В рамках камеральной налоговой проверки инспекция может проверить только тот период, за который организация подала декларацию (п. 1 ст. 88 НК РФ). То есть если подавалась декларация по НДС за 3 квартал - ИФНС может проверить правильность расчета НДС только за 3 квартал 2015 г. Но при такой проверке ИФНС может использовать данные других отчетных периодов.
Соответственно, инспекция вправе требовать у налогоплательщика
Пояснений в другой форме инспекция требовать не вправе.
Поэтому инспекция может запросить у организации документы, которые позволят проверить правильность расчета НДС за 3 квартал 2015 г., но вот проверить правомерность вычетов по НДС за более ранние периоды инспекция не может.
Кроме того, важно учесть, что законодательство устанавливает обязанность налогоплательщика хранить бухгалтерские документы в течении 5-ти лет. Поэтому у организации должны были сохранится документы за 2012 год, и инспекция имеет право их требовать в рамках проверки декларации по НДС.
Обоснование
Из рекомендации Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Какой период может быть охвачен налоговой проверкой
Период, который может быть охвачен налоговой проверкой, зависит от вида проверки. Налоговые проверки бывают двух видов: камеральные и выездные (п. 1 ст. 87 НК РФ). При этом камеральные и выездные проверки могут проводиться независимо друг от друга, то есть одновременно и по одним и тем же налогам (письмо ФНС России от 13 марта 2014 г. № ЕД-4-2/4529).
Камеральная проверка
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
В рамках камеральной налоговой проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала декларацию или расчет, в том числе уточненный (п. 1 ст. 88 НК РФ). Это означает, что если организация сдала в инспекцию декларацию по НДС за II квартал 2012 года, то в рамках камеральной проверки представленной декларации инспекция может проверить правильность расчета этого налога только за II квартал 2012 года. При этом для проведения проверки инспекция вправе использовать данные других отчетных периодов.
Ситуация: можно ли отменить решение инспекции по итогам камеральной проверки. По итогам проверки инспекция сделала выводы, не имеющие отношения к тому периоду, за который была подана декларация (расчет)
Да, можно, в части тех выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под камеральную проверку.
В рамках камеральной проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала декларацию или расчет (п. 1 ст. 88 НК РФ). Отступление от этого периода будет нарушением со стороны инспекции. Поэтому решение инспекции по итогам камеральной проверки подлежит отмене в той части выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под проверку. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность этого вывода (см., например, определение ВАС РФ от 17 февраля 2009 г. № 1437/09, постановления ФАС Уральского округа от 21 октября 2008 г. № Ф09-7599/08-С2, Восточно-Сибирского округа от 27 августа 2007 г. № А58-6343/06-Ф02-5686/2007, Северо-Западного округа от 5 марта 2007 г. № А56-16972/2006).
Из рекомендации Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Камеральная налоговая проверка начинается после того, как организация подаст в инспекцию декларацию (расчет). Ее проводят сотрудники налоговой инспекции, уполномоченные на это своими должностными обязанностями. Специального разрешения от руководителя налоговой инспекции на проведение камеральной проверки им не требуется. Об этом говорится в пункте 2 статьи 88 Налогового кодекса РФ.
Налоговая инспекция проводит камеральную проверку на основе:
Это следует из положений пункта 1 статьи 88 Налогового кодекса РФ.
В каких случаях проверка не проводится
Налоговая инспекция не вправе проводить камеральную проверку декларации (расчета), представленной за период, за который проводится налоговый мониторинг. Исключение составляют случаи, когда:
Такие правила установлены пунктом 1.1 статьи 88 Налогового кодекса РФ.
Требования инспекции
В ходе камеральной проверки налоговая инспекция может потребовать:
1) у проверяемой организации:
- представить документы (тогда в требовании о предоставлении должен быть указан конкретный перечень),
- представить письменные пояснения о выявленных ошибках (противоречиях) или устранить их (тогда в требовании должны быть указаны ошибки, допущенные организацией),
-
представить устные пояснения (организация должна получить уведомление о вызове для дачи необходимых пояснений).
- налоговых деклараций (расчетов) и дополнительных документов, представленных организацией вместе с отчетностью;
- других документов о деятельности проверяемой организации, которые имеются у налоговой инспекции.
- декларация (расчет) представлена позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг;
- в декларации заявлено право на возмещение НДС или акциза;
- представлена уточненная декларация (расчет), в которой уменьшена сумма налога к уплате или увеличен убыток;
- налоговый мониторинг был досрочно прекращен.
- представить документы;
- представить письменные пояснения о выявленных ошибках (противоречиях) или устранить их;
- представить устные пояснения;
2) у контрагентов проверяемой организации и иных лиц (например, банков) - представить документы (сведения) о проверяемой организации.
