Да, расходы на участие в выставках относятся к прочим расходам и учитываются в целях исчисления налога на прибыль в размере фактически произведенных затрат, т.е. для целей исчисления прибыли не нормируются.
Но обращаем внимание, что если в ходе проведения ярмарки были понесены затраты, связанные с бесплатной раздачей сувениров, то их нужно отнести к рекламным расходам, которые нормируются. То же самое применяется и в отношении затраты на изготовление визиток.
Обоснование
Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса
Как отразить в бухучете и при налогообложении расходы на рекламу
Ненормируемые расходы
При расчете налога на прибыль учитывайте в полном объеме следующие рекламные расходы:*
- рекламу через СМИ, информационно-телекоммуникационные сети (в том числе Интернет), а также при кино- и видеообслуживании (письмо Минфина России от 19 ноября 2012 г. № 03-03-06/1/591);
- световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и щитов;
- участие в выставках, ярмарках, экспозициях;*
- оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов;
- изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах (работах, услугах), товарных знаках и знаках обслуживания или о самой организации;
- уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Такой порядок следует из пункта 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Из статьи журнала «Учет в туристической деятельности» № 4, Апрель 2009
Турфирма участвует в выставке
Выставочные расходы
Расходы на участие в выставках относятся к прочим расходам и учитываются в целях исчисления налога на прибыль в размере фактически произведенных затрат (ст. 264 Налогового кодекса РФ). Другими словами, расходы, связанные с участием в выставке, для целей исчисления прибыли не нормируются.*
Налоговый кодекс РФ не расшифровывает такое понятие, как участие в выставках.
Однако очевидно, что затраты на такое мероприятие не ограничиваются оплатой вступительных взносов и разрешений. Поэтому к расходам, связанным с участием в выставке, можно отнести любые затраты, которые имеют непосредственное отношение к организации и проведению выставки.* Как правило, это затраты на аренду площади и стендов в выставочном комплексе, на оплату услуг сторонних организаций, обеспечивающих оформление стендов и завоз каталогов и других рекламных материалов.
А вот расходы турфирмы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей, проводимых во время массовых рекламных кампаний, признаются для целей налогообложения в размере, не превышающем 1 процент выручки от реализации* (п. 4 ст. 264 Налогового кодекса РФ).
Поэтому затраты, связанные с бесплатной раздачей сувениров на выставке, отраженные в смете затрат на участие в выставке, нужно отнести к рекламным расходам, которые нормируются.*
Раздача визиток
Многие турфирмы раздают на выставках свои визитные карточки. Если визитные карточки содержат информацию не о конкретном физическом лице, а о фирме в целом, об оказываемых услугах, местонахождении и т. д., затраты на изготовление визиток будут относиться к расходам на рекламу, однако они также будут нормироваться.*