. бартер) с белорусской организацией, поскольку ни российское, ни международное законодательство, ни законодательство стран – участниц Таможенного союза, не содержит каких-либо ограничений на этот счет.
Налоговая база определяется на дату принятия на учет ввозимых товаров на основании их стоимости, предусмотренной условиями товарообменного договора. Сумма НДС исчисляется по ставке 18% (10%) и перечисляется в бюджет РФ не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввозимого товара (импорта).
Пунктом 1 ст. 1 Протокола установлено, что при экспорте товаров с территории одного государства - члена Таможенного союза на территорию другого государства - члена Таможенного союза налогоплательщиком (плательщиком) государства - члена Таможенного союза, с территории которого вывезены товары, применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных п. 2 ст. 1 Протокола (Письмо Минфина России от 24 марта 2014 г. № 03-07-14/12777)
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Гражданский кодекс Российской Федерации
«Статья 454. Договор купли-продажи
1. По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).*
Статья 455. Условие договора о товаре
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
1. Товаром по договору купли-продажи могут быть любые вещи с соблюдением правил, предусмотренных статьей 129 настоящего Кодекса*.
2. Договор может быть заключен на куплю-продажу товара, имеющегося в наличии у продавца в момент заключения договора, а также товара, который будет создан или приобретен продавцом в будущем, если иное не установлено законом или не вытекает из характера товара.
3. Условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара.
Статья 567. Договор мены
1. По договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой*».
2. Закон от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»
Статья 43. Меры в отношении внешнеторговых бартерных сделок
«1. В случае установления в соответствии с настоящим Федеральным законом запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью такие запреты и ограничения применяются также в отношении внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью, осуществляемой с использованием внешнеторговых бартерных сделок.
2. По основаниям, указанным в части 1 статьи 38 настоящего Федерального закона, Правительство Российской Федерации может устанавливать ограничения в отношении использования внешнеторговых бартерных сделок при осуществлении внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью.
Статья 44. Порядок контроля за осуществлением внешнеторговых бартерных сделок и их учета
1. Внешняя торговля товарами, услугами и интеллектуальной собственностью с использованием внешнеторговых бартерных сделок может осуществляться только при условии, что такими сделками предусмотрен обмен равноценными по стоимости товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, а также обязанность соответствующей стороны оплатить разницу в их стоимости в случае, если такой сделкой предусматривается обмен неравноценными товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью.
2. Порядок осуществления контроля за внешнеторговыми бартерными сделками и их учета устанавливается Правительством Российской Федерации. В случае, если внешнеторговые бартерные сделки предусматривают частичное использование денежных и (или) иных платежных средств, порядок осуществления контроля за такими сделками и их учета устанавливается Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 45. Особенности осуществления внешнеторговых бартерных сделок
2. Российские лица, которые заключили внешнеторговые бартерные сделки или от имени которых заключены такие сделки, в сроки, установленные условиями таких сделок, обязаны обеспечить предусмотренные такими сделками ввоз в Российскую Федерацию равноценных по стоимости товаров, оказание иностранными лицами равноценных услуг, выполнение равноценных работ, передачу равноценных исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности с подтверждением факта ввоза товаров, оказания услуг, выполнения работ, передачи исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставления права на использование объектов интеллектуальной собственности соответствующими документами, а также получение платежных средств и зачисление на счета указанных российских лиц в уполномоченных банках соответствующих денежных средств, если внешнеторговые бартерные сделки предусматривают частичное использование денежных и (или) иных платежных средств. Если по условиям внешнеторговой бартерной сделки выполнение иностранным лицом его обязательств должно осуществляться способом, не предусматривающим ввоза в Российскую Федерацию товаров, передаваемых российскому лицу, заключившему такую внешнеторговую бартерную сделку, эти товары после их получения российским лицом за пределами территории Российской Федерации должны быть реализованы в соответствии с требованиями, установленными частью 5 настоящей статьи.*
5. При осуществлении внешнеторговых бартерных сделок товары, получаемые российскими лицами по таким сделкам за пределами территории Российской Федерации, могут быть реализованы российскими лицами без ввоза этих товаров в Российскую Федерацию при условии, что:*
1) фактическое получение товаров, указанных в абзаце первом настоящей части, должно быть подтверждено документами, предусмотренными условиями внешнеторговой бартерной сделки;
2) российские лица не позднее чем в течение одного года со дня фактического получения товаров, указанных в абзаце первом настоящей части, обязаны обеспечить их реализацию и в срок, предусмотренный условиями сделки по реализации этих товаров, обеспечить зачисление на свои счета в уполномоченных банках всех денежных средств, полученных от их реализации, или получение платежных средств».
3.Ситуация: можно ли в качестве обоснования таможенной стоимости вывозных товаров использовать договоры мены, предметом которых являются идентичные (однородные товары). Таможенный орган принял решение об определении таможенной стоимости резервным методом
Да, можно.
Перечень документов, которые используются для определения таможенной стоимости вывозимых товаров резервным методом, приведен в пункте 5 приложения 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 376. В этом перечне упомянуты, в частности, договоры аренды, лизинга и мены, в которых содержатся сведения о стоимости товаров, ввозимых на территорию Таможенного союза в обмен на вывозимые товары. Таким образом, договор мены, который позволяет определить таможенную стоимость вывозимых товаров (наряду с другими документами, которые используются при резервном методе), может быть принят таможенным органом в качестве обоснования этого показателя.*
Олег Хороший, начальник отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
4.Письмо Минфина России от 24 марта 2014 г. № 03-07-14/12777 « О применении НДС при экспорте и импорте товаров по товарообменному (бартерному) договору, заключенному между хозяйствующими субъектами Белоруссии и РФ»
«Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении налога на добавленную стоимость при экспорте и импорте товаров, осуществляемых в рамках товарообменного (бартерного) договора, заключенного между хозяйствующими субъектами Российской Федерации и Республики Беларусь, и сообщает.
Порядок применения косвенных налогов в рамках Таможенного союза, государствами - членами которого являются Российская Федерация, Республика Беларусь и Республика Казахстан, установлен Соглашением о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008, а также Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009 (далее - Протокол).
Пунктом 1 ст. 1 Протокола установлено, что при экспорте товаров с территории одного государства - члена Таможенного союза на территорию другого государства - члена Таможенного союза налогоплательщиком (плательщиком) государства - члена Таможенного союза, с территории которого вывезены товары, применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных п. 2 ст. 1 Протокола.
Что касается импорта товаров, ввозимых по товарообменному (бартерному) договору, то налоговая база по налогу на добавленную стоимость в отношении таких товаров определяется на основании п. 2 ст. 2 Протокола.*
Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме».
руководителем направления VIP-поддержки БСС «Система Главбух».