Истребование документов
Потребовать у проверяемой организации представить документы налоговая инспекция может только в следующих случаях:
- если организация подала налоговую отчетность без обязательных сопутствующих документов, то инспекция вправе потребовать эти документы (п. 7 ст. 88 НК РФ). Например, это могут быть документы, подтверждающие обоснованность применения организацией нулевой ставки НДС (ст. 165 НК РФ);
- если организация подала декларацию по НДС с суммой налога к возмещению, то инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие правильность применения налоговых вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ). Например, это могут быть счета-фактуры поставщиков проверяемой организации (п. 1 ст. 172 НК РФ);
- если в декларациях по НДС, поданных организацией и ее контрагентом, инспекция обнаружила противоречия и расхождения, которые свидетельствуют о занижении налоговой базы или завышении налогового вычета. В такой ситуации инспекция вправе потребовать счета-фактуры, первичные и другие документы, относящиеся к операциям, которые вызывают сомнения (п. 8.1 ст. 88 НК РФ);
- если организация подала отчетность по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, то инспекция вправе потребовать документы, которые являются основанием для начисления и уплаты этих налогов. Такими налогами являются налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ), водный налог (гл. 25.2 НК РФ), земельный налог (гл. 31 НК РФ);
- если по истечении двух лет организация представила уточненную декларацию, в которой уменьшена сумма налога к уплате в бюджет или увеличена сумма убытка. В этом случае инспекция вправе потребовать первичные и другие документы, обосновывающие изменение показателей, а также аналитические регистры налогового учета (п. 8.3 ст. 88 НК РФ);
- если организация использует налоговые льготы в качестве участника регионального инвестиционного проекта. В этом случае инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие, что деятельность организации соответствует условиям того или иного регионального инвестиционного проекта (п. 12 ст. 88 НК РФ);
- если организация исполняет обязанности налогового агента по налогу на прибыль в отношении доходов по ценным бумагам, которые выплачиваются иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц. В этом случае инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие правильность расчета и уплаты налога (п. 1 ст. 310.2 НК РФ);
- если организация применяет льготы по налогам, то инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие обоснованность использования этих льгот (п. 6 ст. 88 НК РФ). Например, если организация применяет льготы по НДС, то инспекция может потребовать лицензию на ведение операций, освобожденных от НДС (при условии их лицензирования) (п. 6 ст. 149 НК РФ), документы, подтверждающие ведение раздельного учета операций, облагаемых НДС и освобожденных от налогообложения (п. 4 ст. 149 НК РФ), а также пояснения по вопросу использования той или иной льготы.
Требовать в ходе камеральной проверки другие документы или указанные документы в иных случаях, не предусмотренных налоговым законодательством, инспекция не вправе (п. 7 ст. 88 НК РФ). В частности, если это прямо не допускается Налоговым кодексом, при проведении камеральной проверки не могут быть затребованы:
- первичные документы (например, договоры, заключенные с покупателями и поставщиками, выписки банка и платежные поручения, подтверждающие оплату поставщикам, акты выполненных работ) (письмо Минфина России от 25 июля 2012 г № 03-02-08/65, постановления Президиума ВАС РФ от 18 сентября 2012 г. № 4517/12 и от 11 ноября 2008 г. № 7307/08, подп. 1 и 3 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309);
- регистры бухучета, бухгалтерская отчетность, расшифровки отдельных строк декларации (постановление Президиума ВАС РФ от 18 сентября 2012 г. № 4517/12,подп. 1 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309);
- неофициальные отчеты, аналитические справки (обобщения) и другие материалы, которые не являются первичными бухгалтерскими документами (подп. 4 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309).
Ситуация: может ли инспекция в ходе камеральной налоговой проверки декларации по НДС требовать документы, подтверждающие налоговый вычет. Сумма налога к возмещению в декларации не заявлена
Да, может, если в ходе проверки обнаружены несоответствия, которые свидетельствуют о завышении вычета.
Вообще-то требовать для проведения камеральной проверки помимо деклараций еще какие-то документы налоговые инспекции не должны (п. 7 ст. 88 НК РФ). Но декларации по НДС являются исключением из этого правила. Во-первых, дополнительные документы инспекция может потребовать, если в декларации по НДС заявлена сумма налога к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ). А во-вторых, иногда дополнительные документы могут понадобиться даже в том случае, если возмещение не требуется. С 2015 года декларации по НДС подвергаются электронному контролю, в ходе которого сведения о вычетах, указанные покупателями, увязываются со сведениями о начислении НДС, указанными продавцами. И если инспекция установит, что счет-фактура, на основании которого покупатель заявил вычет, не «стыкуется» со счетом-фактурой, по которому продавец начислил НДС, у нее возникнут обоснованные сомнения в правомерности вычета. В таком случае инспекция вправе затребовать дополнительные документы (счета-фактуры, первичку), относящиеся к сомнительным операциям (п. 8.1 ст. 88 НК РФ).
Ситуация: может ли инспекция в рамках камеральной налоговой проверки потребовать от организации представить документы, которые уже ранее сдавались в рамках предыдущей камеральной (выездной) проверки
По общему правилу организация не обязана повторно представлять в инспекцию документы, которые уже были переданы ей в рамках предыдущих камеральных или выездных проверок. Но из этого правила есть исключения (п. 5 ст. 93 НК РФ).
Повторно запросить документы налоговая инспекция может в следующих случаях:
- организация представила в инспекцию подлинники документов, которые затем были ей возвращены;
- инспекция утратила ранее представленные документы в связи с форс-мажорными обстоятельствами (наводнением, пожаром).
Такие особенности предусмотрены в пункте 5 статьи 93 Налогового кодекса РФ и действуют в отношении любых документов, независимо от даты их первоначального представления в инспекцию.
По общему правилу все документы, необходимые для проверки налоговая инспекция запрашивает у организации:
- на бумаге в виде копий, заверенных подписью руководителя (другого уполномоченного на это лица) и печатью организации;
- в электронном виде (если документы, требуемые у организации, составляются в электронном виде по установленным форматам).
Об этом сказано в пункте 2 статьи 93 Налогового кодекса РФ.
Порядок направления (и исполнения) требований о представлении документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден приказом ФНС России от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/168.
Ситуация: может ли инспекция привлечь организацию к ответственности за непредставление документов по требованию. Инспекция направила требование после того, как истек срок камеральной налоговой проверки
Да, может, но при условии, что такое требование инспекция направила в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля.
Если инспекция запрашивает документы именно в рамках камеральной проверки,срок проведения которой ограничен тремя месяцами (п. 2 ст. 88 НК РФ), то требовать документы за пределами установленного срока инспекция не вправе. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 18 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-75, от 24 ноября 2008 г. № 03-02-07/1-471. Следовательно, привлечь организацию к ответственности за неисполнение такого требования инспекция не может. Арбитражная практика подтверждает правомерность такого подхода (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 17 ноября 2009 г. № 10349/09, ФАС Западно-Сибирского округа от 24 июля 2007 г. № Ф04-4768/2007(36383-А70-37)).
Другой порядок действует, если инспекция запрашивает документы в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля. Такие мероприятия имеют непосредственное отношение к камеральной проверке, но проводятся за пределами трехмесячного срока, отведенного на нее. В качестве таких дополнительных мероприятий инспекция, в частности, может потребовать у организации документы. При этом требование о представлении документов оформляется в общем порядке. Об этом говорится в пункте 6 статьи 101 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, инспекция вправе потребовать у организации документы за пределами трехмесячного срока камеральной проверки, если такое требование выставлено в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 18 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-75.
Если организация не исполнит такое требование, то инспекция может привлечь ее к ответственности за непредставление документов по статье 126 Налогового кодекса РФ.
Ситуация: нужно ли организации представлять письменные пояснения по требованию инспекции, если в требовании не указано, какие именно ошибки и (или) противоречия были выявлены при камеральной проверке
Нет, не нужно.
Требовать от организации письменные пояснения инспекция может только при обнаружении в отчетности ошибок и противоречий. В этом случае инспекция обязана сообщить организации о выявленных неточностях и одновременно может потребовать письменные пояснения к ним. Об этом говорится в пункте 3 статьи 88 Налогового кодекса РФ. Если инспекция требует представить письменные пояснениябез указания на выявленные ошибки и (или) противоречия, то исполнять требование организация не обязана. Оно считается незаконным.
В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность такого вывода (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 11 ноября 2008 г. № 7307/08, ФАС Московского округа от 12 января 2010 г. № КА-А40/14809-09, от 16 июля 2009 г. № КА-А40/6618-09, Центрального округа от 7 июля 2009 г. № А08-900/2009-16, Восточно-Сибирского округа от 30 июня 2009 г. № А19-14101/08, от 25 мая 2009 г. № А33-15083/08-Ф02-2251/09, Уральского округа от 2 марта 2009 г. № Ф09-762/09-С3, от 2 декабря 2008 г. № Ф09-8292/08-С2).
Вызов в инспекцию
В ходе камеральной налоговой проверки инспекция также вправе потребовать устные пояснения от организации (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ). Для этого она может направить в организацию уведомление о вызове для дачи необходимых пояснений. Форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189. В уведомлении инспекция обязана подробно указать цель вызова организации. Налоговое законодательство не устанавливает никаких ограничений для инспекции в отношении их права вызова организации, в том числе для дачи устных пояснений (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ). При этом вызов может быть направлен по телекоммуникационным каналам связи в Порядке, утвержденном приказом ФНС России от 15 апреля 2015 г. № ММВ-7-2/149.
Из ситуации Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса
В течение какого срока организация обязана хранить бухгалтерские (налоговые) документы
Храните документы в течение срока, установленного законодательством, но не менее пяти лет.
Сроки хранения первичных документов установлены в Налоговом кодексе РФ, Законе от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, а также в перечне, утвержденном приказом Минкультуры России от 25 августа 2010 г. № 558.
В статье 23 Налогового кодекса РФ говорится, что документы, необходимые для целей расчета налогов (в т. ч. бухгалтерские документы), организация должна хранить в течение четырех лет (подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ). Это требование относится ко всем документам бухгалтерского и налогового учета, необходимым для исчисления и уплаты налогов, в том числе и к документам электронных систем документооборота между банком и клиентами (в частности, системы «Клиент-Банк»). Соблюдать указанный срок организация обязана, если другие сроки не установлены законодательством. Аналогичные выводы подтверждаются письмом Минфина России от 30 марта 2012 г. № 03-11-11/104.
Вместе с тем, вчасти 1 статьи 29 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ сказано, что первичные учетные документы, регистры бухучета, бухгалтерскую отчетность, а также аудиторские заключения о ней нужно хранить в течение того периода, который установлен правилами архивного дела. Но не менее пяти лет. Сроки же хранения типовых архивных документов определены в перечне, утвержденном приказом Минкультуры России от 25 августа 2010 г. № 558.
Аналогичные разъяснения есть в письме Минфина России от 22 июля 2013 г. № 03-02-07/2/28610(доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 15 августа 2013 г. № АС-4-3/14759).
Таким образом, чтобы не быть наказанными за нарушение правил, установленных Законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, храните налоговые декларации, расчеты, регистры и другие документы как минимум пять лет. Дольше – лишь те, для которых законодательством установлен больший срок.
Упакованные в опечатанные мешки копии использованных бланков строгой отчетности (корешков), подтверждающих суммы принятых наличных денежных средств, храните не менее пяти лет. После того как закончится этот срок и пройдет хотя бы один месяц со дня последней инвентаризации, копии использованных бланков можно уничтожить на основании акта об их списании. Такие правила установлены в пункте 19 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359.
Ситуации, когда стоит назначить особые сроки для хранения подтверждающей первички, названы в таблице.
Вид документов | Срок хранения | Где об этом сказано |
Документы, связанные с приобретенным амортизируемым имуществом (договор покупки, акт приема-передачи) | Четыре года после того отчетного периода, в котором имущество списали с баланса или продали | Подпункт 8 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ,письмо Минфина России от 26 апреля 2011 г. № 03-03-06/1/270 |
Первичка за годы, в которых организация получила убыток в налоговом учете, в том числе от реализации имущества | В течение всего периода, пока учитываете убыток при расчете налога на прибыль | Пункт 4 статьи 283 Налогового кодекса РФ,письмо Минфина России от 25 мая 2012 г. № 03-03-06/1/278 |
Документы, необходимые для списания безнадежной дебиторской задолженности (договоры с контрагентами, письма, платежки) | Четыре года после того периода, в котором долг контрагента признали безнадежным. При этом срок хранения продлевается, если срок давности по обязательству прерывался и начал течь заново | Подпункт 8 пункта 1 статьи 23, подпункт 2 пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса РФ, статья 203Гражданского кодекса РФ |
Из статьи журнала «Учет. Налоги. Право» № 31, Август - Сентябрь 2012
Выездные, встречные и камеральные налоговые проверки
Выписки по счету могут истребовать при любой проверке
— При камеральной проверке декларации по налогу на прибыль инспекторы запросили в банке выписки по нашим счетам. Это правомерно?
— Да, в рамках проверки инспекторы вправе запрашивать у банков выписки по счетам. Причем независимо от того, какую ревизию проводит инспекция — камеральную или выездную. Основание — статья 86 НК РФ.
— А вправе ли инспекторы запрашивать данные за период, превышающий тот, за который представлена декларация? Мы сдали отчет за полугодие 2012 года, а инспекторы запросили выписку еще и за 2011 год.
— Нет, не вправе. Камеральная проверка охватывает налоговый период, за который представлена декларация. Любые действия, которые инспекторы проводят в рамках «камералки», должны иметь отношение к ее предмету. А значит, инспекторы не вправе истребовать документы, не относящиеся к периоду, за который отчиталась компания.
Михаил МУХИН,
действительный государственный советник РФ 3-го класса